Обрести настоящего наставника, особенно в молодом возрасте, — большое везение. На каком-то этапе жизненного пути встреча и взаимодействие с Учителем может сыграть решающую роль в увлечениях, выборе профессии, углублении знаний, определении приоритетов и многом другом.
Считаются ли родители первыми наставниками? Мнения здесь могут разойтись, но по моему убеждению — безусловно. Вопрос лишь в длительности такого периода, ведь многое зависит от уровня образованности поколений, близости интересов, в том числе профессиональных, совместного или раздельного проживания и т.д.
На моих глазах протекала жизнь семей, где малограмотные родители, наоборот, оказывались под полным влиянием своих образованных, окончивших вузы и успешно работавших детей. В то же время не редки случаи, когда совсем взрослые дети не предпринимали никаких действий без одобрения престарелых родителей. Но чаще всего происходит, когда наступает момент, и требуется наставник со стороны, обладающий хорошими знаниями, готовый делиться ими со своими учениками.
Мне самому в жизни повезло: с образованными родителями, которые, где бы ни проживали, слыли образцовой семейной парой и хорошими специалистами; с супругой-соратницей, уже на протяжении 30-летней совместной жизни обеспечивающей крепкий тыл нашей многодетной семьи; и наставниками, которых несколько, которых я таковыми воспринимаю. Со временем, самому пришлось работать с молодежью, делясь опытом, и от всего сердца радоваться и гордиться их успехами.
Почему в обществе все больше говорят о наставничестве, а государство ставит задачей внести в трудовое законодательство изменения, предусматривающие возможность материального стимулирования работников в связи с осуществлением наставничества, обеспечить формирование базы лучших практик наставничества в целях их внедрения в систему образования, воспитания и молодежной политики, установить День наставника и разработать курсы по наставничеству, включив их в программы повышения квалификации? Потому что обучение и наставничество рассматриваются как вопросы будущего, формирующие базу для развития, чтобы человек с богатым многолетним опытом мог поделиться им со своими молодыми учениками и коллегами.
Наставник — это профессионал, который передает свои знания, умения и практический опыт другому, менее опытному или начинающему специалисту. Наставник учит всему, что знает сам, — поясняет справочная литература.
Сама история труда зиждется на наставничестве. Актуальная тема была в постоянном поле зрения еще древних мыслителей. Так, Сократ считал главной задачей наставника пробуждение мощных душевных сил ученика.
Аристотель возвышал наставника, подчеркивая его роль такими словами: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь».
Вспомним ремесленное производство, когда годы обучения и работы делали из ученика сначала подмастерье, а затем наиболее одаренные и предприимчивые становились мастерами.
На наших глазах в Крыму возрождалось старинное искусство – филигрань. Потомственный мастер Айдер-ага Асанов, набрав учеников, обучал их секретам мастерства. Передался талант и дочери Эльмире, хотя сам Айдер-ага, посмеиваясь, говорил: «невиданное дело для женщины». Но современное общество не терпит таких ограничений, сегодня Эльмира-уста — наследница семейных традиций.
В период депортации Айдер Асанов был занят на других работах, но в Крыму, будучи в преклонном возрасте, возродил семейное ремесло. Главное — он явился наставником для своих учеников, передал им свое умение и искусство, не стал «жадничать», оставаясь своего рода единственным. Он радовался успехам молодежи и приводил такой пример: «Когда Эдип Асанов был совсем молодым, его представляли как сына Айдера-ага. Прошли годы, и наступил момент, когда он стал известным композитором и исполнителем, теперь уже, наоборот, все стали говорить: это отец Эдипа Асанова. Так оно в жизни и должно быть».
Вывод напрашивается один: сейте знания и добро. Оказывайте помощь соотечественникам. Видите ошибку — помогите исправить, по-доброму, советом. Не мешайте, не стремитесь топить тех, кто стремится к чему-то, ведь ростки прорастают даже сквозь камни. Великая миссия учителя — учить, а не карать. В этом и есть философия наставничества.
Философия наставничества
Комментариев: 0
Просмотров: 166