Курс валют USD 0 EUR 0

Конец эпохи Назарбаева

Комментариев: 0
Просмотров: 305

2022 год только начался, а уже успел ознаменоваться чрезвычайно значимыми событиями. Казахстан, который на протяжении последних десятилетий являлся одним из самых стабильных государств постсоветского пространства, вдруг неожиданно оказался охвачен волнениями и беспорядками. Кровавые события, произошедшие в крупнейшем городе республике – Алматы, привели к вмешательству военного контингента стран-участниц ОДКБ…

Новый президент

5 января, когда в большинстве крупных городов Казахстана уже вовсю шли митинги, а в Алматы начались столкновения и насильственные захваты административных зданий, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил о том, что с этого момента берет на себя функции председателя Совета безопасности страны. До этого этот пост занимал его предшественник — первый президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Процесс передачи власти от Назарбаева к новому лидеру начался еще в марте 2019 года. Тогда, объявив о своей отставке с поста президента, Назарбаев, тем не менее, не ушел окончательно на покой. Бывший глава государства, помимо должности председателя Совета безопасности Казахстана, позволявшей ему продолжать влиять на государственную политику и назначения в силовых органах власти, сохранил в своих руках руководство правящей партией «Нур Отан» и Ассамблеей народа Казахстана (консультативный орган в сфере межнациональных отношений, назначающий 9 депутатов нижней палаты казахстанского парламента — Мажилиса).

Кадровый дипломат Токаев, которому тогда было уже 66 лет, получил пост президента будучи председателем Сената. По конституции Казахстана именно председатель верхней палаты парламента становится президентом страны в случае отставки или смерти действующего главы государства.

Дипломатическая карьера Токаева начиналась еще в советское время, тогда направление его деятельности находилось в сфере советско-китайских отношений. Токаев долгое время проработал в советских посольствах в Пекине и Сингапуре (островное государство в Юго-Восточной Азии с преобладающим китайским населением). С распадом СССР Токаев перешел на работу в МИД независимого Казахстана, дважды становился министром иностранных дел, а в 1999—2002 годах являлся премьер-министром республики. Затем некоторое время Токаев работал в структурах ООН, возглавлял отделение ООН в Женеве.

Время двоевластия

Первые шаги Токаева на посту главы государства были направлены на укрепление культа личности Нурсултана Назарбаева. Сразу после вступления в должность новый президент инициировал переименование столицы Казахстана Астаны в Нур-Султан. В честь Назарбаева были переименованы и главные улицы во всех областных центрах страны. Своим первым указом Токаев вручил Назарбаеву высшую награду страны — звание «Народный герой».

Став президентом, Токаев не производил впечатления сильного лидера. Вполне возможно, что этот, уже далеко не молодой дипломат, не получивший поначалу в свои руки всей полноты власти, должен был стать лишь переходной фигурой. Весьма вероятным выглядел сценарий, когда настоящим преемником стала бы старшая дочь Нурсултана Назарбаева — Дарига. Тем более что именно Дарига, после вступления в должность нового главы государства, была назначена председателем Сената. И, соответственно, могла автоматически пересесть в кресло президента, если бы в отставку вдруг подал уже сам Токаев.

Но в мае 2020 года неожиданно для всех Токаев без всяких объяснений прекратил полномочия Дариги Назарбаевой как члена Сената. Не стал комментировать произошедшее и Нурсултан Назарбаев. В течение 2021 года власть Токаева заметно усилилась. Сначала Назарбаев передал второму президенту председательство в Ассамблее народа Казахстана, затем анонсировал свою отставку с поста председателя партии «Нур Отан» и избрание новым лидером партии Касым-Жомарта Токаева. Назарбаев сохранял за собой председательство в Совете безопасности. Но теперь передача и этого поста в руки президента Токаева выглядела лишь вопросом времени. В информационном поле, при этом, активно муссировалась тема скорой отставки премьер-министра республики Аскара Мамина, который был назначен на эту должность еще Назарбаевым. По крайней мере, было ясно, что Токаев к этому стремится.

В области внутренней политики Токаев пытался выступать в образе либерала. Но демократические преобразования не пошли дальше некоторого смягчения законодательства о митингах и введения выборности сельских акимов (глав администраций). Создание новых партий не было допущено, а пропрезидентский «Нур Отан» продолжил занимать господствующее положение в общественно-политической жизни, в то время как немногочисленные зарегистрированные оппозиционные партии выполняли скорее декоративную функцию, чем роль реальной оппозиции. Эта политическая система, сложившаяся при Назарбаеве, привела к тому, что копившееся в обществе на протяжении долгого времени недовольство социально-экномическим положением не могло проявиться на выборах или каким-то другим легальным путем. Но надо оговориться, что это не оправдывает произошедшего насилия, а тем более мародерства и погромов.

Скрытые разногласия

Отношения России и Казахстана в последние годы понемногу ухудшались. Москву раздражала многовекторная политика руководства республики, стремившегося балансировать между интересами США, Китая, РФ и Европы. К этому добавлялось активное участие Нур-Султана в деятельности Организации тюркских государств, возглавляемой Турцией. Большое внимание в российских СМИ уделялось теме перевода казахского языка с кириллического на латинский алфавит (решение об этом было утверждено еще Нурсултаном Назарбаевым).

В Казахстане, в свою очередь, весьма настороженно воспринимали высказывания некоторых депутатов Госдумы о территориях Казахстана, которые, мол, были незаслуженно подарены республике в советское время. При этом в казахском обществе растет запрос на увеличение роли казахского языка в жизни республики. Тем более что это обуславливается происходящими в стране демографическими изменениями (по предварительным данным прошедшей осенью прошлого года переписи, доля казахов в населении страны достигла 70%).

Однако главные разногласия между Кремлем и Акордой (резиденция президента Казахстана), очевидно, лежали в разном видении дальнейшего развития евразийских интеграционных структур. Нурсултан Назарбаев был изначально активным поборником идеи евразийского содружества, при нем Казахстан вступил в таможенный союз с РФ и Белоруссией, а затем в Евразийский экономический союз. Но еще при Назарбаеве власти Казахстана отвергали идеи создания союзного парламента и каких-либо других наднациональных политических органов.

На этом фоне в российском информационном пространстве закрепилось мнение о Касым-Жомарте Токаеве как о более прозападном политике, чем Н.Назарбаев. Этому способствовало и то, что при Токаеве государство в сфере исторической политики стало уделять больше внимания темам жертв политических репрессий сталинского периода и голода 1921 года.

В начале 2021 года президент Токаев выступил в казахстанской печати с программной статьей «Независимость превыше всего».

«В период тоталитаризма мы едва не утратили свои традиции, язык и религию. Благодаря Независимости мы смогли возродить и укрепить свои ценности. Но если мы хотим сохраниться как нация и государство, нынешнее и будущие поколения должны быть готовы к новым вызовам… Мы обрели свободу благодаря героической борьбе наших предков. На их долю выпало множество трудностей и испытаний. Важно сохранить эти страницы истории в памяти народа», — писал тогда Токаев.

Новая реальность

Спустя год Токаев призовет РФ и других союзников Казахстана по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) к вводу миротворческого контингента в Казахстан.

Мирные акции протеста, начавшиеся 2 января в городах Жанаозен и Актау на западе Казахстана в связи с двукратным ростом цен на природный газ, быстро охватили всю страну. На фоне этих событий президент Токаев отправил в отставку правительство Аскара Мамина и взял на себя руководство Советом безопасности. В это время Алматы охватил бунт, который впоследствии назовут попыткой государственного переворота. Противники правительства удивительно быстро захватили здание городского акимата, аэропорт и здание алматынского филиала Комитета государственной безопасности вместе с находившимся в нем арсеналом оружия.

Сейчас в СМИ идут споры об истинной подоплеке произошедших событий. Одни эксперты считают, что все это стало результатом скрытой борьбы между Назарбаевым и Токаевым. Другие полагают, что за неудавшейся попыткой захвата власти стояли другие претенденты на президентское кресло из числа приближенных Н.Назарбаева.

Как бы там ни было, на данный момент ясно, что благодаря поддержке ОДКБ Токаев сумел удержать власть. Теперь перед ним открывается возможность для ее укрепления. При этом эпоха Назарбаева пришла к своему финалу. Поскольку очевидно, что сегодня фигура первого президента не пользуется в казахском народе популярностью, то нынешняя казахстанская власть будет постепенно отказываться от культа личности Назарбаева, который сама же и воздвигала. Вместе с тем сейчас не совсем ясно, насколько сильно в результате текущих событий будет ослаблен клан Назарбаева. Если сейчас раскол в элите не будет преодолен, то в перспективе Казахстан будет ждать новая фаза борьбы за власть и собственность.

Весьма примечательны и процессы, происходившие в эти дни в российском информационном пространстве. После обращения Акорды за помощью ОДКБ, забыв о прежнем скептическом отношении к Токаеву, многие провластные российские журналисты и эксперты стали высказываться в его поддержку, противопоставляя ставшему в одночасье плохим Назарбаеву. Некоторые рисовали для своей аудитории картину того, что Казахстан теперь полностью вошел в сферу российского влияния, что силы ОДКБ останутся там на продолжительное время, что теперь Акорда будет исполнять любые пожелания России, вплоть до отмены перехода казахского языка на латинский алфавит и предоставления автономии для русского населения на севере страны.

Однако решение Токаева о выводе миротворческого контингента из страны в десятидневный срок и некоторые его кадровые назначения в составе нового правительства вызвали недоумение у российской общественности. Действительность намного сложнее, чем кажется иногда на первый взгляд.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог