Курс валют USD 0 EUR 0

Певец родной земли

Комментариев: 0
Просмотров: 849

К 95-летию со дня рождения

 

a_e52c904c

Сеитумер Эмин (1921-2004), известный крымскотатарский писатель, поэт, публицист, активный участник крымскотатарского национального движения, родился 15 мая 1921 года в чудесном уголке Крыма — Албате, похоронен в г. Новороссийске.

Заслуженный деятель искусств Украины, член Союза писателей России — его литературное наследие составляет более двадцати книг поэзии, переводов, прозы. Он писал на крымскотатарском и русском языках, неутомимый труженик пера, художник слова, сердечно воспевший любовь к родной земле, изумительно описавший словами и рифмами красоту родной природы, щемяще-пронзительно изливший на бумагу тоску и скорбь изгнанного с родной земли народа.

Поборник справедливости, в своем творчестве он отразил самые яркие черты своего народа — стойкость, терпение, трудолюбие, человеческое достоинство, любовь к свободе.

 

Мы попросили поделиться воспоминаниями о Сеитумере Эмине известного крымскотатарского писателя, знакомого с ним с 1970-х годов.

 

Рассказывает Аблязиз ВЕЛИЕВ:

— Интереснейшей личностью был Сеитумер Эмин. Мы с ним были знакомы с 1970-х годов. Он работал литературным редактором в отделе крымскотатарской литературы республиканского издательства им.Г.Гуляма в Ташкенте, но его оттуда уволили за активное участие в крымскотатарском национальном движении. После этого (надо же было как-то зарабатывать) он работал в кинопрокате…

Я читал его книги стихотворений, роман «Ираде дерьясы» («Река воли»), второй его роман уничтожили. Сеитумер Эмин очень много писал (уже здесь, в Крыму, его рукописи украли).

Тогда, в начале 1970-х, он был вынужден уехать, перебрался в Новороссийск (мы с супругой ездили к нему в гости).

В Новороссийске ему тоже приходилось нелегко, долго искал работу. Наконец сумел устроиться грузчиком в ресторан.

А через некоторое время его вызвал администратор: «А вы, оказывается, известный поэт и писатель, а мы вас в грузчики взяли! Нам неудобно такого человека в грузчиках держать», — и попросил написать заявление по собственному желанию. Вот так это было.

В Новороссийске Сеитумер Эмин долгое время перебивался случайными заработками. В Адыгее жил мой друг, он работал в редакции газеты «Адыгейская правда». Я с ним связался и рассказал, что талантливейший поэт Сеитумер Эмин, пишущий на русском и крымскотатарском языках, вот так бедствует.

— Старик! В Краснодаре в издательстве у меня есть друзья, я помогу издать его сборники! — пообещал мой друг.

Я Сеитумеру Эмину рассказал, говорю: мой друг дал слово помочь.

— Сагъ ол, тувгъаным! — воскликнул Сеитумер Эмин (его любимым словом было «тувгъаным» («родной»).

Мой друг сдержал слово. В Краснодаре Сеитумеру Эмину помогли, издали несколько его книг («Опаленные волны», «Дорога» и другие).

Представить невозможно, как он радовался, подарил мне все эти книги с дарственными надписями.

Вскоре он стал признанным поэтом в Краснодарском крае, его постоянно приглашали на различные мероприятия, встречи, устраивали литературные вечера.

 

А через несколько лет началось массовое возвращение крымскотатарского народа на Родину, в Крым. Сеитумер Эмин одним из первых приехал, работал в первом составе Комитета по делам депортированных народов.

 

Мы, пять человек сотрудников газеты «Ленин байрагъы» (она стала называться «Янъы дюнья»), приехали в Симферополь, начали готовить первый новогодний номер. Я решал жилищные, производственные вопросы… Сеитумер Эмин через какое-то время начал активно сотрудничать с нашей газетой — ездил по районам, писал материалы о крымских татарах.

Однажды приходит ко мне, говорит, я прощаться пришел, меня уволили из Комитета. Я тогда поговорил с главным редактором, и мы его взяли на работу специальным корреспондентом.

К его 70-летнему юбилею я захотел написать о нем статью. Попросил его сделать наброски, поскольку многих деталей его жизни лучше него самого никто не напишет. И он принес мне 16 страниц своих воспоминаний — это была прекрасная, интересная статья. Мы ее напечатали.

 

А в 1990 году, в мае, тридцать дней мы возили фильм «Алим» (1926 г.) по городам и селам Крыма (33 показа), я рассказывал зрителям о фильме. Потом мы с Шакиром Селимом повезли фильм в Москву, провели встречу и показ в Сокольниках, на другой день — во Дворце железнодорожников показали фильм (зрителями были крымские татары Москвы, представители тюркских народов, живущие в Москве). Вели встречу я, Шакир Селим, Эмиль Амит. Потом я повез фильм в Новороссийск. Зал Дворца моряков был забит до отказа, желающим не хватало билетов, фильм показывали три дня.

Я попросил Сеитумера Эмина помочь мне — мы вдвоем вели встречу. Вернувшись в Крым, я повез фильм в Керчь, Нижнегорский, Советский районы и попросил Сеитумера Эмина поездить со мной (Шакир Селим, Юнус Кандым тогда были заняты в редакции газеты).

В Керчи, в клубе села Чербаш, нам организовали показ фильма, собралось много людей, люди тепло встречали меня (как и везде до этого), Сеитумер Эмин читал отрывки из своей поэмы об Алиме Абденнановой. Удивлялся: «Сколько у тебя кругом родни и односельчан! Поехали в Войково, я тебя к однополчанину своему отведу». Приезжаем, выходит жена однополчанина: «Вай, Абляз-ага!» — оказалось, тоже моя односельчанка.

«Тьфу! — в сердцах говорит Сеитумер Эмин, — и здесь тоже твои!»

Вот так мы и дружили с Сеитумером Эмином.

 

У меня до сих пор хранится толстый дневник с записями о тех поездках «Алимнен отуз кунь» («Тридцать дней с Алимом»)».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог