Эльдар СЕИТБЕКИРОВ
Провозглашенная в 1921 году Крымская АССР наполнилась национальным компонентом благодаря политике коренизации. Ее концепция получила официальное оформление на XII съезде РКП(б) в 1923 году. Красной линией проходила идея: «принять все меры к тому, чтобы Советская власть в республиках стала понятной и родной, чтобы Советская власть была у нас не только русской, но и международной. Для этого необходимо, чтобы не только школы, но и все учреждения, все органы, как партийные, так и советские, шаг за шагом национализировались, чтобы они действовали на языке, понятном для масс, чтобы они функционировали в условиях, соответствующих быту данного народа. Только при этом условии мы получим возможность Советскую власть из русской сделать международной, близкой, понятной и родной для трудящихся масс всех республик, и особенно для тех, которые отстали в хозяйственном и культурном отношениях». В принятой резолюции четко прописан курс государственного строительства на местах: «… органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов; были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обеспечивающих местное национальное население и национальные меньшинства, — законы, преследующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств».
Политика коренизации, получившая в Крыму название татаризации, до сих пор не стала объектом достойного изучения и оценки среди крымскотатарских ученых. Десятилетиями ведущиеся общие разговоры о национальной республике не конкретизируются реальными, практическими шагами строительства национальной государственности. Огромный пласт нашей истории, тысячи документов лежат на полках архивов, которых не касалась рука крымскотатарских исследователей. Политика татаризации – это не день вчерашний, он сегодняшний и будущий. Опыт поколений необходим для осмысления, непростительно не воспользоваться подсказкой предков.
Сегодня мы предлагаем нашему читателю ознакомиться с документом, касающимся татаризации органов юстиции, того института, в котором представительство крымских татар всегда было ограниченным.
Доклад Народного Комиссара Юстиции Крымской АССР Гурова о работе по татаризации аппарата (1924 г.)
Общие задачи
Одной из основных задач Народного комиссариата юстиции в текущем году и, пожалуй, на ближайшие годы является приближение судебного аппарата к гуще трудящихся масс. Нужно сделать так, чтобы наш суд был близким и доступным трудящимся, и особенно крестьянскому населению, нашей деревне и одновременно, чтобы наш суд являлся в деревне не только защитником беднейшего крестьянства, но и ближайшим проводником по внедрению советской законности. Даже больше того, советский суд должен стать в деревне нашим пропагандистом и агитатором. Суд должен быть близким, понятным и доступным к пониманию его задач трудовым населением данного района, который им обслуживается. А он (суд) может быть таким только тогда, когда судоговорение (судебный процесс) будет происходить на родном языке, когда судья будет из числа данной национальности, и когда он (судья), кроме общих знаний, будет знать быт и особенности этого народа. Только при таких условиях можно выполнить задачу приближения суда к трудящимся.
Исходя из фактического положения нашей крымской действительности, перед Наркомюстом стоит задача вовлечь в наши суды как можно больше судей и следователей из татарского населения, живущего главным образом в деревне. Татаризация судебного аппарата есть одна из существенных задач Наркомюста.
Татаризация аппарата Наркомата юстиции
Центральный аппарат комиссариата юстиции татаризировать не только в полной мере, но хотя бы на 50% в пределах нынешнего плана не удается. Причина этому для всех крымских комиссариатов одинакова: отсутствие пока еще достаточного количества подготовленных товарищей из татар для руководства центральными аппаратами. Комиссариат же юстиции находится еще в более трудном положении, чем другие комиссариаты, ибо здесь требуется знание специальной отрасли юриспруденции. Но из сказанного вовсе не следует, чтобы работа по татаризации была приостановлена до благоприятного момента. Подготовка работников из татар должна производиться в процессе самой работы комиссариата. Кроме того, что Наркомюст возглавляется работниками из татар, нами введены должности переводчиков и практикантов. Таковых к настоящему времени три человека. Данные товарищи в процессе работы знакомятся с деятельностью наркомата, и как только получат подготовку, перебрасываются на самостоятельную работу. Так, например, один из переводчиков ныне назначен на должность нарсудьи в татарский район и на его место будет приглашен неподготовленный товарищ для подготовки. Таким путем, правда, медленно, но работа по татаризации будет двигаться вперед. На укомплектование же руководящих должностей центрального аппарата Наркомюста должно, главным образом, происходить из числа товарищей, прошедших определенный практический стаж на должности народного судьи в порядке выдвижения. Одновременно же этот процесс может идти и за счет направляемых обкомом товарищей, хотя и не имеющих специальной подготовки, но политически достаточно развитых. Направление таких товарищей в Наркомюст со стороны областного комитета РКП(б) идет очень медленно, но опять-таки не по вине ОК, а вследствие общей причины, — недостаточности таких работников из татар. Прокуратура же к настоящему дню не имеет в своем составе ни одного работника из татар. В настоящее время предполагается перебросить на прокурорскую работу одного из судей-татар.
Вопрос татаризации аппарата Главсуда
Главсуд, как орган, направляющий судебную работу народных судов и через свои кассационные инстанции выпрямляющий классовую политику последних, требовал бы большего усиления работниками из татар, но он также встречается со всеми трудностями, которые изложены выше, при осуществлении этих задач. К настоящему моменту в составе Главсуда имеется два работника из татар, из них: один в качестве заместителя председателя Главсуда и другой в качестве добавочного судьи. В целях увеличения контингента татарских работников при Главсуде учрежден Институт добавочных судей, которые комплектуются главным образом из татар. По прохождении ими определенного стажа они направляются для работ в участки Народных судей. Институт добавочных судей при Главсуде является одним из методов увеличения татарских судебных работников.
Татаризация аппарата народных судов
Одним из основных моментов татаризации судебного аппарата являются народные суды, непосредственно обслуживающие население. На эту работу Наркомюст обращает главное свое внимание. Если мы говорим о приближении судебного аппарата к трудящимся, так в первую очередь мы имеем в виду народный суд. Здесь татаризация аппарата имеет первоочередной характер. Что же мы имеем в этой области? Все народные суды, обслуживающие татарское население, укомплектованы народными судьями из татар. Таковыми районами являются: Алуштинский, Бахчисарайский, Карасубазарский, по одному участку в Феодосийском и Керченском районах и два участка в Евпаторийском районе. Таким образом, при наличии в Крыму 38 участков нарсуда семь из них возглавляются судьями из татар, или, яснее, татар судей мы имеем 21%. Конечно, эта цифра еще недостаточна для того, чтобы сказать, что нарсуд у нас полностью татаризирован. Есть еще районы: в Ялте – 3-й участок, Симферополе – четвертый участок, обслуживающие в своем большинстве татарское население, и имеющие судей не из татар. В Ялтинский участок с 1 ноября предполагается направить судьей татарина, в Симферопольский же участок кандидата сейчас не имеется. Ближайший 1925 год должен пройти под знаком доведения 100% татаризации участков народного суда. Здесь идет речь об ответственном составе нарсуда, что же касается технического персонала, то тут дело обстоит значительно хуже. Мы имеем лишь одного делопроизводителя-татарина в нарсуде Карасубазарского района. Полностью можно считать татаризированными лишь те участки народного суда, где не только судья — татарин, но весь технический персонал из татар. В первую очередь мы считаем необходимым укомплектовать татарами должности секретарей нарсуда, обслуживающих татарские районы, ибо секретарь, как и судья, каждодневно соприкасается с посетителями и очень часто дает справки обращающимся. В вопросе подготовки технического персонала для нарсудей дело обстоит очень слабо за отсутствием средств, и здесь, полагаю, нам могла бы прийти на помощь совпартшкола, путем выделения известного количества от каждого выпуска.
Татаризация следственного аппарата
Еще одной из отраслей работ по татаризации является следственный аппарат. Если можно говорить о некоторых достижениях в аппарате народного суда, то в следственном аппарате дело обстоит очень плохо. Здесь из числа 24 нарследователей мы имеем лишь одного, или, яснее, 4% татар. Кроме общей причины, отсутствия достаточного количества работников из татар следственная работа требует высокой квалификации от работника.
Подготовка же следователей из татар также идет очень туго. Здесь без предварительной теоретической подготовки, хотя бы средней, не обойтись. А эта подготовка требует средств, которых в течение всего 1924 года получить не могли, несмотря на наши ходатайства. Метод татаризации следственного аппарата может и должен идти через юридические курсы, хотя бы и краткосрочные (шестимесячные).
Итоги татаризации аппарата юстиции
Цифры комплектования татарскими работниками таковы: из общего числа 335 работников юстиции, как в центре, так и на местах, мы имеем 4,2% татар. По учреждениям они распределяются так: центральный аппарат Наркомюста – 7%, Главсуд – 3%, нарсуды – 21%, нарследы -4%.
Юридические курсы местного значения
Что нужно для того, чтобы осуществить задачу по татаризации аппарата? Нужны юридические курсы. Они должны быть организованы во что бы то ни стало, иначе процесс татаризации будет чрезвычайно медленным. Наркомюст еще в начале текущего года построил план татаризации аппарата и в качестве основной предпосылки к этой работе наметил организацию юридических курсов, рассчитанных на три месяца. Были составлены сметы и возбуждено ходатайство перед СНК Крыма об отпуске средств по этой смете. Но, увы, смета не получила своего утверждения, и ни гроша на эту работу отпущено не было. Таким образом, план был сорван. Ныне Наркомюст снова возбудил вопрос об отпуске средств на организацию юридических курсов, рассчитанных на 6 месяцев. Через эти курсы предполагается пропустить 30 человек, причем 75% татар. Такое количество на ближайший год явилось бы достаточным, основательно приступить к татаризации.
Юридические курсы повышенного типа
Кроме курсов местного значения Наркомюст имеет возможность посылать на другие курсы значительно повышенного типа, а именно: на годичные областные юридические курсы в Ростове-на-Дону. Между тем за отсутствием средств в нынешнем году представленную нам возможность послать на эти курсы 10 человек мы использовать не могли, а посылаем лишь только 4 человека. Все они являются татарами; и на двухгодичные высшие юридические курсы в Москву, где мы имеем для Крыма одно место. Данные курсы преследуют задачу снабдить юстицию высококвалифицированными работниками для центральных аппаратов.
Перевод делопроизводства на татарский язык
Следующим мероприятием по татаризации аппарата является перевод делопроизводства на татарский язык, в тех районах, где большинство населения состоит из татар. Как было указано выше, что в составе технического аппарата народного суда имеется лишь один делопроизводитель в Карасубазарском нарсуде и поэтому при настоящих условиях осуществить эту задачу совершенно невозможно. Кроме того, перевод делопроизводства на татарский язык отдельно в нарсудах совершаться не может, а должен следовать одновременно с переводом всех учреждений данного района на татарское делопроизводство.
Судоговорение на татарском языке
Но если невозможно осуществить перевод всего делопроизводства на татарский язык, то можно и должно практиковаться, там, где это возможно, судоговорение — судебный процесс производится на татарском языке. Эта мера будет значительно способствовать приближению суда к деревне, к татарскому населению и будет иметь глубокий политический результат.
Перспективная татаризация аппарата
Юридические курсы как местного значения, так и повышенного типа в Ростове-на-Дону и Москве; Институт добавочных судей и практикантов при Наркомюсте и Главсуде – вот путь, через который пойдет татаризация судебного аппарата в Крыму.
Выводы и заключения
Намеченные таким образом мероприятия при полном их использовании могут дать в ближайшие годы чрезвычайно ощутимые результаты. Подбор кадров из татар, как центральных аппаратов (НКЮ и Главсуд), так и на местах, при таких условиях может быть доведен до внушительной цифры. Наша задача дать судебному аппарату 25-30% работников из татар.
Но мероприятия эти могут быть осуществлены лишь при полной поддержке со стороны партийных и советских учреждений. Финансовой поддержки мы особенно ждем.
(Публикуется в сокращении)
comments powered by HyperComments