Курс валют USD 0 EUR 0

Что делать?

Комментариев: 0
Просмотров: 606

Джихангир

Этот извечный вопрос в любой жизненной ситуации стоит перед человеком разумным. Природа, наделив высшее существо разумом, обеспечила ему возможность мыслить и дала право на выбор! Этим правом всяк распоряжается по-своему, совершая добрые или злые поступки. Но критерием оценок данных  поступков и дел может служить только общественная практика.

что делать

Изменения, произошедшие в Крыму за последние полтора года, затронули интересы каждого. У одних первостепенными оказались политические интересы, у других – бизнес, гражданские же интересы коснулись всех. В статье мы уйдем от политических пристрастий, они имеются у каждого, но когда встал вопрос о российском гражданстве, его приняло подавляющее большинство крымских татар, ибо оно обеспечивало право на жизнь в Крыму. Генетическая или историческая память сработала сразу. Наши далекие предки тоже  стояли перед  выбором в 1783 году. Тот, кто предпочел Родину – остался  в Крыму, те, кто Веру, халифа и султана – эмигрировали.

Современное крымскотатарское общество не однородно ни в плане материальном, ни в социальном, ни в интеллектуальном, ни в другом.  В соответствии с положением индивид несет ответственность перед обществом, и, как часто бывает,  проступки одних остаются совершенно незамеченными, а осознанные шаги других, часто непопулярные, но направленные на жизнеобеспечение, подвергаются резкой критике и осуждению. В социальных сетях интернета, благодаря общедоступности (но и никакой ответственности), мы имеем возможность знакомиться со срезом определенного социального мнения. В связи с тем, что совсем недавно активно обсуждалась тема возможного  участия народного артиста Украины Энвера Измайлова в джаз-фестивале в Коктебеле и вынесения ему по этому поводу предупреждения Министерства культуры Украины о невъезде в страну (позже с него это ограничение было снято), хотелось бы, оглядываясь назад и заглядывая вперед, задаться вопросом: что делать?

Мы не ставим целью выступать чьим-то адвокатом или, наоборот, стать прокурором, но считаем, что практически каждый российский гражданин в Крыму делает свой осознанный выбор, без прямого принуждения, часто руководствуясь весьма земными материальными интересами. Ведь жить-то надо, а жить хорошо желали бы многие.

При всей взвинченности обстановки в первой половине 2014 г. игрались свадьбы, пели и танцевали артисты. У профессионалов это не хобби, а работа. Когда политические мероприятия принимают культурную оболочку, никто не спрашивает у артистов государственной филармонии или театров об их политических приоритетах и кумирах, получаешь зарплату от государства, будь добр выступать. Помните майский праздник Хыдырлез, когда одни политические силы зазывали на мероприятие соотечественников, другие призывали к его байкоту. Крайним из артистов остался приглашенный узбекский ансамбль «Учкудук». Но почему-то критики не захотели заметить участие в мероприятии двух крымскотатарских государственных ансамблей «Хайтарма» и «Къырым». Чего-то они не договаривали. А что артистам делать и как быть? У кого есть готовый рецепт?

Несколько месяцев назад в социальных сетях активно обсуждалась тема лишения звания Героя Украины граждан, проживающих в Крыму, за сотрудничество с российской властью. Среди Героев называлось имя и ректора КИПУ Февзи Якубова. Из истории российской мы знаем, что университетские коридоры всегда полны бунтарской мысли. Их носители оставили разные следы в истории. Со временем идеи, конечно, могут воплощаться или не воплощаться в жизнь, но дела насущные требуют незамедлительного разрешения. Для Февзи Якубова главным было сохранение вуза в это непростое время. А для крымскотатарского народа? Кто сегодня проявил способность стать преемником Якубова? Разве мы не были свидетелями процесса оптимизации вузов? Даже такой крымский гигант, как медуниверситет, вошел в состав вновь созданного на базе ТНУ Крымского федерального. Как-то в конце 1990-х, когда шли дискуссии вокруг банка «Крым-юрт», Мустафа Джемилев сказал, что если мы не удержим банк, то вряд ли в ближайшем будущем сможем его создать. Создали? А кто сегодня из крымских татар способен создать вуз? Роль личности, как и роль масс в истории, неоценима! И те преподаватели, которые, казалось бы, занимают непримиримую позицию к происходящим процессам, в знак протеста против соглашательской линии ректората почему-то не покидают стены вуза, получая приличную зарплату. Получается, за спиной ректора кое-что и позволительно.

В приличном обществе за слова и дела приходится отвечать. Статус получить можно, а соответствовать ему – долг! Несите ношу посильную, с поднятой головой.

Адаптация в новых реалиях у всех происходила по-разному. Кто-то работу потерял, кто-то ее улучшил. Мерило — оплата труда. Считать чужие деньги не принято, но знать, куда идут отчисления налогоплательщиков, – это норма. Поэтому на официальном правительственном сайте в Крыму есть раздел «противодействие коррупции», где обнародованы доходы чиновников и руководителей бюджетных организаций. После ознакомления с ними сразу становится понятным, почему бытие определяет сознание.

Многообразие присуще крымскотатарскому обществу, и если перед одними, кто в этой жизни уже для народа многое сделал, стоит вопрос «что делать?», то для других не менее остро стоит вопрос «что мне лично это даст?». Мы не станем останавливаться на них, индикатор народного доверия и так постоянно работает.

Делая выбор, каждый сам несет ответственность за свои поступки, ибо ответственность наступает всегда, будь то перед человеком, обществом или совестью. Отец за сына или сын за отца, согласно праву, конечно, не отвечают, но моральную ответственность в крымскотатарском обществе оба друг за друга несут. Уже не в литературе, а в жизни разворачиваются сцены из классической советской революционной действительности, когда в одной семье и «красные» и «белые». И если тогда могли убить друг друга, то теперь мирно уживаются под одной крышей, кушая с одного стола. Не хочется называть поименно, но скоро придется. Народ обязан знать подноготную всех тех, кто говорит от его имени, видит себя выразителем его воли, распределяет общественные ресурсы и так далее.

«Что делать?», как и «быть или не быть?», извечный вопрос. Правильно на него ответить могут только правильные действия, способные принести народу счастье и благополучие.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог