Курс валют USD 0 EUR 0

Историческое наследие — бесценный капитал народа

Комментариев: 0
Просмотров: 227

 

ТАРИХЧИ

15 декабря в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия в Симферополе состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Актуальные проблемы и перспективы развития историко-культурного наследия крымских татар». Мероприятие было посвящено памяти известного крымскотатарского общественно-политического деятеля Номана Челебиджихана (1885—1918) и 105-летию I Курултая крымских татар.
Открывая конференцию, директор Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Сафие Эминова отметила, что музей проводит очередную научную конференцию, посвященную памяти Н.Челебиджихана. Деятельность музея направлена на сохранение, изучение и популяризацию исторического и культурного наследия крымских татар. Выступившая в роли модератора конференции, доктор педагогических наук, научный сотрудник Крымскотатарского музея Эльвира Зарединова сообщила, что участие в конференции принимают представители различных крымских образовательных и научных учреждений, СМИ.
Основные темы, рассматриваемые на конференции, — общественно-политическая деятельность Н.Челебиджихана и его соратников, роль Н.Челебиджихана как классика крымскотатарской литературы, проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия крымских татар, роль учреждений культуры в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.
После краткого дуа (молитвы), прочитанного заместителем муфтия мусульман Крыма Раимом Гафаровым, конференция приступила к работе.
Верный клятве
Сотрудница Крымскотатарского музея Шефика Абдураманова познакомила участников мероприятия с основными фактами из жизни Номана Челебиджихана в контексте исторического времени, в котором ему довелось жить.
Н. Челебиджихан прожил короткую, но чрезвычайно яркую и насыщенную различными событиями жизнь. Весной 1917 года ему суждено было стать первым муфтием, избранным народом, а не назначенным царскими властями. За короткий промежуток времени он и его соратники провели большую работу по реформированию духовного управления крымских мусульман и их образовательных учреждений, возвращению вакуфных земель под контроль крымских татар, возвращению в Крым эскадронов Крымского конного полка, превращению дворца крымских ханов в Бахчисарае в национальный музей, созыву национального парламента Курултая.
Активно занимаясь общественно-политической деятельностью, Н.Челебиджихан успел оставить заметный след в национальной литературе крымских татар. Одно из его стихотворений — «Ант эткенмен» («Я поклялся») впоследствии стало национальным гимном.
Жизнь Н. Челебиджихана завершилась мученической смертью в феврале 1918 года. Но несмотря на целое столетие, прошедшее с той поры, народ продолжает хранить память о своем верном сыне.
Национальное движение
Главный редактор «Голоса Крыма new» Эльдар Сеитбекиров свое выступление посвятил газете «Голос татар», издававшейся в 1917 году соратниками Н.Челебиджихана. Ее редакторами были такие видные представители крымскотатарской интеллигенции, как Ибрагим Озенбашлы, Али Боданинский, Халиль Чапчакчи. Благодаря номерам «Голоса татар», сохранившимся в архивах и библиотеках, до нашего времени дошло много информации о национальном движении крымских татар, его программные документы.
Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин КИПУ Рефик Куртсеитов свое выступление посвятил вопросу влияния крымскотатарского национального движения 1917—1920 гг. на становление созданной в 1921 году Крымской АССР.
После февральской революции 1917 года крымские татары, как и многие другие народы Российской империи, получили возможность заявить о своем праве на самоопределение. Следует заметить, что право на самоопределение не означает того, что та или иная территория непременно должна отделиться от государства, ведь существуют разные формы самоопределения, в том числе и в форме автономии. Но национальным движениям на своем пути пришлось столкнуться с противодействием различных политических сил, отвергавших идею федерализации России.
Белое движение выступало против права народов на самоопределение. В качестве примера Р.Куртсеитов сослался на мемуары одного из лидеров крымских кадетов Даниила Пасманика, который рассматривал крымских татар как необразованный, некультурный народ. Вместе с тем Пасманик вынужден был признавать большую организованность крымских татар, активную поддержку ими своих национальных лидеров на выборах во Всероссийское Учредительное собрание в ноябре 1917 года.
Без активной борьбы крымских татар в 1917—1920 годах вряд ли бы стало возможным создание Крымской республики в 1921 году. Уже после окончания гражданской войны, многие представители крымскотатарской интеллигенции остались на полуострове и приняли активное участие в работе государственных структур советского Крыма. Благодаря их деятельности, в короткое время была сформирована сеть средних школ с преподаванием всех предметов на крымскотатарском языке.
В период Крымской АССР представительство народа в органах власти было заметным и позволяло крымским татарам выступать в роли государствообразующего народа республики. Крымскотатарский язык по конституции Крымской АССР получил статус государственного. Крымские татары были представлены в Верховном Совете СССР. Период 1920—1930-х годов стал временем активного развития крымскотатарской культуры.
Однако деспотическая сторона советской власти трагическим образом проявила себя в 1937—1938 годах, когда политические репрессии уничтожили значительную часть крымскотатарской интеллигенции, и в мае 1944 года… Преступления советской власти нельзя забывать, но надо и помнить, чем она на начальном этапе своего существования принципиально отличалась от своих противников справа в лице белого движения.

Национальная литература

Литература крымских татар не могла оставаться в стороне от жизни народа и переживаемых им исторических событий. Так, доцент КИПУ Нариман Абдульвапов представил вниманию участников конференции доклад о стихотворении крымскотатарского поэта Абдурамана Кадри-заде (1876—1938), посвященного открытию Курултая крымских татар в 1917 году.
Доцент кафедры крымскотатарской филологии Института филологии Крымского федерального университета Шевкет Юнусов, в свою очередь, обратился к крымскотатарской прозе первой четверти ХХ века, приведя в пример рассказы Бекира Чобан-заде «Арманда бир шаир» и «Индемез Джелиль». Аспирант Стамбульского университета Гульнара Сеитваниева рассказала об изучении литературного наследия известного крымскотатарского публициста и общественного политического деятеля Асана-Сабри Айвазова.
В рамках конференции прозвучал и целый ряд других, не менее интересных докладов. Материалы конференции будут изданы отдельным сборником.
В завершение следует отметить, что идея проводить ежегодные литературные чтения или научные конференции, посвященные памяти Н.Челебиджихана, родилась у крымскотатарской общественности несколько лет назад, когда проходила общенациональная кампания по сбору средств на установку памятника национальному герою на его исторической родине в Джанкойском районе.
К счастью руководство Крымскотатарского музея не осталось равнодушным к этой идее и взяло на себя все вопросы, связанные с организацией конференции. Отрадно заметить, что с каждым годом конференция, посвященная памяти Н.Челебиджихана, постепенно расширяет круг своих участников и рассматриваемых ими вопросов. Надеемся, что в будущем этот научный форум будет играть важное значение в культурной жизни крымских татар. Ведь ни один народ не может сохранить свое национальное сознание и идти в будущее без памяти и знаний о своем прошлом.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог