Курс валют USD 0 EUR 0

Столетие Крымской АССР.  Ученые в поисках новых смыслов

Комментариев: 0
Просмотров: 983

Выступает Р. Куртсеитов

 

20—21 мая в стенах Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова (КИПУ) прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-культурные, политические проблемы современности», посвященная 100-летию образования Крымской АССР.

Открывая работу конференции, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин КИПУ Рефик Куртсеитов напомнил о том, что прошлый год был богат на знаменательные даты, свои юбилеи отмечали такие республики, как Татарстан и Дагестан. В этом же году исполняется ровно сто лет с момента провозглашения Крымской АССР. Р. Куртсеитов подчеркнул, что конференция носит всероссийский характер и география ее участников весьма обширна.

Соучредителями конференции, организованной по инициативе научных работников КИПУ, выступили Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Казанский федеральный университет, Карачаево-Черкесский госуниверситет, Чеченский государственный педагогический университет, Марийский госуниверситет, Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского, Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия, Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

Декан филологического факультета Алиме Апселямова в свою очередь указала на большое символическое значение конференции. «В нашей жизни есть много событий и явлений, которые придают смыслы. Смыслы с большой буквы, смыслы содержательные, смыслы основополагающие. Столетие образования КрАССР — это один из смыслов, один из маркеров развития Крыма в целом, крымскотатарской идентичности, истории и культуры целого ряда этносов и групп», — отметила она.

Тема истории Крымской АССР очень важна для национального самосознания крымских татар. «Мы должны сохранять свою культуру и традиции, более того, мы должны их развивать и передавать потомкам. Сейчас на нашем поколении в прямом смысле лежит ответственность за сохранение идентичности, передачу традиций, сохранение этничности в целом», — подчеркнула А. Апселямова. Что же касается географии участников конференции, то она отражает исторические связи Крыма с народами Поволжья, Урала и Кавказа.

Крым и судьбы крымских татар

Прежде всего, вниманию участников конференции была представлена видеозапись выступления известного татарского историка и общественного деятеля, академика Академии наук Республики Татарстан Индуса Тагирова. Обращаясь к присутствующим, Р. Куртсеитов рассказал о большом вкладе, внесенном И. Тагировым в развитие исторической науки, отметив, что 24 мая выдающемуся ученому исполняется 85 лет.

Тема выступления И. Тагирова была обозначена как «Национально-государственное строительство в РСФСР в 1920—1930-е годы XX века», но корифей татарской исторической науки не стал ограничивать себя узкими хронологическими рамками и постарался обрисовать весь трагизм последних веков крымской истории.

Приветствуя участников конференции, И.Тагиров отметил, что ему не раз приходилось бывать в Крыму и встречаться с видными представителями крымскотатарского народа (заметим, что, в частности, И. Тагиров был одним из участников Международной научной конференции «Репрессированное поколение крымскотатарских общественно-политических деятелей, подвижников науки и культуры», проходившей в мае 1999 года в Симферополе). Характеризуя крымских татар, И.Тагиров отметил, что в своей истории им пришлось пережить много трагедий, десятую долю которых мог бы не выдержать любой другой народ. Исторически Крым, имеющий важное географическое наследие, был объектом беспощадной геополитической борьбы. Рассказав о причинах массовой эмиграции крымских татар в ХVIII – XIX вв., И.Тагиров затронул тему деятельности И. Гаспринского. И. Тагиров охарактеризовал просветителя как великого человека, являвшегося сторонником того, чтобы все татары, все тюрки были единым народом, народом по-европейски образованным. Отсюда и известный лозунг И. Гаспринского, призывающий к единству в языке, мыслях и действиях.

Говоря о создании Крымской АССР, И. Тагиров отметил, что поначалу у советской власти не было доверия крымским татарам, показателем чего стало назначение первым главой правительства крымской республики Сахиб-Гарея Саид-Галиева, который до этого занимал аналогичный пост в Казани. Но затем во главе республики встал Вели Ибраимов. Но его судьба и судьбы его соратников сложились трагически. В 1928 году В. Ибраимов был репрессирован.

Стремление Сталина к осуществлению политики «Крым без крымских татар» привело к выселению крымских татар с исторической родины в 1944 г., несмотря на то, что крымские татары активно боролись против гитлеровской агрессии, а многие крымскотатарские села были сожжены оккупантами. В заключение И.Тагиров пожелал удачи участникам конференции и выразил надежду, что впредь численность крымских татар в Крыму будет только расти, а сам крымскотатарский народ займет достойное место среди других народов.

Выступление И. Тагирова, несмотря на то, что оно было продемонстрировано в записи, произвело большое впечатление на всех присутствующих и задало тон дальнейшему ходу работы конференции.

Мусульманские народы и преобразование империи в федеративное государство

Второй участник конференции из Татарстана — доктор исторических наук, профессор казанского филиала Российского государственного университета правосудия Айдар Хабутдинов сделал обзорный доклад о попытках создания в годы революции и гражданской войны (1917 – 1920 гг.) территориальных автономий на населенных мусульманскими народами территориях бывшей Российской империи.

Предваряя свое выступление, А. Хабутдинов напомнил о событиях 18 мая 1944 года — самой трагической странице в истории крымских татар. Ученый поделился с участниками конференции своими воспоминаниями, как его бабушка говорила о том, что в Крым можно поехать только тогда, когда вернутся хозяева. Никогда нельзя заходить в чужой дом, пока не возвратились его хозяева.

А.Хабутдинов отметил, что к моменту революции у крымских татар были своя буржуазия и свой пролетариат. Неслучайно И.Гаспринский создавал профсоюз печатников Крыма. Мусульманские политики того времени, как либералы так и социалисты — от И.Гаспринского и Ризы Фахретдина до М.Султан-Галиева и М.Вахитова — понимали всю важность увеличения городского мусульманского населения, необходимость опоры на городской пролетариат и профсоюзы.

Национальные движения мусульманских народов направлялись союзом трех групп элиты — духовенства, буржуазии и светской интеллигенции. Лидеры мусульман понимали, что автономия должна быть не просто некой административно-территориальной единицей, она должна быть экономически состоятельным регионом. В Поволжье татарская буржуазия стремилась к одновременному контролю над такими важными центрами, как Казань и Уфа.

В свою очередь, провозглашение автономии Туркестана в Коканде было обусловлено тем, что именно этот город был экономической столицей мусульман Ферганской долины, центром средоточения ее хлопковой буржуазии, обладавшей реальными средствами (в то время как Ташкент и Фергана являлись центрами царской и последующих администраций).

С победой советской власти, казахам, башкирам и народам Северного Кавказа удалось укрепить свои позиции благодаря политике расказачивания (казаки изначально находились в конфликте с большевиками, и те в свою очередь постарались свести к минимуму влияние этой группы населения). В то же время автономные республики не получили под свой контроль железные дороги, ключевые отрасли промышленности, оставшиеся в ведении центра. Не было допущено создание экономически сильного региона в Волго-Уральском регионе. Крым не получил контроля над переселенческой политикой. И когда В.Ибраимов попытался изменить положение дел в земельном вопросе, что косвенно должно было сказаться и на этническом составе населения территории, то это встретило большое сопротивление.

В заключение А. Хабутдинов высказал мнение, что и И.Гаспринский и позже и М.Султан-Галиев видели будущее тюркских народов Российской империи в преобразовании России в федерацию. Причем федерация должна была строиться по модели Австро-Венгерской империи, так, чтобы обе половины государства — христианская и мусульманская, находясь в союзе, сохраняли внутреннюю самостоятельность.

Крымская АССР как национальная республика

Доклад доцента КИПУ Р.Куртсеитова был посвящен теме истории создания, развития и ликвидации Крымской АССР. Докладчик отметил, что сегодня в исторической литературе можно встретить различные, подчас диаметрально противоположные представления о том, какой характер имела Крымская автономия — территориальный или национальный.

Обосновывая свою позицию, Р.Куртсеитов указал на то, что надписи на государственных символах республики (гербе, флаге) выполнялись на двух языках — крымскотатарском и русском. Эти два языка являлись государственными языками КрАССР согласно ее конституции. «Язык той национальности, которой предоставляется автономия, и язык федерации, в состав которой входит эта республика. Так было во всех республиках, это не исключение», — отметил ученый.

30 декабря 1922 года делегациями РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации был подписан договор о создании СССР. В составе российской делегации под этим важнейшим документом поставил подпись и председатель правительства Крымской АССР Саид-Галиев.

В 1920-е годы Крым затронула общегосударственная политика коренизации, направленная на выравнивание социального, экономического и культурного развития народов СССР. Эта политика сыграла весьма позитивную роль, способствуя росту образовательного и культурного уровня широких слоев крымскотатарского населения. Например, если до революции среди крымских татар было всего пять человек с высшим медицинским образованием, то с открытием в Крыму медуниверситета положение в подготовке медицинских кадров коренным образом изменилось.

Основываясь на программных документах советской власти, выступлениях первых лиц СССР (В. Ленина, М. Калинина, И. Сталина), Р. Куртсеитов убедительно показал, что Крымская АССР возникла в рамках политики, направленной на предоставление автономии нерусским народам, и являлась национальной республикой крымских татар. В 1950-е годы в СССР на государственном уровне началась подтасовка фактов, направленная на отрицание национального характера Крымской АССР и утверждение точки зрения, что эта республика носила территориальный характер. Это было частью политики по недопущению полноценной реабилитации крымских татар и их возвращению в Крым.

В рамках конференции был озвучен еще целый ряд докладов, освещающих различные стороны истории Крыма первой половины ХХ века и сопредельных к нему областей. Очевидно, что научная мысль не стоит на месте, и знакомство ученых из разных регионов с достижениями своих коллег принесет со временем новые, еще более интересные результаты.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог