Курс валют USD 0 EUR 0

Мечты осуществляются посредством реальных дел

Комментариев: 0
Просмотров: 153

В последние три десятилетия крымские татары имели возможность изучать общественно-политическую мысль, формировавшуюся Исмаилом Гаспринским, его соратниками и последователями. Брожение умов было постоянным, но не все было изложено в печати или сохранилось до наших дней. Культурно-просветительская деятельность вызывала активизацию деятельности общественно-политической, где начинала доминировать идея служения народу, а не прислуживания власть имущим.
Крымскотатарское мурзачество, закрепив дворянские привилегии в Российской империи, имели доступ к государственной службе и могли продвигаться по служебной лестнице, но кто из них снискал широкую любовь народа (за исключением единиц) — история пока умалчивает. Возможно, многого мы еще не знаем и новые исследования откроют завесу тайн, но смогут ли сегодня соотечественники назвать имена и фамилии муфтиев Крыма, кроме Номана Челебиджихана, служивших на протяжении XIX—XX веков? В муфтии хотели видеть лидера нации, и он, безусловно, говорил, выступал перед народом, доносил до него свои мысли, но где с ними можно ознакомиться? Таврическое магометанское духовное правление имело в своем ведении сотни тысяч десятин вакуфных земель, ему под силу было издавать печатную продукцию, но начать издавать газету пришло на ум И. Гаспринскому, к тому времени увидевшему мир и перенявшему опыт передовых народов.
Имея широкий кругозор, наблюдая за темпами развития государств и отдельных народов, он пришел к пониманию того, что практически начинать необходимо с доступного. Если хочешь помочь своему народу, безусловно, можешь строить грандиозные планы, проявлять мечтания, но дела в реальной жизни, обложенной множеством обстоятельств, следует начинать с доступного и выполнимого.
Вся деятельность Гаспринского была построена на тонкой дипломатии, он мог делать реверансы властям, чтобы получить от них все необходимое. Он использовал возможности революции 1905 года, но не увлекся ею, тем самым сохранив свое детище — газету «Терджиман», после подавления народных волнений.
Выросшая на идеях джадидизма в Крыму молодежь в период революционного развития событий часто не разделяла умеренных позиций Гаспринского, но их пыл гасили силой, а достижения сводили на нет. Другое дело, когда борьба нового против старого все же имела успех, в такие моменты «умеренность» не приветствовалась и даже порицалась, а жертвы уже никто не считал.
Перенесясь к событиям 1917 года, мы видим, как под влиянием центробежных тенденций крымскотатарское национальное движение в конце года взяло курс на построение самостоятельного государства, но после поражения и перипетий трехлетней гражданской войны, часть крымскотатарских деятелей оказалась в рядах большевиков, а те, кто не стали членами партии, все же пошли на сотрудничество с новой властью и даже занимали руководящие должности в структуре Крымской АССР. Например, профессор Бекир Чобан-заде, нарком здравоохранения Халиль Чапчакчи и др. Позже каток сталинских репрессий прошелся по ним. Избежать трагической судьбы они смогли бы только своевременно эмигрировав за границу, как это сделал в свое время Джафер Сейдамет. Однако достижения национального строительства в Крымской АССР свершались благодаря тем, кто остался и работал. И как здесь оценить, кто был прав?
После насильственного выселения в 1944 году, народ и его национальное движение брались за то, что было доступно и выполнимо. Борясь за самосохранение, люди обустраивали свой быт, стремясь жить полноценной жизнью, накапливая свой потенциал. Национальное движение, при всем разбросе мнений, боролось за возвращение народа в Крым всеми доступными способами, избрав ненасильственный путь борьбы.
Наше возвращение вообще достойно примера и подражания и справедливо вошло в копилку мирового опыта.
Как не раз уже подчеркивалось: наша перспектива связана с нашими инициативами. В мировой практике существуют первоочередные задачи и долгосрочные планы. Одно вытекает из другого. Но засматриваясь вперед, нельзя не учитывать день нынешний, который требует незамедлительных действий. В советское время было модно говорить о Ленинском плане минимум и максимум, они как раз учитывали существующую обстановку и сложившиеся реалии. Вести народ – это искусство, от которого зависят судьбы человеческие.
Сегодня часто размышляют о крымскотатарских смыслах, которые зачастую сводятся к восстановлению когда-то достигнутого и чего-то утраченного. Но не все подлежит сиюминутному восстановлению, время вносит свои коррективы, до не узнаваемости изменив мир. Правильно определить себе задачи — и есть наша главная задача, от этого зависит быть или не быть чему-то. Мечты же осуществляются посредством реальных дел.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог