Э. СЕРАСКЕРОВ
Поражение пропрезидентской партии Справедливости и развития (ПСР) стало главным итогом прошедших в Турции региональных выборов. Голосование, состоявшееся 31 марта, подвело черту под электоральным циклом 2023—2024 годов. Если в прошлом году граждане Турецкой республики избирали депутатов национального парламента и президента страны, то теперь им предстояло выбрать новых мэров городов и районов, членов региональных и муниципальных советов.
Выбор больших городов
Явка избирателей на участки для голосования по сравнению с президентскими и парламентскими выборами была не самой высокой по турецким меркам (обычно на общенациональные выборы в Турции приходит более 80% избирателей), но тем не менее составила внушительные 78%.
В ходе нынешней избирательной кампании решался вопрос о том, сумеет ли партия Реджепа Эрдогана взять у оппозиции реванш за поражение пятилетней давности и вернуть под свой контроль мэрии крупнейших городов страны Стамбула и Анкары (население которых составляет 15 и 6 миллионов жителей соответственно, для сравнения население Москвы и Петербурга составляет 13 и 5 миллионов человек).
В свое время приход Р.Эрдогана в большую политику начинался с участия в местных выборах и победы на выборах мэра Стамбула в 1994 году. Потому, когда в 2019 году на предыдущих местных выборах молодой оппозиционный политик Экрем Имамоглу выиграл выборы мэра Стамбула у выдвиженца президентской партии экс-премьера Бинали Йылдырыма, это стало сильным ударом по позициям турецкой власти.
Прошлогодняя общенациональная избирательная кампания, в ходе которой Р.Эрдоган переизбирался на свой третий президентский срок, проходила в трудных для действующего президента условиях. Тем не менее Р. Эрдоган, мобилизовав все возможные ресурсы, смог завершить ее чистой победой. Этот успех позволял ПСР надеяться и на победное завершение местных выборов.
Однако ожидания правящей партии не оправдались. По итогам голосования оппозиционная кемалистская Народно-республиканская партия (НРП) лидировала во всех пяти крупнейших городах Турции. Так, в Стамбуле действующий мэр Экрем Имамоглу получил 51% голосов, в то время как бывшего министра, а ныне депутата парламента от ПСР Мурата Курума поддержало 39% избирателей. Оппозиционный мэр Анкары Мансур Яваш и вовсе был переизбран на второй срок 60% голосов.
Относительная победа
В целом по стране Народно-республиканская партия лидировала на выборах в 35 провинциях из 81. Правящая ПСР заняла первое место в 24 регионах. В целом по стране по голосам избирателей кемалисты опередили сторонников Р.Эрдогана на более чем два процентных пункта — 37,8% у НРП против 35,5% у ПСР.
Впервые за несколько десятилетий кемалисты заняли первое место на выборах. Эта победа позволила НРП упрочить лидерство в оппозиционном лагере и оправиться после поражения на прошлогодних президентских выборах. Очевидно, кемалистам пошло на пользу обновление партийного руководства, когда многолетнего и уже пожилого лидера Кемаля Кылычдароглу сменил более молодой политик Озгюр Озель. На руку оппозиции сыграли и экономические проблемы Турции, высокие темпы девальвации национальной валюты в последние годы.
Победа на местных выборах позволит оппозиции более активно готовиться к следующей общенациональной кампании, которая состоится в Турции в 2028 году. Но ее исход нельзя считать предрешенным. У Р.Эрдогана есть еще четыре года на подготовку своего преемника, и он постарается максимально эффективно использовать это время. При этом нынешнее поражение правящей партии нельзя считать разгромным. Оценивая итоги выборов, к результатам ПСР надо как минимум прибавить голоса, полученные ее младшим союзником — Партией националистического движения (ПНД). В ряде регионов ПСР не выдвигала своих кандидатов, поддержав выдвиженцев ПНД, в то время как ПНД не выдвигало свои списки в тех провинциях, где в выборах участвовала ПСР. В целом по стране за ПНД было подано 5% голосов избирателей. Таким образом, поддержка правительственного лагеря на местных выборах составила не менее 40%.
Эрбакан против Эрдогана
Одной из самых больших проблем для ПСР в ходе последней избирательной кампании стала активность партии Новый Рефах и ее лидера Фатиха Эрбакана. Новый Рефах атаковал ПСР с право-консервативных религиозных позиций, где обычно правящая партия не имела сильных конкурентов.
Фатих Эрбакан является сыном покойного экс-премьера, основателя политического ислама Неджметтина Эрбакана. Старшй Эрбакан в свое время оказал большое влияние на становление Р.Эрдогана как политика. Нынешний президент Турции начинал свою политическую карьеру в рядах эрбакановской партии Рефах (Благоденствие), которая в середине 1990-х годов смогла на некоторое время прийти к власти в Турции. Однако правление Эрбакана-старшего было недолгим, поскольку военные круги добились его отстранения от власти и запрета деятельности партии Рефах. Р.Эрдоган тогда лишился должности мэра Стамбула. Однако он сумел продолжить политическую карьеру, создав нынешнюю ПСР, пришедшую к власти в 2002 году и удерживающую ее до сих пор.
В последние годы Эрбакан-младший все более активно заявляет о своих политических амбициях. В прошлом году Новый Рефах участвовал в парламентских выборах в блоке с ПСР и ПНД, что позволило ему провести в парламент пятерых своих представителей. Тогда за партию Фатиха Эрбакана непосредственно голосовало всего 2,8% избирателей. Теперь же на местных выборах Новый Рефах с 6,2% голосов занял уже третье место после НРП и ПСР. Это показывает, что Фатиху Эрбакану удалось перетянуть на свою сторону часть электората ПСР.
Много лет назад Р.Эрдоган сделал яркий и запомнившийся многим жест, демонстративно в знак протеста покинув дискуссию с участием израильского президента Шимона Переса на международном форуме в швейцарском Давосе. Сегодня турецкое руководство продолжает критиковать Израиль и оказывать гуманитарную помощь сектору Газа. Однако внутри страны оно сталкивается со все более возрастающей критикой со стороны тех, кто считает эти меры недостаточными. Так, тот же Фатих Эрбакан активно требует от турецкого правительства разорвать всякие экономические связи с Израилем, а не ограничиваться только принятым 9 апреля решением о запрете на экспорт в еврейское государство 54 категорий товаров (алюминий, сталь, цемент, пестициды и др).
Как бы то ни было, нет ничего вечного. Эпоха Р.Эрдогана близится к своему завершению. В 2028 году Турция должна будет избрать своего нового лидера, который будет принадлежать уже к новому поколению политиков. С приближением этой даты борьба претендентов, как в левоцентристской и так и правоконсервативной части политического спектра, будет все более активизироваться.