Курс валют USD 0 EUR 0

Несколько слов к созданию национально-культурной автономии крымских татар

Комментариев: 0
Просмотров: 1 261

 

20 апреля в Крыму было объявлено о создании Региональной национально-культурной автономии крымских татар Республики Крым. Возглавил новую структуру Эйваз Умеров. До недавнего времени Э.Умеров занимал должность заведующего сектором по межнациональным отношениям в администрации города Судака и его можно считать человеком близким к вице-премьеру республиканского правительства Руслану Бальбеку.

Появление в республике новой национально-культурной автономии (НКА) вызвало неоднозначную реакцию в крымскотатарском сообществе. В сюжете телеканала «Миллет», презентуя свою организацию, Э.Умеров заявил, что решение о создании НКА было принято после изучения российского законодательства. По его словам, НКА это такая форма, которая «может охватить весь спектр тех проблем, которые у крымских татар присутствуют».

В то же время в отношении новой структуры раздаются и критические голоса. Например, председатель общественной организации «Милли Фирка» Васви Абдураимов на ресурсе своей организации выразил мнение, что создание в Крыму региональной крымскотатарской НКА низводит народ до статуса нацменьшинства и диаспоры.

Так что же означает появление крымскотатарской НКА в Крыму? Для начала разберемся, что такое национально-культурная автономия.

 

Что говорит законодательство

Федеральный закон от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» содержит положение о том, что «Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию».

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» дает следующее определение понятию НКА. Национально-культурная автономия – «это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов».В законе также указывается, что организационно-правовой формой НКА является общественная организация. НКА может быть федеральной, региональной и местной. НКА имеет право получать поддержку со стороны государства «для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры» и т.д. Кроме того, НКА обладает правом, представляя свои национально-культурные интересы, обращаться в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также создавать СМИ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла, создавать частные образовательные и научные организации, учреждения культуры, участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций и т.д.

Что представляется весьма важным, закон прямо говорит, что «право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение».

 

В других республиках

Согласно информации, предоставляемой информационным порталом Министерства юстиции РФ, по состоянию на 27 апреля нынешнего года на территории России были зарегистрированы 1196 НКА. Поскольку Крым имеет статус республики, на наш взгляд, интерес будет представлять сравнение практики создания НКА в различных республиках России.

Входящие в состав РФ республики имеют большие различия по своему экономическому и социальному развитию, культурным традициям. Доля титульных народов в их населении колеблется от 7% в Карелии до 95% в Чечне. Что же касается НКА, то в Адыгее и Ингушетии, по состоянию на 27 апреля, их не зарегистрировано ни одной. В других республиках их число колебалось от 1 (Кабардино-Балкария, Калмыкия, Тыва) до 45 (Татарстан).

Что характерно, титульные народы (даже если составляли меньше половины населения республики) в своих республиках не создавали национально-культурных автономий. Например, из 10 местных и региональных НКА, зарегистрированных в Республике Карелия, ни одна не была учреждена карелами. В Бурятии также нет бурятских НКА. Зато две местные бурятские НКА зарегистрированы в Якутии.

Татарские региональные НКА работают в Башкортостане, Бурятии, Республике Коми,  Марий Эл,  Мордовии, Удмуртии и Чувашии. Существует и федеральная татарская национально-культурная автономия. Но в самом Татарстане татарских НКА нет. Оно и понятно: из 5 миллионов татар, живущих в России, в самом Татарстане проживает только 2 млн. Для обеспечения культурных потребностей оставшихся за пределами республики 3-х миллионов и используется как инструмент национально-культурная автономия.

Некоторое исключение на всем этом фоне составляет Дагестан, где существуют региональные НКА аварцев (наиболее многочисленный дагестанский народ) и ногайцев. Но реалии самой многонациональной республики России, где 13 местных языков имеют статус государственных, очень сильно отличаются от других регионов. К тому же другие крупные дагестанские народы, такие как даргинцы, кумыки, лезгины, своих НКА в республике не создали.

 

В Крыму

Возвращаясь к крымским реалиям, следует заметить, что за последние два года в Республике Крым были зарегистрированы 88 НКА. Больше, чем в какой-либо другой республике. Из них 11 имеют статус региональных (азербайджанская, армянская, белорусская, болгарская, греческая, еврейская, караимская, молдавская, эстонская, немецкая и вот теперь с недавних пор и крымскотатарская). Среди НКА с местным статусом в Крыму можно встретить – осетинские, крымчакские, курдские, польские, татарские, украинские и даже французские.

Помимо региональной крымскотатарской НКА на полуострове созданы местные крымскотатарские национально-культурные автономии крымских татар в Ялте (зарегистрирована 20 января 2015 года), Судаке (зарегистрирована 15 января 2016 года), Симферополе (зарегистрирована 1 февраля 2016 года).

Таким образом, можно говорить о формировании очередной провластной общественной организации. Очевидно, что в будущем «Региональная национально-культурная автономия крымских татар Республики Крым» может стать одной из тех общественных структур, с помощью которых крымские и федеральные власти будут работать с крымскотатарским населением.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог