Эльдар СЕИТБЕКИРОВ
Уроки земли — так мне сегодня хочется назвать те испытания, которые пришлось перенести крымскотатарскому народу в борьбе за свое выживание. Земля – основа богатств человечества. Она – основное средство производства. Отсутствие в собственности или в пользовании земли делает человека уязвимым, зависимым от любых обстоятельств, гонит его в поисках пропитания хоть на край света, лишая его корней, а народ целостности. Политики, ученые посвятили множество трудов данной проблематике, а ее последствия и бедствия находили отражение и в гражданской поэзии.
В фонде истпарта Крымского госархива имеется вариант перевода стихотворения Усеина Шамиля Тохтаргазы, опубликованного, как явствует из документа, издательством «Смена» в Карасубазаре в 1910 году.
Кто это?
Живет в лесу и не имеет для топки ни одного полена, около воды ни одного дня нет, чтобы он не сгорал от жажды. Сеет пшеницу, а для еды у него нет муки.
Это татары крымские, местные жители. Это – мы, сыновья этой родины.
Нужна наука, денег нет, чтобы учиться. Язык связан, нет возможности, чтоб говорить. У него кроме воздуха ничего нет для пропитания.
Это – татары крымские, местные жители. Это – мы, сыновья этой родины.
Одно время в почетных местах давали приказы, взглядом запугивали, заставляя молчать все вокруг, а теперь, спотыкаясь, остались за порогом. Это татары крымские, местные жители. Это – мы, сыновья этой родины.
Ушли широкие земли тех времен, кончились пути для права жизни: сегодняшний голод поглотил веселье тех дней.
Это татары крымские, местные жители. Это мы, сыновья этой родины.
Тогда их было около полутора миллионов, а теперь очень мало, наберется двести тысяч душ и все-таки теперь многие не находят приюта.
Это татары крымские, местные жители. Это мы, сыновья этой родины.
Доверчивость послужила причиной тому, причина, которая лишила имущества и крова. Тысячу лет назад бывший нищим и теперь нищий. Это – татары крымские, местные жители. Это мы, сыновья этой родины.
О творящемся земельном беспределе в Крыму имеется масса исторических источников. А критический подход большевистской исторической науки ко всему царскому накопил целый пласт фактов по обезземеливанию коренного народа Крыма. В сборнике статей, изданном в 1940 году под названием «Советскому Крыму 20 лет», находим такие строки: «… захвату земель способствовало также и то, что в ордерах об отводе земель намеренно не указывались точные места, где находилась земля, или не указывалось количество десятин. Помещик, получивший ордер, сам выбирал себе землю. К тому же у татарина – владельца земельного участка не было письменных документов, удостоверяющих его «права» на обрабатываемую землю, и поэтому он всегда проигрывал в споре с помещиком. Крестьянин-татарин исстари не знал никаких других актов на владение, кроме семейного предания, или, в крайнем случае, бумаги, написанной муллою со слов местных жителей, удостоверяющей принадлежность данного участка тому или иному крестьянину».
Незнание новых законов, отсутствие возможности широкой консультации населения, неумение быстрой адаптации к новым условиям наравне с юридической безграмотностью также сыграли свою отрицательную роль в дальнейшем положении народа на родине. Но не все оказались в такой патовой ситуации, например, Магметша-бей Ширинский получил во владение Коккозскую округу в количестве 27333 десятин земли.
Аграрный вопрос стоял в центре любых революционных ситуаций, возникающих в Российской империи. Большинство партий искало союзника в лице многомиллионного крестьянства, чья поддержка сулила успех в достижении целей. Революционеры искали поддержку на окраинах у «туземного населения», поэтому их печать уделяла внимание и местным проблемам. Газета «Искра» в №25 от 15.09.1902 г. на своих страницах разместила материал под названием «Романовы в роли приобретателей», посвященный отдельным сторонам жизни царской семьи.
«Крым. Здесь много говорят о новых подвигах великого князя Александра Михайловича по части «округления» своих владений. Этот царственный рыцарь первоначального накопления давно уже заглядывался на землю, смежную с его имением «Ай-Тодор» и принадлежащую обществу гаспринских татар. Само собой разумеется, что, если бы татары были немножко более «патриотами», они догадались бы преподнести царскому зятю предмет его пожеланий, но татары не оказались на высоте положения. Делать нечего – пришлось покупать. Однако покупать земли по их настоящей цене (от 3 до 7 тысяч за десятину) великий князь все-таки считал ниже своего достоинства. Старики гаспринского общества были подкуплены, остальное довершили угрозы и земля была куплена по 600 руб. за десятину. Но этого еще мало. Отняв у татар землю, великий князь пожелал избавиться и от самих татар, т.е. другими словами, от соседства целого селения Гаспры. Ведь «они» не воспитанны, живут грязно, среди них свирепствуют разного рода эпидемии, а тут семья, дети, того и гляди кто-нибудь заразится. Нет, уж лучше подальше от этих соседей. И, подобно Щедринскому дикому помещику, Его Высочество решил если не совсем истребить, то, по крайней мере, изгнать «мужика». Попытки привести это решение в исполнение были уже сделаны. В свой последний приезд в Гаспру Таврический губернатор убеждал гаспринцев переселиться подальше в горы, великодушно предлагая правительственное пособие в размере …. 10-15 рублей на двор! Само собой разумеется, что гаспринцы не соблазнились подобными «щедрыми» посулами и в самом предложении помощи склонны скорее видеть насмешку, чем искреннее желание помочь. Но губернатор угрожает непокорным татарам насильственным переселением.
Поживем – увидим!»
В дореволюционном российском политикуме, равно, как и в другие периоды, царили разные настроения. Они накладывали отпечаток на внешнюю и внутреннею политику государства. Несмотря на строгую вертикаль власти, разворачивалась борьба мнений, поиск приемлемых путей развития. В громадном чиновничьем аппарате не существовало единства подходов в решении проблем. Докладные наверх писали и те, и другие. Окончательные решения выливались в законы, указы и другие нормативные документы.
В фонде крымского истпарта собраны документы, подготовленные отдельными царскими чиновниками. Объективно предоставленная информация, базирующаяся на раскрытии положения обездоленных, позволяет причислять их к прогрессивной части общества. Для иллюстрации приведем Докладную записку Е. Кулумзина о положении безземельных татар в Евпаторийском уезде.
«Тяжелое положение безземельных татар-поселян на Крымском полуострове давно уже обращает на себя внимание, как местных общественных деятелей, так и администрацию. По этому поводу писались всевозможные доклады и подавались различные проекты, все сводящиеся к вопросу о наделении, так или иначе, обездоленных коренных жителей Крымского полуострова землею, но все эти проекты оставались пока лишь на бумаге, между тем возобновившееся за последнее время с новою силою эмиграционное движение татар в Турцию снова выставляет на очередь этот острый вопрос и говорит за скорейшее его разрешение. Что бы не говорили о религиозном фанатизме мусульман, об агитации разных неблагонамеренных лиц, желающих ловить рыбу в мутной воде, несомненно, остается тот факт, что главной причиной массового выселения татар является их невежество, с одной стороны, и в еще большей степени их тяжелое экономическое положение…
Не лучше оно сейчас и на вакуфных землях. С 1/10 доли урожая, установленной шариатом, о пользующихся вакуфной землей в пользу мечетей и медресе забыли уже и думать и мусульманское духовенство, фактические владельцы вакуфных земель, налагают на своих арендаторов нисколько не менее тяжелые условия аренды, чем и частные собственники. Более зажиточные арендаторы, каковыми являются, например, немцы-колонисты, все более и более вытесняют, даже и с вакуфных земель, татар, которые, окончательно оторванные от земледелия, стекаются в города, где существуют весьма скудными поденными заработками…
Но мало того, не имея семян и другой какой-либо недвижимой или движимой собственности, кроме домашнего скарба, татарин, приписанный, как безземельный, к волости, облагается в пользу этой волости сбором в размере от 2 р. 25 коп до 2 р. 50 коп. с души мужского пола, что составляет в среднем на семью от 12-15 рублей. При крайней малочисленности сельских обществ все почти Волостные Правления существуют за счет безземельных татар.
Несмотря на самые энергичные меры изыскания (большинство волостей содержит в городах, где сосредотачиваются безземельные поселяне, особых сборщиков, которые за известный процент вознаграждения, обыкновенно 20-25% с каждого получаемого рубля, взыскивают эти сборы с безземельных), недоимочность этого рода плательщиков грандиозна. В каждой волости имеется за ними несколько тысяч недоимок волостного сбора и не мудрено поэтому, что в татарском населении, скученном в городах, живущем исключительно скудным поденным заработком, который урезывается еще для уплаты общественных повинностей, в населении, живущем в самой антигигиенической обстановке, развивается поголовно, как свидетельствуют лица, хорошо знакомые с условиями татарской жизни, в сильной степени туберкулез, который грозит быстрым вымиранием трудолюбивому и безукоризненно честному коренному населению Крымского полуострова.
Итак, чтобы остановить татарские эмиграции, чтобы спасти крымских татар от постепенного вымирания, нужна скорая помощь, нужно как можно скорее озаботиться улучшением их экономического положения; а сделать это возможно лишь путем наделения безземельных татар землею. Мысль эту высказывал еще в 1875 году тайный советник Косеговский, командированный для исследования причин выселения татар в Турцию».
Одержимых земельной манией в Крыму хватало во все времена, идея завладеть лакомым кусочком преследовала многих людей. Земля – наиважнейший источник жизненных средств. Иметь землю, удержать ее за собой — задача человека, семьи, народа. В этом могут помочь труд и знания.
comments powered by HyperComments