Семья, как известно, является базовой ячейкой, из которой складывается общество. Трудно найти человека, который, так или иначе, не был бы привязан к своей семье и родным людям. Именно в семье происходит воспитание молодого поколения, передача жизненного опыта и морально-этических ценностей от старших поколений младшим. Неудивительно, что семья как социальный институт и семейные отношения являются объектом изучения различных наук (педагогики, социологии, народоведения, психологии, культурологии, этнографии). О современной крымскотатарской семье, ее ценностях, традициях и взаимоотношениях мы сегодня беседуем с доктором педагогических наук, доцентом кафедры биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова – Эльвирой Зарединовой. У крымских татар сегодня не так много научных деятелей такого уровня, и потому «ГК» не мог пройти мимо возможности побеседовать с ученым.
— Эльвира Рифатовна, расскажите о сфере своих научных интересов?
— Сфера профессиональных и научных интересов многогранна: теория и методика воспитания, дошкольное образование, Монтессори-педагогика, профессиональная педагогика, философия и методология научной деятельности, этнопедагогика и этнопсихология, теория и практика кросс-культурных исследований, педагогическая аксиология, акмеология, педагогическая инноватика.
— Что повлияло на ваш профессиональный выбор?
— Есть семьи, в которых одна профессия передается из поколения в поколение. В педагогических династиях удивительным образом развиты традиции преемственности поколений. И это уже больше, чем наследие, и это не просто работа, это – призвание! Ведь невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей. На это еще необходимо и веление души! В таких семьях из поколения в поколение передают любовь и искреннюю веру в благородство выбранной профессии.
Основу педагогической династии в семье заложил мамин отец, мой дедушка – Сулейман оджа (1900 г.р.). С малолетства ему пришлось много трудиться, он окончил Ялтинское педагогическое училище. Педагогическую деятельность начал с 16 лет, преподавал латинскую графику, крымскотатарский язык, основы математики, письмо, чтение. Был образованным и уважаемым человеком в селе.
Педагогическую деятельность продолжила и мама — Амиде Сулеймановна Смайлова, окончила Ташкентский институт иностранных языков, проработала в школе учителем немецкого языка более 50 лет.
Дети в большинстве своем идут по стопам своих родителей. И я не стала исключением из этого правила. Окончив с отличием Симферопольское педагогическое училище, поступила в Крымский индустриально-педагогический институт по специальности «Дошкольное воспитание», научно-педагогический стаж – 22 года.
С древнейших времен и до наших дней профессия учителя была и остается одной из самых важных у всех народов. Благодаря учителям от поколения к поколению передаются знания, опыт, накопленный человечеством. Ни один человек, простой или выдающийся, не смог бы стать личностью, достигнуть тех или иных высот без учителей. Учитель – не просто профессия, это состояние души, если это настоящий учитель. Еще Ян Амос Коменский находил должность учителя настолько превосходной, как никакая другая под солнцем. Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Поэтому в эту профессию должны идти люди по зову своей души.
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Своеобразие этой профессии еще и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Деятельность педагога по общественным функциям, личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Это одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.
Говоря о педагогической деятельности, невозможно обойти вниманием педагогику. Педагогика — очень интересная, древняя наука, длительное время формировалась в недрах философии. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд – дитя, гогос – веду), буквально оно переводится как «детовождение», или «искусство воспитания». Как наука о законах воспитания и образования детей и взрослых, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения. Если смотреть на педагогику с точки зрения философии, то детоведение рассматривалось как «вести ребенка по жизни», что означало – воспитывать.
Воспитание, в отличие от обучения, процесс, который не вкладывается во временные рамки. Если в процессе обучения можно за неделю научить ребенка таблице умножения, за месяц – читать и т.д., то с воспитанием все гораздо сложнее. Еще одна особенность этого процесса – результат воспитания непредсказуем. Почему так происходит? На процесс формирования личности влияет множество факторов – наследственность, среда (природно-географическая, социальная, образовательная) и целенаправленное воспитание. Человек воспитывается всю жизнь, с момента рождения до последнего дня. Результаты воспитания не являются конечными: их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно неизвестно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем.
Результаты воспитания сложно поддаются фиксации: мы не можем достоверно утверждать, в какой мере те или иные изменения в личности ребенка стали результатом тех или иных действий того или иного взрослого, а в какой – результатом его собственных усилий. Это отличает воспитание от производственной сферы, где результаты деятельности ясны, а их авторство очевидно.
Сегодня вопросы воспитания являются актуальными, потому что воспитание остается за кадром. Современная школа нацелена на обучение, деятельность учителя регламентирована образовательным стандартом. Стандартизация образования – общемировая тенденция, предполагающая формирование компетенций, жизненно необходимых человеку в тех или иных ситуациях (совокупность знаний, умений и навыков с точки зрения практической реализации). Родители заняты бытовыми, экономическими проблемами. У них просто физически не хватает времени воспитывать своих детей. По сути дела, часто ребенка воспитывает не семья, школа, общественность, и даже не улица, сильное негативное влияние оказывает интернет. Вот поэтому у нас и проблемы с современными детьми.
— Кто несет ответственность за воспитание детей – школа или семья?
— За воспитание детей отвечают родители, и только они. В Семейном кодексе РФ черным по белому прописано, что за воспитание своих детей ответственны родители. Семья выполняет ряд важных функций, одна из самых важных после репродуктивной – продолжение рода; воспитательная – усвоение норм и правил, принятых в обществе, формирование взглядов на мир, передача опыта предков. В этой связи родителям не следует перекладывать это ответственное дело на школу, социум, улицу, интернет.
Бывает, к воспитанию подходят несколько абстрактно, интуитивно, не задумываясь о том, какие ценности мы прививаем детям. В итоге имеем ряд проблем в этом вопросе. И все потому, что категория формируемых ценностей четко не определена, отсюда и общая размытость в вопросах воспитания. В результате дети неуважительно ведут себя по отношению к родителям, старшим членам семьи, не здороваются, в общении используют неформальное обращение «ты», в автобусе не уступают место пожилым и др. Опять же, возвращаясь к проблеме семейной педагогики, – эти прописные истины, личностные качества закладываются непосредственно в семье. Родители, не владея знаниями в области методики и методов воспитания, используют свой жизненный опыт, руководствуются интуицией, личным примером, авторитетом, беседами. Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно общественным правилам, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении воспитания детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец обеспечивает семью материально, оберегает и защищает ее. Для многих родителей такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества мужчины и женщины: чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца.
— Как изменяется сейчас крымскотатарская семья и ее ценности?
— В годы депортации крымскотатарский народ сохранился на чужбине только благодаря консервативности института семьи. Вопросы ассимиляции были всегда, но в процентном отношении смешанных браков было меньше. К сожалению, с возвращением в Крым, мне об этом очень больно говорить, ценность семьи несколько нивелировалась. Участились случаи смешанных браков, где зачастую женщина-мать — представитель иной национальности, религии и культуры. По утверждению Исмаила Гаспринского: «Дом домом делает женщина, мужчину мужчиной – женщина, воспитанием детей занимается женщина». Воплощением совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно, становится мать. Во всех религиях этот образ представлен как возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем. Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины-матери являлся идеалом женской красоты. В истории развития человечества мать – олицетворение не только женственности, но и мудрости, духовно-нравственного начала, поэтому этот образ являлся идеалом женской мудрости и нравственности в культуре крымских татар.
Вполне очевидно, что современная социальная ситуация привела к изменению и института семьи, что повлекло за собой трансформацию семейных ценностей. Мир не стоит на месте, время диктует свои законы и условия. К счастью, присущие нашему народу традиционные базовые ценности — как трудолюбие, чувство собственного достоинства, патриотизм, толерантность, уважение к родителям, чувство долга, свобода — прошли проверку временем и сохранились. Это те ценности, которые крымскотатарский народ пронес сквозь века, и сегодня передает как достояние молодому поколению.
Если говорить о крымскотатарской семье, следует обратить внимание на традиционность, которая проявляется в ее многопоколенном устройстве, системе нравственно-ценностных взаимоотношений, взаимном уважении и ответственности друг за друга. В этом ее особенность и прелесть.
Традиционная крымскотатарская семья уделяет большое внимание нравственному воспитанию детей, взаимоотношения взрослых и детей основываются на принципах гуманизма, общечеловеческих и национальных ценностях. Детей с малых лет приобщают к духовно-нравственным ценностям крымскотатарского народа. В семье активно поддерживаются народные, семейные традиции, почитание авторитета родителей и старших членов рода. Основой воспитания детей выступает крымскотатарская этнопедагогика (авторское определение).
Сегодня участились случаи, когда молодые крымскотатарские семьи хотят жить самостоятельно, обустраивать свой быт и воспитывать детей. С одной стороны, на эту проблему можно посмотреть с точки зрения современности и понять нашу молодежь. С другой – мы утрачиваем нашу традиционность и самобытность. Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за социокультурным изменением общества. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Молодые родители, в силу своей неопытности, могут не знать всех нюансов и секретов традиционного крымскотатарского воспитания. Этими знаниями владеет старшее поколение, носители и хранители семейных традиций и ценностей. Соответственно следует помнить о том, что помощь старшего поколения молодой семье оказывает благоприятное воздействие на ее воспитательный потенциал, помогая сохранить длительность и чистоту отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.
Особо хочется отметить, что современная крымскотатарская семья – это сообщество, основанное на браке супругов, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и чувством долга и ответственности за всех членов семьи. Только духовно и морально здоровая семья будет крепкой и устойчивой в любых ситуациях.
Сошлюсь на собственный опыт и детские воспоминания. Родной язык знаю во многом благодаря тому, что меня в детстве воспитывали бабушки по линии отца – Асибе бита, и по линии матери – Айше картанай. Обе мудрые, обладали богатым внутренним миром, культурой, в обществе были уважаемыми. Сегодня я живу в традиционной крымскотатарской семье, в которой три поколения – родители, я и мой ребенок. Так получилось, что мне пришлось очень рано выйти на работу (ребенку было 4 месяца), чтобы не прерывать научно-педагогическую деятельность. Мама помогала растить сына, многое дала ему в плане воспитания и формирования первоначальных представлений о мире. Благодаря этому сын Эмин воспитан в традиционном духе, знает и говорит на крымскотатарском языке, почитает национальные традиции и обычаи, танцует в ансамбле народного танца «Несиль».
С семьей
Каким бы образом не менялось время, влияние бабушек и дедушек в воспитании неоценимо. Понятно, что родители ответственны за воспитание детей, но сегодня нашу молодежь тоже нужно направлять и воспитывать.
— Какие советы вы могли бы дать молодым родителям в вопросах воспитания?
— Необходимо, чтобы в вопросах воспитания детей родители опирались на традиции и обычаи нашего народа, чтобы в семье звучала крымскотатарская речь, национальный речевой этикет. Причем, не хочется, чтобы крымскотатарский язык опускался до примитивного бытового уровня. Язык, принадлежащий той или иной нации, отражает его культуру и обычаи. Очень многие исторические события обогатили наш язык. Родной язык бесценен, в нем отражены неисчерпаемые духовные богатства народа. Региональное языковое своеобразие (шивелер) придает особый шарм крымскотатарскому языку. И очень важно, чтобы на родном языке говорили все члены семьи.
Вы знаете, ни одно дошкольное учреждение, школа не решают языковую проблему. Какие бы группы и классы с крымскотатарским языком обучения не посещал ребенок, воспитательного эффекта не будет, если он, приходя домой, не слышит от родителей: «Селям алейкум, балам! Кунюнъ насыл кечти?»…
Поэтому говорите как можно больше и чаще на родном крымскотатарском языке, покажите ребенку красоту, богатство, своеобразие языка, используя фольклор и этнопедагогические средства воспитания.
Одна из самых главных рекомендаций – это уважать родителей. Молодая семья должна учитывать мнение старшего поколения, бережно хранить традиции и ценности, которые присущи нашему народу. Религия и воспитание у крымских татар тесным образом переплетаются, что, собственно говоря, находит отражение в этике почитания родителей в исламе. Религия ислам украшает жизнь человека со всех сторон. Она учит мусульман проявлять милосердие к слабым, делать пожертвования бедным, уважать старших, заботиться о своей семье, помогать тем, кого притесняют или кто попал в трудное положение. Она учит нас и этике почитания родителей, этике почитания друзей и коллег, этике почитания братьев и сестер. В Коране многочисленные аяты требуют почитания родителей, совершения по отношению к ним добрых деяний. Даже если родители неверующие, Коран требует, чтобы с ними обходились по-доброму, вежливо и сохраняли с ними уважительные, нравственно-ценностные отношения.
Хочу современным родителям пожелать в сложном деле воспитания терпения, выдержки, больше времени уделять своим детям, общаться как можно больше с ними. Не стоит придерживаться назидательной, нравственно-просветительской линии, а скорее быть своему ребенку другом и советчиком. Позиция взрослого быть рядом — наиболее правильная и эффективная с педагогической точки зрения. Родителям следует научиться слышать и слушать своих детей, порой даже прибегать к такому педагогическому приему, как «ролевые игры», «ты мне – я тебе», «как бы ты поступил …».
— Расскажите о своей семье и вашем пути в профессию педагога?
— После депортации мы жили в Бухаре – одном из древнейших городов в Центральной Азии. В этом городе я и родилась. Выросла в полной, благополучной и многодетной семье: отец Рифат – по специальности токарь, мать Амиде – педагог, два брата – Ремзи и Рустем. Мое детство было радостным, счастливым, наполненным положительными эмоциями. Когда мама брала отпуск, мы всегда приезжали отдыхать в Феодосию. Очень люблю Феодосию, город моего детства, Золотой пляж, музыкальный фонтан. В 1989 году мы переехали в Крым и оказались в селе Чайкино Джанкойского района, это недалеко от Сиваша. Попали мы туда, потому что маме как учителю предоставили одновременно и работу, и жилье. Прожив три года в Чайкино, мы переехали уже ближе к Джанкою – в село Заречное (Къамаджи). Там мама продолжала работать в школе учителем немецкого языка. Благодаря инициативе учителей (мама тоже была в этой группе) в Заречном открылась школа с крымскотатарским языком обучения. Естественно, учителя крымские татары все без исключения перешли работать в новую школу.
Окончив в 1993 году школу, я поступила учиться в Симферопольское педагогическое училище на специальность «Дошкольное воспитание». Симферопольское педучилише было открыто в 1992 году. Очень горжусь, что окончила это учебное заведение, которое действительно является кузницей педагогических кадров. Сегодня целая плеяда его выпускников – кандидаты наук — работают в КИПУ. В училище был прекрасный многонациональный педагогический коллектив и студенческий состав. У нас была русскоязычная группа, то есть готовившая воспитателей для групп с русским языком обучения, и, соответственно, крымскотатарская группа, и даже армянская. Педагогику и психологию, методики обучения (фундаментальные базовые дисциплины) нам преподавали на крымскотатарском языке. Сейчас этого нет, и это очень плохо.
В то время Симферопольское педучилище и Крымский индустриально-педагогический институт были независимыми друг от друга учебными заведениями. Между ними была договоренность, что лучших выпускников по результатам собеседования будут принимать на программу трехгодичного обучения в институте. Закончив педучилище с отличием, я вошла в число выпускников, получивших такую возможность.
После окончания института в 1998 году, благодаря поддержке проректора по научной работе Мухиддина Хайруддинова, осталась на кафедре педагогики в качестве лаборанта. Так, с 1995 года началась моя трудовая деятельность.
Проработав на кафедре два года, получила целевое направление на обучение в аспирантуре в Академии педагогических наук Украины.
Как-то меня вызвал к себе Мухиддин Айиддинович и сказал, что есть места в целевую аспирантуру в Киев. Тогда, честно говоря, я была далека от науки. Хотелось работать в университете, меня больше привлекала практическая деятельность. Я, озадаченная, пришла на кафедру и обратилась к заведующему Ивану Морозу. Сказала о предложении и о том, что не знаю, как быть. На что Иван Иосифович ответил: «Такого рода предложения делают один раз в жизни, второй раз никто в аспирантуру не пригласит поступать. Поэтому надо поступать».
Это был 2000 год. Тогда нас, 5 человек, отправили по программе целевого обучения в аспирантуру. В это время в КИПУ остро стоял вопрос подготовки собственных научных кадров. Были кандидаты наук, но их все равно не хватало, и тогда ректор Февзи Якубов сделал ставку на лучших выпускников. Когда мы уезжали, он вызвал нас к себе и в своей напутственной речи сказал: «Вы получили направление в аспирантуру, путевку в науку. На вас возлагается серьезная ответственность. Университету нужны кандидаты наук, и ваша задача – поступить, отучиться, подготовить и защитить кандидатские диссертации и вернуться в родной университет и поднимать его». Мы все клятвенно пообещали, что выполним это.
Так, в 2000 году я поступила в аспирантуру Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины. Моим научным руководителем был назначен заведующий лабораторией семейного воспитания, кандидат педагогических наук, профессор Виктор Григорьевич Постовой. Мое желание заниматься исследованием вопросов воспитания детей в крымскотатарской семье было принято и сформулировано в теме кандидатской диссертации: «Формирование нравственно-ценностных взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в современной крымскотатарской семье».
Диссертацию защитила в 2004 году. Наверное, могу гордиться тем, что являюсь специалистом, защитившим кандидатскую по проблемам крымскотатарской семьи.
— Что побудило вас идти дальше и стать доктором наук?
— Войдя в науку, ты ею заболеваешь. Она овладевает тобой и манит…
Как-то Февзи Якубович вызвал меня к себе и сказал: «Да, дочка, было время, когда университету нужны были кандидаты наук. Вы с этой задачей успешно справились. С кандидатами у нас теперь переизбыток, мы можем уже выбирать. Теперь возникла острая проблема сохранения университета. И в этой ситуации университет спасут доктора наук».
Таким образом, Февзи Якубович поставил передо мной сложную задачу и надежду – увидеть в статусе доктора наук. Я, конечно, понимала всю серьезность и сложность этого вопроса. Откровенно говоря, к тому моменту не совсем готова была заняться докторской диссертацией. В научном мире это называется «созреть». После кандидатской не хватало той зрелости. (Для справки: кандидатская диссертация защищена в 2004 году, докторская – в 2020 г.). Разрыв получился – 16 лет. Могу сказать, что это время стоило того, чтобы войти в серьезную науку и приобрести иной статус, так сказать, научно сформироваться и оформиться.
— Сложно ли кандидату наук стать доктором?
— Разница между кандидатской и докторской диссертацией существенная. Кандидатская диссертация нацелена на обучение аспиранта. В конечном итоге он сможет анализировать больше информации, критически мыслить и делать обоснованные выводы. Докторская диссертация составляется докторантом, то есть более опытным ученым, который обладает необходимыми знаниями в области конкретной науки, смежных наук и методологии, а также исследовательскими навыками. Работа предполагает собственное разработанное и выполненное исследование, принципиально новое научное открытие или достижение.
На собственном опыте могу сказать, что кандидатская шла гораздо легче. Во-первых, молодость берет свое. Тогда у меня не было семьи, и я могла себя целиком посвятить науке. Наука очень ревнива по своей сути. Она не любит конкуренции с кем-либо (работой, семьей). Требует, чтобы человек посвятил себя только ей. Когда человек всецело посвящает себя определенному делу, будь то наука, медицина, образование, производственная сфера и т.д., то непременно добивается результата, успеха и всеобщего признания. Всегда говорю студентам: «Друзья, если вы посвящаете себя науке, взамен она отплатит вам сторицей».
Кандидатская диссертация посвящена теме «Формирование нравственно-ценностных взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста в современной крымскотатарской семье» (2004). Докторская диссертация защищена по теме «Теоретические и методические основы формирования социокультурных ценностей студентов в образовательной среде учреждений высшего образования» (2020).
comments powered by HyperComments