С началом нового года продолжился рост напряженности в отношениях между Россией и западными странами. Пока в Вашингтоне и Брюсселе все громче обвиняют российские власти в подготовке нападения на Украину и угрожают новыми, еще более мощными экономическими санкциями, в Кремле все более настойчиво повторяют требования о гарантиях безопасности. Требования российской стороны подразумевают официальный отказ военного блока НАТО от принятия в свои ряды Украины и Грузии. Кроме того, в Москве очень хотели бы, чтобы военные США и стран Западной Европы не появлялись на территории стран-членов НАТО, вступивших в альянс после 1997 года. Запад, в свою очередь демонстрируя согласие обсуждать с Россией вопросы контроля над вооружениями, ожидаемо отказывается идти Москве на уступки в вопросе принятия в НАТО третьих стран.
Два лагеря
Всего чуть более трех десятилетий назад Европа была разделена на два враждебных военно-политических блока — НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД). Два военных лагеря, два разных социально-политических строя. На границе двух лагерей существовали и нейтральные страны — Австрия, Швеция и Финляндия. Во всех трех случаях это был результат определенного компромисса между США и СССР. Нейтральный статус этих государств позволял им сохранить самостоятельность от СССР. Москве же этот нейтралитет служил гарантией того, что территория этих государств не будет использована для военного нападения на Советский Союз и его союзников, что было особенно актуально в случае с Финляндией, граничившей непосредственно с Ленинградской областью.
Определенную самостоятельность от двух блоков сохраняли и социалистическая Югославия, чей лидер Тито не нашел общего языка со Сталиным, а также маленькая ходжаистская Албания, оставившая ряды ОВД в 1960-е годы и находившаяся в напряженных отношениях как с СССР, так и с США и Югославией. В албанском случае дело доходило до комичного, когда в 1960—1970-е годы «Радио Тираны» выпускало многочасовые передачи на польском языке. Таким образом находившиеся в эмиграции польские коммунисты-сталинисты пытались с помощью Энвера Ходжи вести агитацию против действующего руководства социалистической Польши, которое придерживалось, по их мнению, «ревизионистского» курса Хрущева и Брежнева.Колебания президента
Горбачевская политика открыла дорогу для смены политических режимов во всех странах Восточной Европы. Начиная перестройку, новое советское руководство, очевидно, не совсем хорошо осознавало, насколько глобальными в итоге получатся геополитические перемены. Первоначально советское руководство пыталось добиться каких-то гарантий со стороны США и их союзников. Когда дело дошло до объединения разделенной Германии, что проходило в форме ликвидации советского сателлита — ГДР, и вхождения его территории в состав ФРГ, были достигнуты договоренности о том, что иностранные войска не будут размещаться на востоке Германии.
Однако вскоре события вышли из-под контроля Кремля. В самом СССР началось движение за независимость трех прибалтийских республик. В Москве же разгорелась внутриполитическая борьба. Против власти Михаила Горбачева выступили сторонники более активного перехода к капиталистическим отношениям во главе с отцом-основателем современной Российской Федерации Борисом Ельциным.
Горбачев при желании мог бы жестко подавить национальное движение в Литве, первой из республик СССР, провозгласившей независимость. Так же, как до этого российские императоры в девятнадцатом веке расправлялись с восстаниями в Польше, а советские генсеки подавляли восставший Будапешт в 1956 году и Пражскую весну в 1968 году. Ни одна империя не создается и тем более не удерживается на робости и слабоволии. Если бы первый и последний советский президент проявил решительность, то, глядя на участь литовцев, элиты других республик СССР не рискнули бы искушать судьбу. В войсках и военной технике у генсека КПСС недостатка не было.
Горбачев же колебался. Ведь на него давил Запад, требуя не применять силу в отношении прибалтийских наций. Последний советский лидер в своей политике сделал ставку на примирение с западным миром. Значительная часть пути была уже пройдена, и обострять отношения с США в ситуации, когда советская экономика дышала на ладан, а контроль над сателлитами в Восточной Европе был потерян, Горбачев не рисковал.
«Не «разрыв», а истинное партнерство»
1 июля 1991 года в Праге был подписан протокол о прекращении договора о создании ОВД. Советский военный блок был официально распущен. В коммюнике, подписанном по этому поводу, бывшие страны-союзницы высказались за дальнейшее продвижение общеевропейского процесса в интересах создания новых структур безопасности и сотрудничества. Предполагалось, что все конфликтные вопросы будут разрешаться в рамках ОБСЕ. «Не «разрыв», а истинное партнерство» — с таким заголовком советская газета «Известия» вышла в эти дни.
После провала августовского путча участь СССР была решена быстро. В начале сентября 1991 года Союз официально признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии, а к концу года и сам приказал долго жить. В 1994 году завершился вывод уже российских войск из стран Восточной Европы и Прибалтики. С 1999 года одна за другой бывшие социалистические страны стали пополнять ряды НАТО. Последней, в 2020 году, стала Северная Македония.
В начале 1990-х годов многие в России разделяли иллюзорные представления о том, что их страна и после произошедшего продолжит играть ведущую роль в мире наряду с США. Однако действительность оказалось иной. Россия оказалась встроена в мировой рынок как поставщик сырья, а ее промышленность во многом пришла в упадок. Зато новая российская элита, выросшая на политике приватизации государственного имущества, стала активно обзаводиться дорогой недвижимостью в странах Западной Европы. Тем временем бывшую сферу влияния СССР стали осваивать другие внешние игроки. Правила глобальной политики просты: со слабым никто считаться не будет.
К началу 2022 года Москва сохранила в сфере своей орбиты на западе от своих границ только Белоруссию, непризнанные республики Донбасса и Приднестровье (последнее при этом не имеет общей границы с РФ). Украина и Грузия, даже без вступления в НАТО, теперь тесно связаны с Брюсселем и Вашингтоном. В ответ на требования Москвы дать юридические гарантии о невступлении Киева и Тбилиси в НАТО, на западе заговорили о возможности пополнения рядов альянса нейтральными Швецией и Финляндией, что может ухудшить положение РФ на Балтийском море. Ведь при таком развитии событий членами НАТО станут все государства, имеющие выход к Балтике.
На словах стороны все более поднимают ставки. Но перейдут ли они к действиям или договорятся об очередной разрядке?
В 2008 году российские войска не получили приказа войти в Тбилиси, чтобы свергнуть Саакашвили. Спустя шесть лет Совет Федерации дал согласие на поддержку войсками свергнутого Януковича, но в конечном итоге Кремль признал Порошенко законным президентом. Возможно, и в этот раз Кремль «продемонстрирует сдержанность». С другой стороны, страны Западной Европы пока не демонстрируют готовности отказаться от «Северного потока-2», а тем более ввести запрет на покупку российских нефти и газа.
Тем не менее, идущие процессы рано или поздно могут поставить Россию как страну перед нелегким выбором — или договариваться с Западом о своем месте в мире на определенных условиях либо становиться союзником набирающего все большую мощь Китая.
comments powered by HyperComments