Курс валют USD 0 EUR 0

Как нас анализируют?

Комментариев: 0
Просмотров: 211

Развернувшиеся события в мировой политике еще раз продемонстрировали важность формирования информационного поля. Государства, заботящиеся о собственной безопасности, проявляют заботу, развивая СМИ, а всевозможные институты наполняют их содержанием.

Для малочисленных народов наличие собственных СМИ имеет не меньшее значение. Через них выражаются чаяния народа, аккумулируются мысли, направленные на решение различных проблем, и осуществляется информационная защита от всевозможных нападок. Но еще важно наличие контингента аналитиков, способных в складывающихся реалиях определять приоритетные направления для народа, излагать их на бумаге и иметь возможность публиковаться в специализированных изданиях, рассчитанных на аудиторию, которая причастна к принятию государственных решений.

У крымских татар наблюдается недостаток в таких кадрах, но это не означает, что крымскотатарские вопросы не получают освещения, о них пишут другие, исходя из своих воззрений, которые формируются не без влияния исторической памяти.

В поле зрения попала статья «Этнополитическая мобилизация крымских татар в контексте интересов турецкой элиты», авторами которой являются кандидаты политических наук Давид Григорян, Евгения Кондратенко и магистрант Татьяна Фарапонова. Опубликован материал в научном и общественно-теоретическом  журнале «Государственное и муниципальное управление. Ученые записки», учрежденном Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, издателем является Южно-Российский институт управления – филиал РАНХиГС.

Мы не ставим задачу подробно разбирать материал и выражать свое согласие или несогласие с теми или иными выводами, но остановиться и поразмышлять над некоторыми моментами рекомендуем.

Для того чтобы читатель имел представление о материале, мы публикуем его, но со значительными сокращениями.

 

Этнополитическая мобилизация крымских татар в контексте интересов турецкой элиты

…Этнополитическая мобилизация включает в себя социальную мобилизацию, политизацию и идентификацию этничности. Этнополитическая мобилизация представляет собой процесс, в рамках которого консолидируется этническая активность, мобилизуются ресурсы этничности, интегрируются интересы, что в целом приводит этничность в состояние политической активности, она готова защищать свои ресурсы, требовать новые блага, а также вырабатывать собственную политику. Процесс этнополитической мобилизации с одной стороны является стабилизующим фактором общественных отношений, с другой стороны он обостряет отношения между представителями различных этнических групп, что может привести к состоянию конфликта. Любому современному государству присуща этнополитическая мобилизация, в целом, без данного процесса невозможно развитие общества. В Российской Федерации постоянно осуществляется этнополитическая мобилизация, наиболее активно этот процесс проходит в национальных республиках…

…Разные политические элиты, в том числе и турецкая, стремятся воздействовать на этнополитическую мобилизацию в Крыму. Турецко-крымские отношения можно назвать дружественными, так как Крым и Турция обладают глубокими историческими, социокультурными и экономическими связями. Также полуостров Крым является важной стратегической зоной в Черноморском регионе, распространяя сферу влияния на данной территории, турецкая элита укрепляет свои позиции в качестве регионального игрока.

В рамках этнополитической мобилизации крымских татар существуют факторы, которые определяют ее развитие.

Первый фактор – условия сплочения этнической группы, это база, на основе которой происходит консолидация интересов крымских татар, а впоследствии формирование этнонациональной коалиции. Этот фактор турецкая элита постоянно использует, напоминая крымским татарам, что Крымское ханство в течение долгого времени находилось под протекторатом Османской империи, тем самым Турция постоянно защищала, и будет защищать интересы крымских татар…

Вторым фактором этнополитической мобилизации крымских татар является политическая субъектность этноса, которая означает признание этноса субъектом политики…

Социально-экономический фактор играет особую роль в этнополитической мобилизации. Этот фактор связан с материальным положением этнических групп, с их положением на рынке труда. Социально-экономический фактор включает в себя ухудшение социально-экономических условий жизни, выражающихся в спаде производства, безработице, изменении экономических правил игры, росте неравенства. Когда отдельные этнические группы не получают доступ к экономическим благам, а также установлены барьеры на рынке труда, активизируется протестный потенциал этничности. Сначала он проявляется в политическом абсентеизме, представители конкретных этносов не ходят на выборы, не видят эффективных политических механизмов.

Впоследствии такая ситуация может перейти в активный этнический политический протест, вследствие мобилизации и активизации этнической элиты. Безработица приводит в движение этнические группировки, они начинают бороться за свои права, действуют на политическом уровне. Если уровень социального неравенства не снизится, то этнический протест может перерасти в межэтнический конфликт, который будет опасен для всего общества в целом…

Социокультурный фактор является неотъемлемой частью этнополитической мобилизации в целом. Он включает в себя историческую память, религию, идеологию, право и другие культурные особенности отдельной этнической группы. Ценностные ориентации этничности вырабатываются в течение длительного времени, у каждой этнической группы есть собственные традиции и обычаи, заложенные в этническое сознание. Каждая этническая группа транслирует свои культурные ценности через различные каналы коммуникации, для того чтобы данная группа представляла полноценное социальное образование. Именно с помощью культурных ценностей начинается этническая мобилизация. Сначала в сознание этнической группы встраивается историческая память, особенность ее происхождения, важную роль в этом процессе играют религиозные нормы, так как с их помощью можно объяснить особую миссию отдельной этнической группы. Затем развивается идея избранности этничности, часто говорится о ее притеснении в реальном времени, и что такое состояние является противоестественным. Потом появляются лидеры, которые используют культурные особенности в качестве факторов социальной интеграции. Когда у этнической группы появляется единая идея, то в нее включаются политические аспекты, что становится полноценной идеологий. Далее наиболее активные представители этнической группы интегрируются и становятся политическими субъектами, выражая интересы своей нации. Таким образом, данный процесс становится этнополитической мобилизацией.

Турецкая элита активно использует социокультурный фактор в рамках неоосманизма. Неоосманизм – идея турецкой политической элиты, заключающаяся в усилении турецкого влияния на территориях, ранее входящих в Османскую Империю. Неоосманизм был основан на пантюркизме, политической идеологии Турции, которая подразумевает объединение народов тюркского происхождение под турецким началом. Крымские татары принадлежат к тюркской группе, а также имеют общую историю с турками, что дает широкие возможности турецкой элите воздействовать на крымских татар «мягкой силой», также турецкая элита поддерживает русофобские и националистические настроения в Крыму героизацией нацистских коллаборационистов.

Особой составляющей социокультурного фактора является символическая политика. Политический символ — определенный знак, который выполняет коммуникативную функцию, устанавливающую связь между властью и личностью. Политический символ имеет важное значение как для власти, так и для всего общества в целом. С помощью политических символов власть может активно влиять на общество, консолидировать его, побуждать на совершение конкретных действий, а также манипулировать общественным сознанием. В роли политического символа могу выступать флаг, гимн, лозунг, памятная дата, политический ритуал, и конкретный человек и т.д.

В современном мире политической символике уделяется огромное внимание, т.к. она выполняет ряд важнейших функций. Интегративная функция заключается в стирании границ между социальными группами и правящей элитой. Так же с помощью политической символики власть может мобилизовать людей. Регулятивная функция политических символов предполагает воздействие на массовое политическое поведение людей, в целях стабилизации обстановки либо ее дезорганизации и разрушения. Стоит отметить, что политические символы в большей степени воздействуют не на разум человека, а на его чувства. Они способны воздействовать на общественное сознание, в связи с этим символическая политика является эффективным манипулятивным механизмом. Власть, и те, кто стремится ее заполучить, используют политические символы в собственных целях. Символическая политика играет важную роль в этнических процессах, национальные и этнические символы в процессе политизации могут стать политическими. С помощью этнических символов можно мобилизовать этническую группу, вывести ее на политический уровень. Так, например, крымские татары в качестве этнических символов используют крымскотатарский язык, исторический факт депортации крымских татар. В конституции Крыма закреплено, что в республике Крым наравне используются три официальных языка: русский, украинский и крымскотатарский, что позволяет органам государственной власти влиять на крымскотатарское население через этот символ. Такой исторический факт, как депортация крымских татар, позволяет националистическим и сепаратистским движениям встраивать в сознание крымских татар негативное отношение к российской государственной власти. В Крыму ежегодно 18 мая проводится день памяти и скорби, посвященный насильственному переселению крымских татар.

После присоединения Крыма к России появились новые праздники и памятные даты, которые интегрируют все крымское население в российское пространство. 18 марта с 2015 г. объявлен нерабочим днем, так как отмечается праздник «Воссоединение Крыма с Россией», 16 марта — день проведения референдума в 2014 г., объявлен памятной датой…

Действия российской политической элиты направлены на поддержку крымскотатарской идентичности, на постепенное стирание из национальной памяти крымских татар факта насильственной депортации и замещение негативных фактов прошлого новыми позитивными памятными событиями. Символическая политика занимает особое место в этнополитической мобилизации. Представители национальных движений понимают значимость этнического символа, и его влияние на все общество в целом. Также национальные движения очень часто создают новые этнические символы и стараются их укоренить в обществе, чтобы не возник дефицит этнических символов, который может привести к снижению уровня этнополитической мобилизации. Сила национальных и этнических символов заключается в их влиянии на формирование этнического и национального сознания. Бессилие таких символов заключается в их сложной трансформации, а также некоторые искусственно созданные символы не могут заменить ту символику, которая укоренилась в сознании конкретной этнической группы. На сегодняшний день уровень этнополитической мобилизации крымских татар достаточно высокий. Крымские татары интегрируются в российское общество, но при этом сохраняют свою идентичность, демонстрируют свои социокультурные особенности, и являются политическим субъектом. Турецкая Республика активно воздействует на крымских татар на культурном и идеологическом направлении. В рамках этнополитической мобилизации крымских татар Турция стремится поднять их протестный потенциал, увеличить уровень межнациональной конфликтности на крымском полуострове, расширить сферы собственного влияния. Турция оказывает финансово-экономическую и гуманитарную помощь крымским татарам, что повышает роль Турции в Крыму. Оказание помощи турецкой элитой Меджлису крымскотатарского народа (признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ – ред.) приводит к дестабилизации политической ситуации в Крыму, к росту сепаратистского движения. Но Турция не ведет четкую деятельность на данном направлении, так как это может привести к обострению отношений с Российской Федерацией, что в данный момент не входит в круг ее интересов. В целом для Турецкой республики выгодно увеличение уровня протестного движения крымских татар, так как это приведет к дестабилизации внутренней политической обстановки в России…

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог