Курс валют USD 0 EUR 0

Богат и разнообразен крымскотатарский мир

Комментариев: 0
Просмотров: 178

Одунпазары — старый район турецкого города Эскишехир

Интерес диаспоры к исторической родине есть, и, наверное, он никогда не угасал

Крымскотатарская диаспора – наше близкое и далекое, родной мир соотечественников, частицы некогда единого целого, объединенного территорией, языком и культурой. Народы и государства, которые смотрят в перспективу, заботятся о своем будущем, не оставляют диаспору вне поля зрения, наоборот, прилагают большие усилия для удержания ее в этно-культурной среде. Но, прежде чем предпринимать какие-либо практические шаги, правильно изучить сначала проблему. Свое слово должна сказать наука, и исследования необходимо проводить на постоянной основе. Сегодня наша беседа с кандидатом исторических наук, специалистом по крымскотатарской диаспоре Эльдаром СЕЙДАМЕТОВЫМ.

— Насколько притягательна тема изучения диаспоры?

— Тема изучения крымскотатарской диаспоры стала меня интересовать еще со студенческой скамьи, когда я учился в Таврическом национальном университете им. В.Вернадского. Помню, мне в руки попал журнал «Birlik» («Единство»), издаваемый Национальным центром крымских татар Америки, где я впервые ознакомился с деятельностью крымскотатарской диаспоры в США. Меня заинтересовала эта проблематика. Согласовав ее с профессором Дмитрием Урсу, взялся за написание курсовой работы. Дальнейшие мои исследования в этом направлении и их результаты были изложены в кандидатской диссертации с последующей защитой в Одесском национальном университете им. И.Мечникова. После некоторого перерыва, я решил продолжить изучение этой темы. В настоящее время имеются научные публикации по истории возникновения и функционирования крымскотатарской диаспоры в Румынии, Болгарии, собираю материал по крымским татарам Турции.

— Исследование диаспоры — задача науки или общественно-политическая необходимость?

— Исследование диаспоры имеет насущное научное и общественно-политическое значение. Стоит сказать, что сегодня имеется немало лакун в изучении истории нашего народа, одной из них продолжает оставаться история становления и функционирования крымскотатарской диаспоры.
Интерес к научному освещению этой проблематики проснулся сравнительно недавно, примерно в начале 1990-х годов. Нам известны работы Хакана Кырымлы, Брайна Вильямса, Эдие Кангиевой и других исследователей. Сегодня научный пыл к этому феномену не стихает, появляются новые и новые публикации, что вполне естественно в контексте сегодняшних реалий, и это неудивительно.
Ведь, действительно, эта тема имеет важное общественно-политическое значение. Знания основных закономерностей образования мировых диаспор, их классификации, особенностей становления и эволюции крымскотатарских общин за рубежом позволяют оценивать современные процессы и в определенной мере прогнозировать дальнейшие перспективы развития, выявлять факторы, влияющие на эмиграцию и иммиграцию, адаптацию, интеграцию и ассимиляцию народа на чужбине, процессы реэмиграции. Считаю, что эта тема сегодня актуальна как никогда.

— Вы побывали в Узбекистане, как оцениваете состояние крымскотатарской диаспоры?

— Сложно давать научную оценку современного состояния диаспоры в Узбекистане, так как я специально этим вопросом не занимался. Мои оценки носят исключительно субъективный характер. В Узбекистане у меня была цель попасть в Национальный архив Республики, поработать с материалами по депортированным, но, к сожалению, оказалось, что основной массив этих документов перевели в архив МВД и доступ к ним закрыт, тем более для иностранного исследователя.
По моим личным наблюдениям, крымскотатарская диаспора в Узбекистане находится на пути к ассимиляции: большое количество смешанных браков, отсюда и слабая идентификация себя с крымскими татарами. В беседе с молодежью, когда узнавали, что я крымский татарин, говорили: «А у нас бабушка или дедушка крымские», – но сами считали себя узбеками. Молодые люди в возрасте до 30 лет хорошо говорят на узбекском, на русском (в основном жители городов), родного практически не знают.
В Ташкенте имеется городской национально-культурный центр крымских татар «Авдет» (Возвращение), который занимается проведением концертов, выставок и курсов крымскотатарского языка. С 2017 года, при поддержке Россотрудничества, в Узбекистане (из Крыма) вещает телеканал «Миллет». Но этих мероприятий явно недостаточно для сохранения национальной идентичности, прежде всего, молодого поколения.

— В настоящее время вы заняты изучением крымскотатарской диаспоры Турции, в частности проживающей в городе Эскишехир и его окрестностях. Каковы первые наблюдения?

— Пока я нахожусь на этапе сбора материала. Опыт общения с представителями диаспоры небогатый, поэтому делать какие-то глубокие выводы рано.
Первые наблюдения позволяют говорить об Эскишехире как о городе мигрантов, в котором проживает большое число «старых» переселенцев — из Крыма, Балкан, Кавказа, и «новых» – Сирии, Ирака, Украины и России.
В давние времена мигрантов привлекало здесь наличие свободных земель, транспортные коммуникации и благоприятные для жизни климатические условия. Крымские татары занимают важное место среди этих иммигрантов, и это одна из самых крупных крымскотатарских общин Турции.

Интерьер крымскотатарского дома

Процесс масштабного переселения крымских татар в Анатолию начался после включения Крыма в состав Российской империи в 1783 году. После русско-турецкой войны 1877–1878 гг. на территорию Эскишехира приходится значительная волна эмиграции из Добруджи, которая, согласно Берлинскому трактату 1878 года, была выведена из состава Османского государства и разделена между Румынией и Болгарским княжеством (пока еще формально входившим в состав Турции). Миграционные процессы на эти земли продолжались и в начале XX века. В Эскишехире татары проживают в таких кварталах (махалле): Мамуре, Хаджи Али бей, Хаджи Сеит, Хайрийе, Шекер, Ышыклар, Мустафа Кемаль Паша, Хошнудие и т.д. Имеется список около сорока крымскотатарских деревень, которые я намерен посетить.

Мечеть в квартале Мамуре, г. Эскишехир
В результате политики национализма Турецкой республики, целью которой являлось построение национального государства, патриотически воспитывающего своих граждан в духе преданности титульной нации; процессов урбанизации; религиозной, культурной, языковой близости крымских татар и турок, наблюдаются достаточно мощные ассимиляционные процессы. В основном представители интеллигенции помнят причины, годы и место эмиграции своей семьи. Остальные лишь вспоминают, что их предки были из Крыма или Добруджи. Интересно, что есть села, в которых проживают вместе крымские, поволжские татары и ногаи.
Местные жители очень хорошо и с уважением отзываются о крымских татарах. Отмечу, что подобное отношение наблюдается не ко всем мигрантам, а к некоторым оно открыто негативное.

— Есть ли формы соорганизации нашей диаспоры?

— Да, конечно. Формами соорганизации являются дернеки – Общества культуры и взаимопомощи крымских татар в Стамбуле, Измире, Бурсе, Коджаэли, Ялове, Эскишехире и других городах Турции. В сферу их деятельности входит работа по сохранению и популяризации культуры, языка, литературы, исторического наследия народа; помощь пожилым, сиротам и тяжелобольным детям, проживающим в Крыму; оказание гуманитарной, организационной помощи иммигрировавшим в Турцию соотечественникам; поддержка национальных библиотек и т.д.

— Проявляется ли интерес у крымскотатарской диаспоры к исторической родине?

— Интерес диаспоры к исторической родине есть, и, наверное, он никогда не угасал. Практически всегда были контакты между соотечественниками, проживающими за рубежом и в Крыму, на уровне родственных, коммерческих, политических, культурных и интеллектуальных связей. В результате этого взаимодействия зародилось и начало шириться национальное движение крымских татар в конце XIX – начале XX века, благодаря деятельности Мехмеда Ниязи, Кырымзаде Али Ризы, Мустеджипа Улькюсала, Джафера Сейдамета, Номана Челебиджихана и др.

Река Порсук, г. Эскишехир

В советское время диаспора принимала активное участие в национальном движении за возвращение народа на историческую родину, оповещая мировую общественность о положении соотечественников в местах депортации, судебных процессах, происходивших тогда, и т.д. С этой целью проводились конференции, отправлялись письма в международные организации и лидерам государств, издавалась литература.
После распада Советского Союза активизируются связи диаспоры и соотечественников, проживающих в Крыму. Она оказывает различного рода гуманитарную помощь в обустройстве народа на исторической родине, лоббирует его интересы на международной арене. Подобного рода поддержка имеет место и сегодня.

— Поделитесь планами исследований.

— В настоящее время работаю над докторской диссертацией, которая посвящена истории формирования крымскотатарской диаспоры, ее социальной и культурной эволюции, связям с Родиной.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог