К 100-летию со дня рождения
О гурии, непревзойденной в танцах «Тым-тым», «Эмир-Джелял», «Агыр ава ве хайтарма», «Цыганочка» и многих других, часто отмечали в своих воспоминаниях корифеи крымскотатарского ансамбля «Хайтарма». Имя Селиме Челебиевой неразрывно связано с крымскотатарским национальным танцем. Все, кому довелось долгие годы общаться с ней, выступать вместе на сцене или вдохновляться ее исполнением, подчеркивали ее тонкую грацию, пластику и чувство ритма, такой она была и жила в танце, такой была и в жизни: абсолютно неконфликтной, мягкой, ответственной и заботливой.
Ей выпала нелегкая судьба, с «Хайтармой» ей пришлось, отработав 21 год, расстаться в 1978 году. После выхода на пенсию Селиме Челебиева устроилась костюмером в известном узбекском ансамбле «Ялла», коллектив которого с теплотой отзывался о ее материнской опеке, заботе, и в благодарность за это внес свою лепту в установку памятника на ее могиле в крымском селе Мамут-Султан (Доброе). Ей удалось вернуться на родину в Крым в 1989 году и прожить лишь несколько месяцев, но, к сожалению, не довелось оставить своих воспоминаний. Многие сведения о блиставшей некогда ведущей танцовщице «Хайтармы» по крохам собраны из изданных в разные годы справочников, мемуаров и книг: биобиблиографического словаря «Деятели крымскотатарской культуры (1921—1944 гг.), изданного Республиканской крымскотатарской библиотекой им. И. Гаспринского, «Меним энишли-ёкъушлы ве чечекли ёлларым» Сабрие Эреджеповой, «Эдие Топчи. Воспоминания» Сейяре Хашимовой, «Герой войны и гений танца» Шефики Абдурамановой. Интересные факты и эпизоды из ее жизни, ее общения с коллегами удалось записать и сохранить теперь уже для истории журналистам «Голоса Крыма»: Лейле Алядиновой в интереснейшей публикации «Тетушка тым-тым» («ГК», №34 от 19 августа 2011 г.), Гульнаре Усеиновой в статье «Памяти звезды крымскотатарского танца» («ГК» от 22 ноября 2002 г.), Розе Аирчинской, сумевшей разговорить Ильяса Бахшиша в одном из последних его интервью.
Башташ легендарной танцовщицы в крымском селении Мамут-Султан
Сегодня, описывая и упоминая имя Селиме Челебиевой, студенты, журналисты, общественные и культурные деятели, биографы основываются на этих собранных по крупицам сведениях и публикациях. Из этих источников сложился образ запомнившейся в народе танцовщицы.
Хрупкой и чувственной девочке Селиме, рожденной у берегов Черного моря, в живописнейшем селении Симеиз, что на южном склоне Крымских гор, росшей под шум прибоя и обласканной южным солнцем, с годами удалось передать эти удивительные и трепетные детские ощущения в своем чарующем танце. Пятнадцатилетним подростком Селиме приняли в Ялтинский ансамбль песни и танца под руководством балетмейстера Иззета Добра. Уважаемый балетмейстер Усеин Баккал в 1940 году пригласил подающую надежды танцовщицу Селиме Челебиеву в созданный им ансамбль песни и танца в Симферополь. С Рефатом Челебиевым они познакомились уже после объединения Ялтинского и Симферопольского ансамблей, и стали не только блестящими партнерами по танцу, но и супружеской парой. Они познали горечь эмиграции — с группой артистов в 1943 году были вывезены в Румынию, откуда им удалось вернуться в Крым; депортации — их доставили в Свердловскую область, через четыре года перебрались в Наманган; репрессий – в 1949 году ее мужа Рефата Челебиева арестовали «как социально опасного элемента», через год освободили.
Селиме пару лет проработала в Наманганском областном драмтеатре, а в 1957 году, пройдя конкурсный отбор, была принята в ансамбль песни и танца, впоследствии названный «Хайтарма», где более 20 лет посвятила народному танцу, снискав любовь и признание публики.
«От ее исполнения знаменитых крымскотатарских танцев «Тым-тым» и «Эмир-Джелял» у зрителей захватывало дух. Настолько утонченными и изящными были ее движения! Она чутко следовала тончайшим нюансам звуков скрипки. Она как бы собирала музыку руками и передавала ее внутренний эмоциональный смысл в изумительном по выражению жесте. На глазах очарованного зрителя Челебиева лепила безупречной красоты движения, из которых и слагался танец-вдохновение», — пишет в своих воспоминаниях о Селиме Челебиевой Сабрие Эреджепова.
«Она танцевала русские, узбекские, украинские, азербайджанские, молдавские, цыганские танцы, поволжских татар, танцы разных народов. Она показала себя замечательной танцовщицей в комедиях и драмах. Особенно хороша Селиме была в драме Юсуфа Болата и Ильяса Бахшиша «Арзы къыз», где исполняла героиню Айше, а также в музыкальной комедии Ильи Фимкина «Обманщику одно утешение», где она с большим умением раскрыла образ Луизы. <…> Эдие Топчи тоже восторгалась мастерством Селиме. Очень тепло отзывалась об исполнении танца «Тым-тым»: «Ее пальцы, дрожащие, как крылья птицы, ее пальцы, извивающиеся, как змеи… это было что-то бесподобное, красивое, чудное…» (Из книги С.Хашимовой «Эдие Топчи. Воспомининия»).
«Один из лучших танцоров ансамбля Аким Джемилев прославился многими танцами, но особенно неповторимым было его исполнение «Агыр ава ве хайтарма» в паре с Селиме Челебиевой. Аким грациозно выходил на сцену и, разведя руки, парил орлом, а Селиме гурией плыла рядом». (Из книги Ш.Абдурамановой «Герой войны и гений танца».
Ильяс Бахшиш в интервью Розе Аирчинской, опубликованном в «Голосе Крыма», ярко и эмоционально описал еще один эпизод из военной жизни ведущей танцовщицы своего ансамбля:
«Во время бомбежки, когда бойцы и артисты спрятались в укрытиях, вдруг на лужайку, как птица, выпархивает Селиме Челебиева в ярком, красочном цыганском наряде и начинает танцевать «Цыганочку». Все были ошарашены и удивлены смелостью молодой и красивой танцовщицы, и как очарованные смотрели на ее темпераментный и зажигательный танец. А вражеские самолеты, отбомбившись, дали на прощание несколько очередей из пулеметов и улетели, кроме одного. Немецкий летчик несколько раз сделал круги над танцующей Селиме, а затем, как бы помахав крыльями, улетел».
Лейля Алядинова в своей статье «Тетушка тым-тым» приводит отзыв известного в народе певца Рустема Меметова о Селиме Челебиевой: «…На мой взгляд, она была эталоном в искусстве танца, как в свое время для нее эталоном была Чулакова. Селиме-ханум, как никто, умела носить сценический костюм и, вообще, всегда была стройная, подтянутая, на нее и в зрелом возрасте оборачивались молодые парни.
Люди старшего поколения наверняка помнят веселые инсценировки из пьесы «Къайнана», в которых Челебиева участвовала вместе с прославленной Эреджеповой, Сабрие-ханум пела, Селиме танцевала. Но должен заметить, что и пела она неплохо. Помню, мы гастролировали по Узбекистану, я совмещал тогда в одном лице певца и водителя, Селиме-ханум сидела рядом со мной в кабине и всю дорогу что-то напевала. Она обладала небольшим, но приятным, выразительным колоритным сопрано. Благодаря ей я выучил песню «Эки пугъу» («Два филина»)».
comments powered by HyperComments