Курс валют USD 0 EUR 0

Турецкий корабль идет прежним курсом

Комментариев: 0
Просмотров: 159

Э. СЕРАСКЕРОВ

 

Президентские и парламентские выборы в Турции в этом году стали одной из самых интересных и напряженных избирательных кампанией в мире. За исходом голосования с большим вниманием и напряжением следили не только внутри самой Турецкой республики, но и далеко за ее пределами, что отражает растущую роль современной Турции на весах мировой политики.
Выбирая между действующим лидером и разношерстной коалицией оппозиционных партий, турки в конечном итоге отдали предпочтение сохранению стабильности. Кто победил, а кто выиграл от такого выбора турецких граждан?
Прежде всего победила сама Турция, поскольку избирательная кампания показала, что страна продолжает оставаться демократической страной с высокой степенью политической конкуренции. Последнее крайне важно для развития государства. Как свидетельствует мировой опыт, застой в элите и безальтернативность национального лидера часто оборачиваются не самыми благоприятными последствиями для страны.
Эти выборы несомненно стали самыми трудными в политической карьере Реджепа Тайипа Эрдогана. Высокая инфляция национальной валюты, постоянные падения ее курса, а также социальные проблемы, порожденные притоком большого количества беженцев из охваченной гражданской войной Сирии, за прошедшие годы нанесли большой урон рейтингу Эрдогана. Случившееся в феврале этого года катастрофическое землетрясение на юго-востоке страны еще более усугубило положение турецкого правительства. Преодолевать последствия землетрясения пришлось уже по ходу избирательной кампании. На все это, в конечном итоге, наложились и проблемы со здоровьем самого Эрдогана.
Для победы в выборах турецкому президенту пришлось мобилизовать все свои ресурсы и силы, пойдя на ряд мер по улучшению благосостояния граждан. Его избирательная кампания стала своеобразной выставкой достижений современной Турции. Благо за те два десятилетия, что Эрдоган руководит страной (сначала в роли премьер-министра, а с 2014 года в качестве президента), турецкая промышленность сделала большой шаг в своем развитии, особенно в сфере военно-промышленного комплекса. Новейшие турецкие беспилотные летательные аппараты, современнейшие военные корабли, собственный национальный электроавтомобиль, первая строящаяся в стране атомная электростанция — все это достижения правительства Р.Эрдогана, чего не мог оспаривать никто из его конкурентов.
Большое внимание в ходе кампании уделялось и внешнеполитическим успехам современной Турции. В поддержку Р.Эрдогана выступили лидеры Азербайджана, Узбекистана, Албании и Ливии. Кроме того, все тюркские государства проявили солидарность, оказав поддержку Турции в деле преодоления последствий разрушительного землетрясения.
Оппоненту Р.Эрдогана — Кемалю Кылычдароглу — в ходе своей кампании пришлось выстраивать широкую оппозиционную коалицию. Поддержка курдских партий позволила ему показать высокий результат в первом туре, получив почти 45% голосов избирателей. Однако этого оказалось мало для победы, на которую так рассчитывали в оппозиционном лагере.
К.Кылычдароглу смог стать компромиссной фигурой, которую поддержали как курдские партии, так и крайне правые из партии Победы. Однако ситуативный союз самых разнородных сил, объединившихся только ради смещения Р.Эрдогана, не смог взять верх. Но вместе с тем турецкому президенту придется считаться с тем, что в стране есть 47% избирателей, не согласных с его политической линией.
Итак, Р.Эрдоган продлевает мандат своих полномочий на следующие пять лет. Для администрации президента США Д.Байдена это несомненная неудача. В Вашингтоне давно были недовольны предельно прагматичным и самостоятельным курсом правительства Р.Эрдогана. Потому особо не скрывали надежд на успех турецкой оппозиции, которая в своей внешнеполитической программе делала упор на перезапуск отношений с западными странами и активизации переговоров о вступлении Турции в Европейский союз.
При Р.Эрдогане Анкара продолжит политику балансирования между интересами США и России, оставаясь при этом членом НАТО. Используя выгоды, которые дает подобное положение, Турция будет стремиться выступить в качестве посредника в деле урегулирования конфликта между Украиной и Россией.
В подобной роли Турция может выступать и на Балканах, где снова неспокойно в Косово. Примечательно, что победу Р.Эрдогана на выборах приветствовали как лидеры боснийских мусульман, так и сербов. Симпатии местных мусульманских народов к Турции понятны. При этом на фоне успехов экономического и технологического развития Турции, наращивания ее культурного и экономического влияния в регионе, постепенно и у христианских народов Балкан (за исключением, пожалуй, греков) меняется в лучшую сторону отношение к бывшей метрополии.
Победа Р.Эрдогана является хорошей новостью для развития турецко-российских отношений. Тем более, что для России в ситуации полного разрыва отношений с европейскими странами взаимодействие с Турцией приобретает еще большее значение. Вместе с тем Анкара продолжит укреплять свое влияние в странах Центральной Азии и Закавказье, где Азербайджан активно подготавливает почву к окончательному разрешению карабахского конфликта в свою пользу. Именно Баку, как ожидается, Р.Эрдоган посетит с первым официальным визитом после церемонии своей инаугурации.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог