На состоявшихся 24 октября очередных выборах президента Республики Узбекистан победу ожидаемо одержал действующий глава государства Шавкат Мирзиёев. По официальным данным, кандидатуру Мирзиёева поддержало 80,1% участников голосования. Среди остальных претендентов на президентский пост наибольший результат в 6,6% получила врач-терапевт и депутат узбекского парламента Максуда Ворисова.
Просвещенный абсолютизм
Интересно, что на прошлых президентских выборах, проходивших в Узбекистане в 2016 году после кончины первого президента республики Ислама Каримова, поддержка Мирзиёева, по официальным данным, составляла 88,6%. Учитывая, что официальные показатели поддержки И.Каримова на президентских выборах обычно никогда не опускались ниже 90%, то нынешние 80% Мирзиёева могут сойти за признак некоторой демократизации политической жизни крупнейшей по населению страны Центральной Азии.
Политическая система Узбекистана, спустя пять лет после ухода из жизни И.Каримова, продолжает сохранять авторитарный характер. Кандидатов в президенты имеют право выдвигать только немногие официально зарегистрированные политические партии. Все они занимают лояльную позицию к действующей власти. Такое положение вещей подвергается критике, особенно в европейских странах. Однако вместе с тем нельзя не учитывать того, что действующая политическая система, при всех своих недостатках, обеспечивает сохранение светского характера узбекского государства, что в реалиях Центральной Азии отнюдь немаловажно.
Победа радикальных исламистов в многолетней гражданской войне в Афганистане стала демонстрацией наиболее вероятного будущего региона в случае краха существующих авторитарных режимов в бывших советских союзных республиках Центральной Азии.
Между войной и миром
Обстановка в самом Афганистане после прихода к власти движения Талибан (признано в России террористической организацией) остается весьма сложной. После вступления отрядов талибов в Кабул в середине августа, их политические противники во главе с полевым командиром Ахмадом Масудом и вице-президентом прежнего афганского правительства Амруллой Салехом укрылись в провинции Панджшер и, объявив о непризнании новой власти, призвали афганцев к вооруженному сопротивлению.
Однако уже в начале сентября силы талибов взяли под контроль все населенные пункты в Панджшерском ущелье, после чего сторонники Ахмада Масуда перешли к партизанским методам ведения войны. Основная часть участников панджшерского сопротивления и его лидеры — этнические таджики. Впрочем, много таджиков воюет и в рядах Талибана.
Таким образом, новому афганскому правительству, сформированному талибами в Кабуле, еще предстоит некоторое время бороться с перешедшими в подполье сторонниками прежнего политического режима. Интересно, что не все сторонники прежних афганских властей признают лидерство Ахмада Масуда, но, впрочем, это сейчас не столь важно.
Другим противником Талибана являются боевики ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Филиалы этой террористической организации возникли во многих регионах мира после захвата ею значительных территорий в Ираке и Сирии в 2014—2015 гг. Ныне лучшие дни игиловцев уже давно позади, но их сторонники пытаются проявлять активность в некоторых странах Азии и Африки.
В Афганистане позиции ИГИЛ сильны в высокогорных районах провинции Нанганхар. Когда-то эти территории были населены племенами, исповедовавшими языческие верования. Лишь в конце XIX века правители Афганистана покорили и исламизировали эти территории. Язычество уже давно забылось, но теперь эти труднодоступные земли стали оплотом религиозных фанатиков.
Ячейки игиловцев в городах уже совершили ряд резонансных терактов, направленных, прежде всего, против мусульман-шиитов. В связи с этим перед новой афганской властью остро стоит задача обеспечения безопасности для всех граждан страны и подавления вылазок террористов.
Объективно Афганистан, а также все соседние с ним страны заинтересованы в прекращении вооруженного конфликта, который непрерывно тянется еще с 70-х годов прошлого века. Но экономическая ситуация в Афганистане оставляет желать лучшего. После того как часть сторонников Талибана разочаруется в новой власти, они могут с легкостью пополнить ряды ИГИЛа, активно обвиняющего талибов в предательстве идей исламского фундаментализма. К тому же за десятилетия конфликта в стране выросло целое поколение людей, не знающих никакого другого ремесла, кроме военного. Привыкшие к войне, они могут искать себе применения в новом конфликте. Этим могут воспользоваться внешние силы, заинтересованные в дестабилизации региона, и попытаться направить активность боевиков на соседние страны — Пакистан, Иран или же республики Центральной Азии.
Совещание в Москве
Угроза возобновления афганской войны и распространения ее пожара на бывшие советские республики, естественно, беспокоит руководство РФ. Выступая 20 октября на третьем заседании Московского формата консультаций по Афганистану, в котором приняли участие представители правительств соседних с Афганистаном государств, а также делегация движения Талибан, глава российского МИДа Сергей Лавров так обозначил позицию Кремля: «Установившийся после 15 августа с.г. новый баланс сил в Афганистане, с одной стороны, не имеет альтернативы на обозримую перспективу. С другой – отсутствие официального признания на международной арене, проблемы в социально-экономической и финансовой сферах, гуманитарные вызовы, с которыми столкнулись новые власти в Кабуле, свидетельствуют о том, что сложившееся в стране положение дел пока нельзя назвать стабильным. Этим, в свою очередь, стремятся воспользоваться многочисленные террористические группировки… Сегодня существует реальная угроза перелива террористической и наркоактивности, в том числе маскирующихся под миграционные потоки, на территорию стран-соседей. В этом контексте по понятным причинам нас особо беспокоит центральноазиатское направление. Противодействие вышеназванным угрозам безопасности Афганистана и окружающего его региона, равно как и угрозам, которые проецируются на другие регионы мира, требует своевременного, адекватного ответа как внутри страны, так и со стороны внешних партнеров. Призываем Движение талибов строго следовать линии на недопущение использования территории Афганистана кем-либо против интересов третьих стран, прежде всего против непосредственных соседей Афганистана – стран Центральной Азии, наших друзей и союзников».
По итогам консультаций в Москве их участники приняли заявление, в котором выразили уважение суверенитету, независимости и территориальной целостности Афганистана, призвали действующее руководство этой страны проводить умеренную и благоразумную внутреннюю и внешнюю политику в отношении своих соседей.
comments powered by HyperComments