Курс валют USD 0 EUR 0

Не упасть бы в демографическую яму

Комментариев: 0
Просмотров: 200

Фото Эльмиры Максютовой

Учитывая, с какой обеспокоенностью говорят многие государственные деятели о демографических проблемах, нам, крымским татарам, стоит также уделять огромное внимание данному вопросу и не оставаться в стороне от принимаемых государством мер, связанных с укреплением семейных отношений, рождением детей, здоровьем и продолжительностью жизни.
В Крыму для проживания места предостаточно. При необходимости, сюда переселяют сотни тысяч граждан из других регионов, при этом плотность населения остается невысокой — всего 73 человека на квадратный километр. Для сравнения: в секторе Газа — 6000 тыс. человек на квадратный километр, в Нью-Йорке — более 11000.
Государство, если оно заинтересовано в росте численности населения, проводит соответствующую политику в целях обеспечения обороноспособности страны и развития экономики. Естественная убыль населения компенсируется за счет внешних мигрантов, прибывающих в поиске заработка.
Народы, проживающие на территории государств, стремятся увеличить свою численность для укрепления своих позиций в социуме и не кануть в лету, попав в категорию «исчезающих или исчезнувших». Самосохранение зависит от множества факторов, имеет различные составляющие, и одна из главных — рождаемость и многодетность. Исстари крымскотатарские семьи были многодетными, как говорится: «Больше детей – больше богатства». Основная часть населения занималась аграрным хозяйством или скотоводством, в таких условиях большая семья помогала выжить. Понятие «планирование семьи» малоприменимо было в практической жизни, больше следовали тому, что «бог дал», то есть отсутствовали традиции, связанные с регулированием рождаемости. Для нашего общества также были характерны ранние браки. Наравне с высокой рождаемостью существовала и высокая смертность, но те поколения воспринимали как должное все стечения обстоятельств, такова была психология населения тех времен. Низкий уровень медицины не позволял сохранять жизни многим детям, поэтому рассказы старших о том, что прабабушка родила 15 или 18 детей, а выжили и создали свои семьи только 8, — было закономерностью той жизни. Но даже при такой детородности население должно было расти стремительным образом, и оно росло, но вмешивались политика и войны, сопутствующие им невзгоды и голод, уносящие огромное число жизней.
Ухудшали демографичес-кую ситуацию у крымских татар вынужденные эмиграции и существенные потери во время войн и их последствия. Страшный удар нанесла депортация и многолетний комендантский режим, сократив численность народа почти вдвое. С изменением среды обитания и способов хозяйствования, а именно — переход народа в индустриаль-ную и социальные сферы деятельности, его урбанизация, не сулили увеличения численности. Но заложенная в ментальности крымских татар просемейная политика, брак между мужчиной и женщиной, плодом любви которых становились дети, за несколько десятилетий восстановили демографические потери, нанесенные депортацией.
После окончания Второй мировой войны наступил относительно мирный период существования в СССР, постепенно налаживалась и развивалась система здравоохранения в городах и деревнях, что существенно снижало смертность населения, в том числе и младенческой, и увеличивало продолжительность жизни.
Вместе с тем заработали механизмы накопления человеческого капитала: когда люди придают больше значения собственной карьере и образованию детей, а потому ограничивают их численность. Тенденция нарастала постепенно и привела к тому, что нормой для многих крымскотатарских семей стало наличие двоих детей. Численность народа росла, но очень медленно. Парадокс заключается в том, что при лучших условиях, когда имеются жилплощадь и приличная оплата труда, детей рождается меньше, чем в крестьянских хижинах.
Согласно переписи 2021 года, в среднем на одну крымскотатарскую женщину приходится почти 1,99 рожденных детей. По итогам переписи 2014 года этот показатель составил 1,92 ребенка. По заключению демографов: для того чтобы нация воспроизводилась, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) должен оставаться в пределах 2,1—2,15. Как видим, есть к чему стремиться. Но ситуация для крымских татар не совсем радужная, несмотря на приближающийся суммарный коэффициент рождаемости к самовоспроизводству.
Согласно переписи 2021 года, среднее число рожденных детей на одну крымскотатарскую женщину в возрасте 25—29 лет составляет 1,28; в возрасте 30—34 лет коэффициент равен 1,9; на 40—44 лет — 2,28. Итак, в 2021 году на одну крымскую татарку в возрасте от 18 до 44 лет приходилось 1,71 рожденных детей.
При всех наших замечаниях к переписям, численность крымских татар в Крыму не превышала озвученную властями в конце 1990-х цифру в 260—280 тыс. Теперь стройте перспективы.
В свое время палестинский лидер Ясир Арафат говорил: «Матка арабской женщины — самое сильное оружие». А лидерами по суммарному коэффициенту рождаемости являются: Нигер (7,03), Мали (6,25), Сомали (6,17), Уганда (6,06).
Современные тенденции крымскотатарской жизни характеризуются увеличением среднего возраста вступления в брак и материнства, увеличением интервала между рождениями детей.
Считается, что широкое распространение высшего образования угнетает рождаемость. Но как показывает практика, довольно образованные люди могут иметь 3—4 детей, они заняты работой, прекрасно справляются с воспитанием подрастающего поколения, пожиная все прекрасное от своей жизнедеятельности.
Крымскотатарские семьи сегодня в основной своей массе имеют жилье, земельные участки, что позволяет им обзаводиться семьями. Те, кто сумел выстроить 2—3-этажные дома, просто обязан наполнить их детским смехом. Те соотечественники, кого затронули миграционные процессы, пусть не расстаются с мечтой вернуться на родину. Необходимо, проявляя широкое человеколюбие и добрососедство, противостоять ассимиляционным процессам. В этом поможет традиционная крымскотатарская семья, без которой не было и нет возрождения крымскотатарской нации.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог