Юбилей
Образ одинокой старушки, с трудом переступающей порог своего дома с молитвой-мольбой «Бисмилля» (1997), «Проводы журавлей» (1998), «Три голубя» (2016) и стремящаяся «На свадьбу» (2001) под звуки старинных мелодий повозка с музыкантами – эти картины из жизни народа, прочувствованные и пережитые, вылились контрастными красками, глубокими мыслями, душевными переживаниями на холсты благодаря руке мастера, художника-живописца и преподавателя Ирфана Нафиева. В эти августовские дни художник отмечает свой 70-летний юбилей выставкой, которая организована Крымскотатарским музеем культурно-исторического наследия, и откроется 25 августа в музее Амет-Хана Султана в Алупке. Юбилей – это всегда повод встретиться еще раз с талантливым человеком, проникнуться его творчеством и зарядиться новыми впечатлениями и эмоциями.
Становление будущего художника началось в изгнании, за тысячи километров от родительского дома в с. Багатыр. Спустя семь лет после чудовищного выселения он появился на свет в захолустном узбекском селении Красноармейск Мирзачульского района. В младших классах увлекся рисованием, увлечение вскоре переросло в нечто большее и стало с годами смыслом всей его жизни. Успешно окончив в 1975 году отделение живописи Республиканского художественного училища им. П.Бенькова в Ташкенте, несколько лет работал в производственных мастерских Художественного фонда в Самарканде.
Уже в достаточно зрелом возрасте, окончив Самаркандский государственный педагогический институт, получил специальность преподавателя черчения, рисования.
Ирфан Нафиев — член Союза художников Украины и России, заслуженный художник Крыма. С 2001 года возглавляет Ассоциацию крымскотатарских художников. Работы Ирфана Нафиева экспонировались на многих республиканских и международных выставках, хранятся в собраниях музеев и частных коллекциях Узбекистана, Украины, России, Турции, США, Канады, Германии, Польши, Ливии. После возвращения в Крым художник некоторое время работал специалистом в Республиканской крымскотатарской библиотеке им. И. Гаспринского. И вот уже 15 лет Ирфан Нафиев старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Крымского инженерно-педагогического университета. Хоть и сложно, как сам отмечает художник, но старается совмещать преподавательскую деятельность с творчеством.
Пишет пейзажи и жанровые композиции, связанные с историей, народом…
— Не мешает ли педагогика творчеству, хватает ли времени творить?
— Еще как мешает, отнимает много времени и сил. Есть много задумок и творческих планов, но не успеваю их реализовать. После преподавания в университете продолжаю работать дома, но это сложно. Поэтому пришлось отказаться в этом году от юбилейной выставки в Союзе Художников. Надеюсь, к следующему году успею подготовиться основательнее.
Но студенты – это тоже своего рода вдохновение, которое питает и дает свой заряд. У меня четверокурсники — студенты разных национальностей, и у многих из них уже выработался свой почерк, каждый определил свой путь и может представить свое творчество. Мы привлекаем их к участию в разных выставках: на нашей кафедре в КИПУ, в Республиканской крымскотатарской библиотеке, недавно запланированную в Бахчисарайском художественном музее выставку студенческих работ из-за ремонта провели в доме-музее И.Гаспринского. Для них это толчок в творческом плане, это важно и нужно — видеть результат своего труда и работы своих товарищей. Они заряжают и заражают друг друга.
«Мелодия». 1995 г. 75х80 х.м
— Чего ждать зрителю на открывшейся на этой неделе к вашему юбилею выставке в Алупке?
— Часть моих картин по инициативе татарстанских художников, организовавших совместную выставку, вместе с работами моих крымских коллег: Рамазана Усеинова, Айдера Алиева, Эльмиры Сеит-Аметовой, Энвера Юнусова, Энвера Изетова, Нури Якубова, экспонируются в Москве. Поэтому на юбилейной выставке в музее Амет-Хана Султана будут представлены около двух десятков моих работ — это из фондов Крымскотатарского музея, из моей домашней коллекции и несколько новых. Алупка – южнобережный курортный город, и многочисленным туристам и соотечественникам, надеюсь, будет интересно мое творчество, и они почерпнут для себя что-то новое.
— Самое яркое восприятие детства, юности или зрелости, которое еще не запечатлелось вами на холсте?
— Думаю написать еще не одну картину на разные темы. На мой взгляд, неполно освещена нашими художниками тема первых лет жизни, скорее, выживания народа в изгнании. Это были страшные годы, когда народ вымирал. Когда ползающего по полю истощенного, изнуренного голодом ребенка за съеденный пучок клевера объездчик на коне мог до смерти исхлестать камчой. Крымские татары гибли в ужасных условиях спецпоселения в Средней Азии, на Урале… Это будут не живописные картины, а рисунки в графике, как документальное контрастное подтверждение черных страниц истории моего народа.
«Возвращение» 2000 г. 90х100 х. м.
Есть и светлые, позитивные и яркие образы и темы. Я как-то, несколько лет назад, когда только обустраивался в Крыму, запечатлел свою шестилетнюю дочь Эльвиру, играющую на фундаменте строящегося дома. Она выдувала мыльные пузыри. Я днями старался над магией передачи на холст переливов мыльных пузырей на солнце. Вообще, у меня привычка не довольствоваться своей работой, долго и тщательно ее переосмысливать, перерисовывать. Вот и ту работу я взял и переписал, в итоге появилась девочка, играющая на кавале, а рядом старик, опершись на свою палку, слушает ее игру. Картину назвал «Мелодия» (1995). Помню, как заплакала Эльвира: «А где я?», когда увидела это преображение. Тогда я ей обещал, что еще обязательно ее напишу. Вот теперь, думаю, придется внучек писать уже во дворе с построенным на родине предков домом. У меня есть несколько набросков с младшей внучкой, надув щеки, распыляющей воздушные шляпки одуванчиков. Это тоже обязательно надо изобразить на холсте – символ возрождения нации, народа на родной земле.
— Ваши любимые картины…
— Я уже говорил, что редко бываю до конца доволен своими работами, все переписываю и переделываю, а потом сожалею: может, стоило оставить первоначальный вариант… Но когда вижу со стороны восприятие зрителем моих картин, понимаю, что, наверное, сумел передать желаемое. К примеру, «Бисмиля» — запомнилось, как один серьезный и сдержанный чиновник, увидев ее, не смог сдержать слез. Она глубоко задела его, многие плачут перед ней, делятся, что видят в образе этой старушки своих бабушек, это собирательный образ крымскотатарских женщин, чьи мужья, отцы, братья и сыновья сражались или погибли на фронте, были угнаны на принудительные работы в Германию или в трудармию. Этих беззащитных женщин в одночасье изгоняли из родных домов.
«Гурзуфская улочка». 2009 г.
Картина «Древний Салгир», как оказалось, была эликсиром для моей супруги. Этот пейзаж с величаво несущей свои воды рекой, по брегам которой смиренные стражи-деревья, долгое время висел в комнате напротив дивана, пока я не увез его в Турцию на выставку, где она так и осталась. Жена потом с сожалением рассказала, что эта картина была для нее эликсиром, когда ей бывало тяжело или плохо себя чувствовала, то садилась на диван и напитывалась бодрости и сил, глядя на нее. Она излечивала сердце и душу. Если бы я знал, не увозил бы. У картины «На свадьбу» своя история создания, к которой приложила руку моя супруга (смеется). У нее что-то пригорело, и она вынесла горячий тава (противень) во двор. После прошедшего дождя на высохшем под лучами солнца противне мне увиделся этот рисунок — сценка с повозкой и веселыми музыкантами. Так родилась моя картина «На свадьбу».
— Как вы оцениваете творчество современных крымскотатарских художников?
— Современные крымскотатарские художники достойно заявили о себе в Крыму еще в 1990 году, когда народ только-только возвращался или собирался возвращаться на родину. В тех условиях была проведена первая выставка. А ведь Крым всегда славился своими художниками, и здесь суметь обратить на себя внимание и получить признание в творческих кругах, среди коллег и ценителей искусства – задача не из легких. Крымскотатарские художники отличаются разнообразием стилей, техник, особым почерком, мировосприятием и взглядом. Нас признали, оценили, приглашают и организовывают выставки.
Эликсир, в свою очередь, от арабского «аль-иксир», от греч. «xеrion» (философский камень) — сказочное средство, вещество, обладающее исцеляющим, избавляющим человека от всех негативных последствий свойством. Не зря супруга художника, посетители и многие смотрители выставок отмечают это свойство и в картинах Ирфана Нафиева. Искусство всегда несет исцеление человеку, учит, воспитывает, развивает.
Выдающийся немецкий писатель, лауреат нобелевской премии по литературе 1946 года «за вдохновенное творчество» и «блестящий стиль» — Герман Гессе, который, кстати, помимо литературы, был увлеченным художником и написал более 3000 акварелей, в своей философской повести «Нарцисс и Златоуст» выразил тонко и изысканно: «Когда же, будучи художниками, мы создаем образы или, будучи мыслителями, ищем законы и формируем мысли, то делаем это, чтобы хоть что-то спасти от великой пляски смерти, хоть что-то оставить, что просуществует дольше, чем мы сами».
В этом, наверное, и смысл созидания и искусства – исцелять души и продлевать жизнь человечества.
Хайырлы яшлар олсун, Ирфан-ага! Человек, способный создавать эликсиры, черпает силы из того же источника. Здоровья вам и вдохновения!
comments powered by HyperComments