Курс валют USD 0 EUR 0

Кто попытается устрашить интеллигенцию, тот сам загнется во тьме мракобесия

Комментариев: 0
Просмотров: 156

О крымскотатарской интеллигенции приходилось слышать много хорошего, но немало звучало и критики. В зависимости от исторического периода, отношения к ней правящего режима, оценка ее роли была неоднозначной — от превозношения до сведения в «дерьмо».
Какую же роль играет крымскотатарская интеллигенция? Не берясь определить время ее зарождения в крымскотатарской среде, будем исходить из очевидного — с периода, когда начала издаваться газета «Терджиман», и формирования вокруг Исмаила Гаспринского группы единомышленников и последователей, свою жизнь связавших с просвещением народа и борьбой за его права. С того момента крымскотатарская интеллигенция стала постоянным субъектом крымскотатарской истории, сыграв значительную роль в судьбе народа.
Крымскотатарское общество конца XIX — начала XX веков не было однородным, наряду с богатыми соотечественниками существовала многотысячная беднота, и у каждого была своя жизнь, свои заботы. Но много ли их имен сохранила история? Безусловно, нет. Спустя столетие народ вспоминает лишь тех, кто оставил после себя материальное или духовное наследие, и в первую очередь — представителей интеллигенции. Часто она жертвовала личными интересами ради дел национального возрождения. Она была носителем интеллектуальной собственности, которой щедро делилась с простым народом. Исследователи отмечают, что крымскотатарское национальное движение в дореволюционный период было широко представлено учителями, которые несли свет образования в народ. Заметим, что депутат 2-й Государственной Думы Решид Медиев, в своей парламентской деятельности направивший основные усилия на решение социально-экономических проблем, по профессии был учителем.
В 1917 году крымскотатарский народ сплотился вокруг своей интеллигенции, которая, вооружившись передовыми знаниями, возглавила борьбу. Позднее пришедшие к власти большевики, хотя и уничтожали неугодную им интеллигенцию, но взращивали свою так называемую «социальную прослойку» между основными классами — рабочим и крестьянством. Отказаться от нее никто не смог. Выросшие новые поколения советской интеллигенции, работавшие и творившие, казалось, в непоколебимой системе, не всегда и во всем были согласны с установленным курсом. Трансформация ее выразилась в правозащитном движении, литературе, искусстве. Определилась и локализация — НИИ, вузы, творческие союзы. Появились квартирники, бардовские слеты, разговоры на кухне под Окуджаву, Галича, Высоцкого, «дикий» туризм. Разрастаясь, интеллигенция стала влиять на настроения и дух номенклатуры.
В тот последепортационный период, когда оформилось национальное движение крымских татар за возвращение на родину, неоценимую роль в борьбе сыграла и наша интеллигенция. Движение было представлено различными слоями населения: были парни-рубахи, критиковавшие интеллигенцию за мягкость, за то, что мало ставили подписей под обращениями и недостаточно активно вливались в число первопроходцев, переезжавших в Крым в 1960—70-х гг. Но концертная деятельность артиста ансамбля «Хайтарма» или писателя, воспевавшего народ в своих произведениях, разве имела второстепенное значение? А не к интеллигенции ли относились возглавившие борьбу наши лидеры: Джеббар Акимов, Ролан Кадыев, Юрий Османов, Идрис Асанин, Айше Сеитмуратова и многие другие?
Борьба есть широкое понятие. После массового возвращения в Крым, перед крымскими татарами стояло большое количество проблем, которые необходимо было решать, в том числе и созидательным трудом. Открытие вуза, факультетов, школ, библиотек, музеев, театра, СМИ и многое другое. Кто проделал весь этот созидательный труд? Участие в международных организациях, структуре ООН посильно было лишь интеллигенции.
Свою неоценимую роль и в последнее десятилетие продолжает играть крымскотатарская интеллигенция. В мире капитала, системе купли-продажи ей приходится нелегко. Идей хоть отбавляй, а реализовать их по причине материальных затруднений не представляется возможным. Поэтому интеллигенции требуется всесторонняя поддержка, чтобы ее не съела материальная нужда.
В наше неспокойное время, когда вызовы следуют один за другим, деятельность интеллигенции через образовательные и общественные институты, через СМИ поддерживает дух народа, развивает национальное самосознание, способствует самосохранению и развитию крымских татар. Культурно-массовые мероприятия, национальные проекты — они от интеллигенции. Армия культуры и просвещения в действии.
Из-за материальных проблем нельзя допускать угасания интеллигенции, поддержка ее инициатив явится тем живительным эликсиром, побуждающим ее к решительным действиям. Нравственно-интеллектуальный запас народа требует непрерывного пополнения. И в конечном итоге аукнется тем, кто попытается ее устрашить, ибо загнется сам во тьме мракобесия.
Самосохранение народа напрямую связано со сбережением интеллигенции.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог