Из семейного архива, переданного в фонды Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия
К 130-летию со дня рождения композитора
Композитор, фольклорист, собиратель образцов вокального и музыкального творчества крымских татар Ягья Шерфединов (1894–1975 гг.) оставил богатое наследие, по крупицам записанное и обработанное им на протяжении десятилетий, музыку к песням и спектаклям, «Крымскую сюиту» для симфонического оркестра. Уже в 77-летнем возрасте Заслуженный деятель искусств Крымской АССР был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР».
Его многолетний фундаментальный труд по истории крымскотатарского фольклора – сборник народной музыки и песен «Янъырай къайтарма» («Звучит хайтарма») вышел в свет спустя три года после смерти композитора. Помощь в подготовке к изданию этой книги ему оказала жена, трижды переписав объемный материал.
Скончался Ягья Шерфединов на 81 году жизни в Ташкенте, пережив свою супругу Сафие на один год. Жена Шерфединова — Сафие Крымтаева — по материнской линии происходила из рода мурз Ширинских. Она была младше супруга на 16 лет и в конце 1930-х годов работала танцовщицей в Крымском татарском театре оперы и балета..
Исследователи отмечают, что в здании кинотеатра имени Субхи в Симферополе (ныне ул. Крылова, 37, где размещается Крымскотатарский фольклорный ансамбль «Крым»), кроме демонстрации фильмов, проводились концерты крымскотатарских музыкантов, в частности, в конце 1920-х — начале 1930-х в нем выступали Ягъя Шерфединов, Сафие Шерфединова и Эльмаз Алиева.
Супруги вырастили сына Зальферрата, он родился в 1930 году в Москве. Ему было 14 лет, когда его вместе с родителями и всем народом отправили в изгнание. Жили они тогда в Симферополе, в доме на ул. Жуковского, 20, известном как Дом специалистов, в котором в 1930—1940-е годы проживали крымскотатарские деятели культуры и литературы: Умер Ипчи, Юсуф Болат, Шамиль Алядин, Асан Рефатов, Ильяс Бахшиш, Сервер и Нурие Джетере…
Мне удалось связаться с одной из внучек композитора — Гульнарой Файзуллиной, инженером по специальности, которая дополнила и уточнила некоторые сведения о своем знаменитом дедушке.
«До депортации Шерфединовы жили в квартире №10 в доме по ул. Жуковского, 20. Часть семейного архива с фотографиями и сборниками Шерфединова, вышедшими до войны, мы с сестрой — Гульназ Халиловой — передали в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия», — рассказывает Гульнара-ханум.
У Я. Шерфединова 2 внучки, 3 правнука и 2 праправнука
К сожалению, Ягье, Сафие и Зальферрату Шерфединовым так и не суждено было вернуться на родину. Сын их более тридцати лет проработал фотожурналистом в газете «Ленин байрагъы», скончался в 61 год после болезни, похоронен вместе с родителями на узбекском кладбище Минор.
А начался земной путь композитора Ягьи Шерфединова 130 лет назад в Феодосии, в бедной семье. В детстве Ягья сам научился играть на скрипке, на слух сочинял свои мелодии, неплохо рисовал. От природы был любознателен и тянулся к знаниям и творчеству. Пятнадцатилетним подростком поступил в Симферопольскую татарскую учительскую школу (СТУШ) и стал одним из известных ее выпускников. Имя Ягьи Шерфединова упоминается среди прославившихся деятелей культуры и общественно-политической жизни крымских татар, за плечами которых годы учебы в этой учительской семинарии, таких как: Исмаил Леманов, Али и Усеин Боданинские, Абдурефи Абиев, Абдурешид Медиев, Джелял Меинов, Сеит-Джелиль Хаттатов, Исмаил Фирдевс (Керимджанов), Асан Чергеев, Усеин Баличиев, Тейфук Бояджиев, Сейдамет Идрисов, Менсеит Джемилев, Селямет Крымтаев, Аппаз Ширинский, Осман Заатов и другие.
После окончания СТУШ Ягья Шерфединов проучился в Петербургской «Школе поощрения художеств», пройдя за два года четыре курса. Материально его частично поддерживал в этот период художник Усеин Боданинский. Но, увы, учебу все же бедному студенту пришлось оставить. Вернувшись в Крым, Шерфединов учительствовал в школах, собирал музыкальный фольклор, организовывал самодеятельные коллективы и концерты в окрестных селах.
Встреча с известным армянским композитором А.Спендиаровым, жившим тогда в Крыму, стала для Шерфединова судьбоносной. «Александр Афанасьевич принял меня очень радушно и внимательно выслушал то, что я сыграл ему. Он сказал, что мое исполнение на скрипке крымскотатарских мелодий, мои первые сочинения и импровизации ему понравились, и посоветовал учиться. Я ушел очарованный приветливостью и вниманием известного композитора, полный светлых надежд в будущем», — писал в автобиографии Я.Шерфединов.
После смотра самодеятельных артистов в с. Отуз Судакского района, на котором присутствовали преподаватели Московской консерватории, он, воодушевленный их похвалой, едет в Московскую консерваторию, где в те годы учились А.Хачатурян, Д.Кабалевский и другие. Окончив этнографическое отделение научно-композиторского факультета Высшей музыкальной школы Ф.Кона при Московской консерватории, Шерфединов возвращается в Крым, работает музыкальным редактором радиокомитета, затем — заместителем художественного руководителя Крымского государственного татарского театра. Издает сборники «Песни и танцы крымских татар», «Кутлевий йырлар» («Массовые (хоровые) песни»). Творчество поглощает его, и появляются такие его известные песни, как «Кузьде япракъ» («Осенние листья»), «Севги йыры» («Песнь любви»), «Тур, аркъадаш!» («Вставай, товарищ!»).
Из фонда РКБ им. И. Гаспринского
С 1939 года Я. Шефединов работал художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Крымской АССР. Музыка к спектаклям «Ишлеген тишлер» («Ест тот, кто работает»), «Алим», «Арзы къыз» (совместно с И.Бахшишем по пьесе Ю. Болата), хоровая сюита «Юзюк оюн йырлары» («Песня для танца с обручальными кольцами»), а также «Крымская сюита» для симфонического оркестра пишутся им в этот период.
«Шерфединов относился к той категории людей, которые ценят национальные традиции-. В своем творчестве он всегда стремился к искренности и ясности самовыражения-. В творческом портфеле Шерфединова большое место занимала песня. В ней полнее, чем где-либо, раскрылся талант композитора. Большое число песен создано на стихи крымскотатарских поэтов: А. Мефаева, Р. Тынчерова, Ш.Алядина, Черкеза-Али, Р. Мурада. С. Эмина, Б. Мамбета, Р. Фазыла, Ф. Акима, Э. Селямета, У. Ипчи, Э.Шемьи-заде, Э.Фаика.
Одно из самых поэтичных созданий композитора – «Айнени» («Колыбельная-») на слова крымскотатарской певицы С. Эреджеповой. Колыбельная проникнута тонким лиризмом и психологической углубленностью», — отмечает в своем исследовании композитор Мерзие Халитова. Она также обращает внимание, что, помимо вокальной музыки, Шерфединов пишет ряд произведений в инструментальных и вокально-хоровых жанрах, и высоко отзывается о его «Крымской сюите»: «Одним из значительных произведений в его творчестве является «Крымская сюита» для симфонического оркестра. Она представляет безусловный интерес как одно из первых симфонических произведений в крымскотатарской профессиональной музыке».
В Узбекистане Заслуженный деятель искусств Крымской АССР Я. Шерфединов работал музыкальным руководителем Узбекского Государственного театра музыкальной комедии имени Мукими, а позже — музыкальным руководителем Андижанского музыкально-драматического театра.
По воспоминаниям Э. Налбандова, в 1955—1956 годы в городе Бекабаде, куда попали после выселения известные в народе музыканты, знатоки крымскотатарского фольклора: скрипач Аппаз уста, кларнетист Амир уста, трубач Черкез уста, певцы Эдие Топчи, Алиме Акимова, Мунивер Алиева, Зейнеп Леманова, Мемет Абселямов и другие, по инициативе известного крымскотатарского писателя Шамиля Алядина, Шерфединовым была осуществлена запись крымскотатарских народных песен и инструментальной мелодии. Более 70 народных песен и мелодий с того времени стали звучать по Узбекскому радио.
«…Сборник народных песен и мелодий «Янъырай къайтарма» — это вечная память о композиторе. Уверен, что он стал настольной книгой всех любителей народной музыки крымских татар, а Ягья Шерфединов — яркой страницей истории и музыкальной культуры крымскотатарского народа», — так завершил свою статью к столетию со дня рождения композитора его коллега Эдем Налбандов.
comments powered by HyperComments