Курс валют USD 0 EUR 0

КАКОЙ КРИК ПЕТУХА МЫ ВИДИМ?

Комментариев: 0
Просмотров: 547

Впечатления о выставке Асана Бараша

ЮЛДУЗ, член Союза писателей Республики Крым  

В центре своей выставки в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия художник Асан Бараш поместил большое полотно (150х200) «Крик петуха», написанное, по словам автора, после многих размышлений о происшедшей почти полтора века назад Таракташской трагедии и ее последствиях. В селе Таракташ (ныне Дачное, под Судаком) в те времена вдруг пропал священник православного храма. Это происшествие, вызвав кривотолки,  вынудило власти провести расследование. При опросе один из местных жителей заявил, что убийство совершили его соседи. Хотя те, на кого он указал, так и не признали себя виновными, их приговорили к смертной казни. Эта история, в которой много неясного, использовалась для разжигания межконфессиональной вражды.

При желании эти мотивы можно выявить на полотне, на котором как бы противостоят друг другу сотрясающиеся церковь и мечеть, но в фигуре религиозного служителя живописец соединил атрибуты священника и муллы. И это побуждает детально рассмотреть картину. Почему на ней гримасничают камни? Зачем на ней всадник, и куда он устремлен? Динамика происходящего наводит на мысль, что давняя трагедия стала для художника основанием воспроизвести трагедию утраты веры и грядущего за это наказания – Апокалипсиса. Остается только надеяться, что конца света все-таки не будет. И эту надежду подает женщина, прижимающая к груди младенца, которая мне (и не только мне) показалась Мадонной. Загадочен сам петух. Возможно, его крик – сигнал к началу Страшного суда. Но, может быть, это третий крик перед рассветом, когда наш мир покидает все нечистое и тревожное?

Пытаться разобраться в творчестве авангардистов, а к таковым относят Асана Бараша, дело не только непростое, но и неблагодарное. К примеру, его полотно «Рождение». На нем – коленопреклоненные мусульмане, вскидывающие руки в направлении женщины с младенцем на руках. Для правоверных название «Рождение» правомерно – вид роженицы с новорожденным умиротворяет.  А для христиан это очевидное Рождество. Как повествуют евангелисты, Христос родился в пещере, и на картине, посчитают они, изображена вышедшая из пещеры Богородица с Младенцем на руках.

Любопытно, что по обе стороны центральной картины художник поместил два полотна с почти аналогичным изображением подсолнухов. Разница в не сразу различимых деталях. На первом полотне на подсолнухи слетаются осы, на втором все они уселись на корзинки цветков и замерли. Высказывалось мнение, что таким образом живописец изобразил возвращение крымских татар на родину. Но уж очень неподвижны эти осы на вторых «Подсолнухах». Осмелюсь предположить, что они, надышавшись ядохимикатов, которыми была обрызгана плантация этих растений, погибли. То есть, полагаю, так автор выразил протест против нашего беспощадного вторжения в природу.

О том, что эта тема для художника весьма актуальна, свидетельствует и его работа «Петушки», на котором их горластое племя изображено в противогазах, защищающих их от ядовитой окружающей среды.

Убивая природу, мы убиваем и себя. Но когда нас не станет, природа восстановится. От нас останется «потерянный платочек», запечатленный на полотне, которое на выставке помещено скромно в уголке.

Многозначность присуща практически всем выставленным работам. Истолковать их имеют возможность все, кто придет в музей на выставку. Хочу обратить их внимание на картину «Прометей», на которой небожитель, даровавший нам огонь, предстает движителем, приведшем в движение весь мир, давшим толчок тому, что мы называем «Красным смещением».

Советую с целью познания мира и себя побывать на выставке Асана Бараша.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог