Крымскотатарский фольклорный ансамбль «Къырым» стал родным домом для ярких самобытных музыкантов, вокалистов, танцоров. Здесь раскрываются молодые таланты, продолжает совершенствоваться и обогащаться творчество состоявшихся артистов.
Музыкант ансамбля «Къырым» Заслуженный артист Крыма (2014 г.) Рефат Меметов — знатный дареджи, он играет на крымскотатарском народном ударном инструменте даре. Звенящей, греющей душу дробью обрамляет сладкозвучие старинных песен и мелодий.
Зиль-даре — удивительный инструмент, это не просто ободок, обтянутый звонкой кожей. Зиль-даре — словно родничок вдохновения для танцоров, да и просто для крымских татар, влюбленных в танец и песню.
Круглое желтое солнышко в ладонях музыканта — стоит прикоснуться к нему пальцами, излучает неповторимый звон, ах, от которого млеет душа.
И руки готовы взметнуться в танце, и ноги — пуститься в пляс.
Звенит даре в руках Рефата Меметова. Замирают в восторге сердца.
Родился и вырос он в музыкальной семье, в Булунгуре Самаркандской области, куда попала семья в годы депортации. Дед его играл в оркестре довоенного Крымского государственного драматического театра, отец Амза-ага, ему 91 год, — музыкант, трубач, играл на даре, работал в оркестре Крымского государственного драматического театра с 1936 года по 18 мая 1944 года. Буквально со сцены — в ссылку… Дяди по отцу — музыканты.
— Отец — мой главный друг и советчик в жизни, — говорит Рефат-бей. Про бесценный отцовский музыкальный опыт он сказал: «Мы играем вместе — отец с сыном, и если что-то не так, одного его взгляда бывает достаточно, чтобы я понял, что делаю что-то неправильно… Приходят музыканты помоложе, отец играет с ними, два моих брата — кларнетисты… Два моих сына окончили музыкальную школу по классу трубы и кларнета, но в музыку не пошли. Может внуки пойдут в музыку.., — мечтает Рефат-бей.
— Отец хотел, чтобы я стал скрипачом, мы даже отрабатывали постановку рук, но в Булунгурской музыкальной школе мне неожиданно легко далась труба.
Во время службы в армии играл в военном оркестре, заменял дирижера в сводном оркестре. Мы участвовали в республиканских конкурсах духовых инструментов, до сих пор храню газеты со статьями.
Мечтал даже стать военным дирижером… Окончил Самаркандское музыкальное училище, заочно — Ташкентскую государственную консерваторию. Из запомнившихся музыкальных событий — на юбилее профессора В.Пулатова в консерватории в 1980 г. я играл на трубе «Лезгинку» Кулиева — яркая, сложная вещь…
В Булунгуре я работал в музыкальной школе (с 1980 года), а всего преподавал почти три десятка лет — в школе, в музыкальном училище (с 1985 по 2004 годы), в течение года создал в Булунгуре духовой оркестр учеников и педагогов, даже директор школы у нас играл. Выступали на всех районных мероприятиях, ездили в Самарканд… Это были незабываемые годы. В Самаркандское музыкальное училище меня пригласили работать — вел класс трубы, руководил духовым оркестром, заведовал отделением духовых и ударных инструментов. Во время работы всегда старался включать в учебную программу крымскотатарские народные произведения, студенты с удовольствием занимались.
До 2004 года жил и работал в Самарканде. Семья, отец тянули в Крым — они жили уже здесь. В Самарканде меня готовили на должность директора музыкального училища, отпускать не хотели, уже все документы на меня были оформлены. Я бросил все и приехал в Крым, а накануне в Ташкенте на республиканском конкурсе один из моих учеников отлично выступил…
— Кстати, об учениках. На что нужно обращать внимание педагогу-музыканту, обучая ученика?
— Что вкладываешь в ученика, то и получаешь. Конечный результат зависит от ученика.
— Как ваша музыкальная дорожка повернулась от чистоголосой трубы к звонкому даре?
— Приехал в Крым, было тяжело, работу нашел не сразу, педагогическую деятельность продолжить, к сожалению, не смог… В фольклорном ансамбле «Къырым», куда пришел искать работу 12 лет назад, предложили играть на даре. Некоторое время работал по совместительству в симферопольских музыкальных школах.
— Даре — это только аккомпанемент?
— Есть народные произведения специально для даре — «Долу» — керченская, бахчисарайская, кезлевская… Крымскотатарскую нструментальную музыку для даре стали, к сожалению, забывать. Даре звучит энергично, искрометно, важно правильно извлечь звук к разным песням. И не надо частить. Даре очень горячо принимают зрители и у нас и за рубежом. Однажды во Львове музыканты после концерта мне говорят: «Мы стояли за кулисами и считали, и не могли угадать, в каком размере играете!»
Как-то в Турции после концерта пожилой турок подходит ко мне и говорит: «Бек яман (я насторожился) арув!».
Для отца моего боль — то, что по телевидению звучит уже не та музыка… Музыку для даре уже никто не помнит, при исполнении народной музыки нередки ошибки… Хотелось бы, чтобы молодежь интересовалась, исполняла исконно народную музыку крымских татар…
— Что значит для вас ансамбль «Къырым»?
— Это мой дом, где днем и ночью звучит наша музыка, домой идешь только ночевать (улыбается). Общаемся, делимся опытом, молодежь у нас бывает часто… А музыка — это словами не объяснишь, я весь в музыке, это то, без чего не прожить, если не играю, меня уже тянет…
Дома, как всегда, работы, забот, хлопот много, думаешь, переживаешь за все, устаешь. Потом берешь в руки трубу или даре и… окунаешься в свой любимый мир музыки.
Я люблю классическую музыку, исполнял музыку для трубы, концерты Альбинони, Энке-Васильева, А.Пахмутовой, Щелокова, Арутюняна, многое другое… Крымскотатарский фольклор: «Элиф дедим, бе дедим…», «Арафат дагъы», «Араба къапу», «Севда тюшти башыма». Люблю слушать, когда исполняют правильно… Отец мой хорошо поет, восхищаюсь просто…
Сейчас, к сожалению, молодежь не увлекается народной музыкой. Популярна балканская, кавказская, любая другая, молодые музыканты виртуозно исполняют ее на фестивалях, конкурсах, за рубежом… А вот сыграть виртуозно нашу «Хайтарму» или «Долу» — это реже. Но мы в первую очередь — музыканты своего народа, народная музыка должна жить в нашей душе, исходить из души. Я бы обучал желающих играть на даре.
Конечно, хотелось бы (это мечта), чтобы в музыкальных учебных заведениях учеников знакомили с крымскотатарскими ударными инструментами. Народная музыка не должна забываться, а должна звучать в первозданном виде, в том темпе, как ее исполняли наши деды и прадеды.
— Сегодня в моде и другие ударные инструменты…
— Нагара, дарбука — подобие барабана, на котором играют руками — это кавказский и турецкий народные инструменты. А у крымских татар руками играют только на зиль-даре (бубен). Все другие ударные (давул, думбелек) — с чубуками (палочками).
— Ваше жизненное кредо.
— Чем бы ни занимался (музыка, преподавание и т. п.) — стараюсь все выполнять на высоком уровне. Ответственно отношусь ко всему.
Мне везло и везет с коллегами, в Самаркандском музыкальном училище работал с концертмейстерами — это Тамила Аблаева, Зера Муслюмова, я благодарен судьбе, что посчастливилось работать с такими прекрасными музыкантами и педагогами.
В Крыму мне посчастливилось в составе ансамбля «Къырым», как исполнителю на даре, участвовать на юбилейных концертах многих известных и старейших крымскотатарских музыкантов и певцов — покойных Энвера Шерфединова, Сусанны Меметовой, Алима Османова, а также Дилявера Османова, Заремы-ханум, Рустема Меметова, Гулизар Бекировой и других.
comments powered by HyperComments