Курс валют USD 0 EUR 0

Религия отделена от государства, но религиозная политика подчинена его интересам

Комментариев: 0
Просмотров: 538

ДЖИХАНГИР

Все наши прогнозы, касающиеся роли муфтията в общественно-политической жизни крымских татар при российской действительности, находят полное подтверждение в жизненной практике. Прошедшая на прошлой неделе организованная крымским муфтиятом Международная научно-практическая конференция «Исламское образование в Крыму: исторические вехи и пути возрождения», посвященная 515-летию Зынджырлы медресе и памяти его основателя Менгли Гирай хана, призвала крымскотатарскую интеллигенцию сплотиться вокруг Духовного управления мусульман Крыма.

«Участники конференции отмечают, что Духовное управление мусульман Крыма много лет является фундаментом национально-культурного и духовного возрождения крымскотатарского народа и призывают интеллигенцию сплотиться вокруг ДУМ РК».

Надо заметить, за много лет своего существования муфтият не особо проявлял инициативу по проведению масштабных научных мероприятий. Остались в памяти лишь конференции, посвященные  Дню рождения нашего пророка Мухаммеда, организованные под влиянием турецкого Диянета. Совсем иной линии придерживался арабский «Арраид». Первоначальную, сугубо религиозную, деятельность, под воздействием обстоятельств, он заметно разбавил научными, культурно-просветительными и другими мероприятиями, концентрируя вокруг себя общественность не только носящих брады, но и представителей разных национальностей и конфессий, пользующихся услугами их культурного центра. Подобная политика была более привлекательная и притягательная, чем сугубо религиозная деятельность одного направления. Выход муфтията-ДУМ РК за пределы своей же ограниченности наглядно демонстрирует богатый опыт российской политики управления многоконфессиональными религиозными институтами и подчинения их государственным интересам.

Участники конференции, справедливо отмечая роль крымских религиозных деятелей в духовном (надо полагать, религиозном) возрождении народа, явно преувеличивают их заслуги в национально-культурном возрождении. Но так было в прошлом, теперь поставлена задача сплотить вокруг муфтията интеллигенцию, которая больше предпочитала объединяться вокруг какой-либо идеи. В связи с этим не исключено, что мы с вами станем свидетелями больших научных и культурных мероприятий, проводимых Духовным управлением мусульман Крыма. Обучающие программы по языку в муфтияте уже функционируют. Далее необходимы финансовые вливания и сплоченность пойдет, ведь интеллигенции, как политической, так и экономической элите, не чуждо  хорошо зарабатывать и жить.

Еще один пункт резолюции, представляющий для нас интерес, звучит так: «Самоидентификации и возрождению крымскотатарского народа препятствуют различные радикальные и экстремистские секты, такие как «Хизб-ут-Тахрир»,  салафиты (ваххабиты),  хабашиты и проч.».

Выражаясь политическим языком, в крымском исламе постепенно утверждается «однопартийность». Сторонники хабашитов уже присягнули на верность ДУМ РК. Являясь учениками муфтия мусульман Украины Шейха Ахмеда Тамима, долгое время они находились в противостоянии с крымским муфтиятом. Признание ими верховенства Эмирали Аблаева одновременно означает ослабление или даже пресечение связей с Киевом.

Если ранее различные исламские течения хотя бы внешне дистанцировались от политики, то «Хизб-ут-Тахрир» последовательно проникал в общественно-политическую жизнь. По слухам, их лидеры и «засвеченные» активисты не стали испытывать судьбу в российском правовом пространстве и спешно покинули территорию Крыма в прошлом году. Будучи активными пропагандистами идей халифата, проживая на территории христианской Украины, они оказались в своеобразном идеологическом тупике. Тем более противостоящие между собой  мировые супердержавы наглядно демонстрируют свое отношение к попытке создания теократического государства на территории  Сирии. Практика показала, насколько опасно крымскотатарскому меньшинству, проживающему в окружении славяно-христианского большинства, отходить самим или позволять это кому-то от общечеловеческой идеологии и замыкаться на религиозном факторе.

В новейшее время эпоха теократических государств окончательно уступила место светскости. Давно уже религия отделена от государства и папа римский не смещает европейских правителей. Но это совсем не означает, что религиозная политика не подчинена интересам государства и правящей элиты. Аналогичные процессы будут происходить и в Крыму. Чем сплоченнее умма, тем легче управляема. Вот вам и обратная сторона медали лозунга: «Къайда бирлик — анда тирлик». На этом фоне не исключено, что в крымскотатарской среде получит свое дальнейшее распространение практика воплощения в одном лице политико-религиозных деятелей.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог