Студенческое удостоверение Халиля Чапчакчи
В календаре знаменательных и памятных дат 2024 года, подготовленном Крымскотатарской библиотекой имени Исмаила Гаспринского, значится, что 17 марта исполнилось 135 лет со дня рождения общественного и политического деятеля Крыма Халиля Чапчакчи. Сведения о нем до сих пор немногочисленны, имеющиеся публикации до того скромны, что безусловно не отвечают тем масштабам, которым соответствует эта личность. Наш вклад будет также невелик, но потихоньку, шаг за шагом, сообща будем наполнять копилку знаний о нем.
В моем распоряжении некоторые архивные документы, один из которых гласит:
«По метрической книге о родившихся мечети деревни Аутка Дерекойской волости, Ялтинского уезда за 1889 год под №3 записан акт следующего содержания: тысяча восемьсот восемьдесят девятого года март семнадцатого дня у Бахчисарайского мещанина Селямета Халиль оглу Чапчакчи и законной жены его Айше родился сын коему имя дали Халиль в чем и выдана настоящая выпись за подписью моей 1901 г. марта 12 дня.
Хатип мечети деревни Аутка Сеит Бекир Мустафа эфенди».
О детстве Х. Чапчакчи, о его начальном образовании пока не располагаем сведениями, но полученный аттестат зрелости свидетельствует о том, что он поступил в Симферопольскую гимназию М. А. Волошенко, в 5-й класс, в январе 1909 года и завершил полный восьмиклассный курс 9 июня 1912 года. В том же году он едет в Одессу и поступает на медицинский факультет Императорского Новороссийского Университета. В архивном деле имеется прошение, датируемое 25 сентября 1912 года, на имя проректора от студента первого курса Халиля Чапчакчи: «Честь имею покорнейше просить распоряжения Вашего Превосходительства о выдаче мне удостоверения о том, что я числюсь студентом Императорского Новороссийского Университета, и свидетельство о приписке к призывному участку на предмет представления по воинской повинности присутствия для ходатайства о предоставлении мне отсрочки по воинской повинности до окончания образования в университете».
Аттестат об окончании гимназииДоктор, редактор и нарком
Также в архивном деле мы находим документ на имя проректора от 21 августа 1914 года, где Чапчакчи просит выдать справку, что он является студентом университета, для предоставления в Ялтинское уездное земство для получения стипендии.
Возможно, в дальнейшем исследования предоставят более подробные фрагменты из студенческой жизни Халиля Чапчакчи, но имеющиеся сведения нас сразу окунают в революционные события 1917 года, где наш герой в составе Временного Крымско-мусульманского исполнительного комитета приступил к активной деятельности на национальном поприще. Образованность, среда воспитания и становление в обществе передовой мысли способствовали раскрытию таланта медика по образованию, журналиста и общественно-политического деятеля по призванию.
Чтобы стать ближе к русской демократии, приблизить ее к себе, Мусульманский исполком предусмотрительно создал газету «Голос татар» на русском языке.
Газета просуществовала полгода, всего вышло 17 номеров, последний — 29 декабря 1917 года. За весь период сменились три редактора: Ибрагим Озенбашлы (№№1-4,9), Али Боданинский (№№5-8, 10, 11) и Халиль Чапчакчи (№№12-17).
Возглавив редакцию к середине октября 1917 года, Халиль Чапчакчи активно выступает на страницах «Голоса татар». Изложенные им взгляды на события, размышления о происходящем дают представление о царящей тогда общественно-политической мысли.
Рассуждая о мусульманской демократии и революции, он пишет: «Если после 1905 года печатное слово нашло в мусульманском мире более широкое распространение, то все же, нам думается, никакие возможные пропаганды революционных идей не дали бы такого успеха в смысле изменения отношения мусульманской демократии к державной власти и ее политике, как циркуляры Столыпиных, Кассо и выступления Аджемовых и Милюковых, которые каждый раз отравленными кинжалами пронизывали и мозг, и сердце мусульман, нанося незаживаемые раны их религиозным и национальным чувствам, и тем самым будя в них бесконечную тоску по той свободе, которая прошла однажды мимо них в 1905-м, оставив о себе лишь сладкое воспоминание».
Его перу принадлежит описание одного из дней работы Курултая, где он заостряет внимание на женском вопросе и стремительном его продвижении в работе национального съезда.
«Точно в миг заполнилась пропасть религиозных, общественных и всяких других предрассудков, и, как грешник на исповеди, сегодняшний оседлый татарин в лице Курултая спешит вымолить у родной сестры татарки прощение за вековое заточение ее в четырех холодных стенах и почти единогласно проводит в коллегию председателей Курултая одну из представительниц татарок.
Таким образом, президиум Курултая украшает траурного цвета из черного бархата символическая шапочка, обтянутая кругом белой, также символической чадрой. Если черная шапочка принесла в Курултай вековые страдания женщины-татарки, то белая чадра должна была унести из Курултая полный мир, дружбу, согласие и равноправие между татарином-мужчиной и женщиной-татаркой».
Как указывают местные краеведы, в этом доме в Аутке проживала семья Чапчакчи
После трагических событий — разгрома Курултая большевиками в январе 1918 года и прекращения выпуска газеты «Голос татар», с возобновлением работы Крымскотатарского парламента, в мае 1918 года стала выходить газета «Крым» на русском языке, редактируемая, как отмечают исследователи, Халилем Чапчакчи. Мне довелось держать в руках всего лишь несколько сохранившихся номеров этого бесценного издания, и будем надеяться, что когда-нибудь найдутся еще экземпляры газеты, раскрывающие суть нашего исторического прошлого.
Годы Гражданской войны в Крыму характеризуются частой сменяемостью власти. Халиль Чапчакчи принадлежал к группе деятелей, которую можно сравнить с движением неприсоединения, поэтому в ней видели оппонентов приходившие к власти силы, а со стороны некоторых она подвергалась даже жестоким преследованиям. Эта группа вошла в историю под названием «Милли фирка».
В своих показаниях по уголовному делу Х. Чапчакчи утверждал: «Еще будучи гимназистом, был несколько раз арестован крымской полицией, при белых три раза подвергалась моя квартира обыскам, также будучи студентом в Одессе подвергался арестам».
Пришедшие к власти большевики, окончательно победившие всех своих врагов на полуострове в ноябре 1920 года, учитывая высокий авторитет беспартийных деятелей из числа крымских татар среди народа и знание ими дела, привлекли их к советскому строительству. Последние, в свою очередь признав несокрушимую в тот момент силу большевизма, пошли на сотрудничество с советской властью ради интересов народа. Справедливости ради следует заметить, что некоторые их соратники, не приняв власти победителей, заблаговременно побеспокоившись о собственной безопасности, покинули пределы полуострова.
После провозглашения Крымской АССР, Халиль Чапчакчи занял в республике пост наркома здравоохранения. Следует осознавать, что налаживание процесса медицинского обеспечения населения и гостей полуострова происходило под его непосредственным руководством. Одновременно, как свидетельствуют различные источники, он не прекращал деятельности в национальном движении и принимал активное участие в процессах, происходивших внутри крымскотатарского народа.
В 1928 году Халиль Чапчакчи подвергся репрессиям и стал, с еще несколькими соратниками, основным фигурантом дела «Милли фирка». Когда-нибудь знакомство с его уголовным делом предоставит ценные материалы, в том числе и биографического плана, однако, и в нашем распоряжении имеются отдельные сведения, просочившиеся «на волю».
Во время следствия следователей неоднократно интересовал вопрос о реэмиграции крымских татар, на который Х. Чапчакчи дает такой ответ: «Вопрос о реэмиграции татар в Крым берет свое начало в 1905 году, когда на страницах газеты «Ветан Хадими» и в общественных местах тогдашняя революционная татарская интеллигенция подняла вопрос о землеустройстве крымских татар. После Февральской революции 1917 года, с самого начала революции он снова был поднят и на страницах татарских газет, и в татарских общественных учреждениях.
Среди постановлений I-го учредительного съезда Советов Крыма также имеется пункт о возвращении в Крым татар и их землеустройстве. На одном из заседаний КрымЦИКа по предложению члена Президиума Решида Ногаева было вынесено постановление о переселении в Крым 20000 крымских татар и землеустроить их как показательные хозяйства».
Свое видение Халиль Чапчакчи излагает и по поводу деятельности «Милли фирка»: «Определенной партии не было, но людей, настроенных обслуживать отсталые татарские массы были и они были приглашены еще т. Бела Куном и т. Гавеном для советской работы и почти все вошли в советские учреждения, начиная с 1921 года… Людьми, настроенными обслуживать татарские массы и реагировать на крымские общественные вопросы, были главным образом немногочисленные татарские интеллигенты, как например: Озенбашлы, Чапчакчи, Чобан-заде, Хаттатов, А. Одабаш, Б. Одабаш, Турупчи, Али Сеттаров – все указанные лица беспартийные, но так как центром общественной жизни в Крыму до последнего времени считалась кофейня, то здесь и встречались как работники беспартийные, так и партийные. Из партийных кофейню посещали Вели Ибраимов, Умер Ибраимов, Сейдаметов, Ислямов, Балич и др. Почти ежедневно с 6-7 часов утра работники имели обыкновение ходить в кофейню, куда всегда съезжаются крестьяне Крыма и где за столами или в отдельных ее комнатах, за чаем или кофе говорили о текущих общественных вопросах Крыма…. Тут читались утренние газеты».
Халиль Селямет-оглу Чапчакчи был приговорен к высшей мере наказания, затем замененной в 1931 году 10 годами лагерей. К сожалению, о дальнейшей его судьбе нам до сих пор ничего неизвестно.