Зельфира ШУКУРДЖИЕВА, преподаватель кафедры крымскотатарской литературы и журналистики КИПУ
(Окончание. Начало в №№25-26)
Следует отметить, что именно И. Гаспринский впервые ввел в научный оборот такое понятие, как «русское мусульманство». Как должны уживаться рядом на одной земле русские мусульмане с другими народами, каким образом следует развить между ними более родственные отношения? На подобные вопросы искал ответы И.Гаспринский и посвятил им обе свои работы – «Русское мусульманство» и «Русско-восточные соглашения». Стараясь разобраться в причинах отчуждения христиан и мусульман, он пытался вывести наиболее оптимальную модель мирного сосуществования представителей двух конфессий, основанную на принципах равенства, добрососедства. Кроме того, поднимая глобальные вопросы, которые способствовали консолидации мусульман Российской империи, он смог выстроить новую схему взаимоотношений российских мусульман с мусульманским миром. Так, начиная с эпохи И.Гаспринского, российские мусульмане стали активно продвигать свои идеи в страны арабского мира, Турцию, таким образом имея возможность громко заявлять о себе и своих позициях.
Создание новой системы образования мусульманских народов России, автором которой выступил И.Гаспринский, предполагало выведение российских мусульман на принципиально новый уровень культуры, а также получение ими знаний в тех сферах, которые были им необходимы для дальнейшего развития. И.Гаспринский является символом объединения русских мусульман в единую умму.
Таким образом, И. Гаспринский вошел в историю как активный популяризатор идей просвещенного ислама, конфессиональной терпимости и прогрессивного развития. Постоянное изучение им этого вопроса, а также изучение опыта предшествующих теорий в исламских обществах в поисках путей гармоничного развития российских мусульман свидетельствуют о высоких интеллектуальных способностях И.Гаспринского. А выработанные им предложения, сформулированные идеи и многогранная практическая деятельность, в том числе и как популяризатора нового взгляда на ислам, говорят о незаурядной личности этого человека. Однако фигура И.Гаспринского рассматривалась некоторыми исламоведами советской эпохи как потенциально опасная для национальных интересов России. К счастью, в последние годы происходит серьезная переоценка наследия И.Гаспринского и его произведений, в первую очередь публицистических. Они представляют огромный научный интерес и сегодня, особенно в контексте обсуждения проблем межкультурного и межконфессионального диалога в нашем многонациональном обществе.
В рамках дискурса в рассмотрении взаимоотношений христианского и мусульманского миров представляется интересным обращение к наиболее значимым фигурам обеих конфессий – личностям, имеющим большое влияние на формирование и развитие общественной мысли своей эпохи. Известный русский писатель Федор Достоевский, чьи произведения вошли в золотую сокровищницу мировой литературы и вызывают огромный читательский интерес не только в своей стране, но и во всем мире, является знаковой личностью своего времени. Философские мысли относительно развития человека и общества, вопросы духовности, нравственности и морали, озвученные им в XIX веке, имели большой резонанс. Сегодня они по-прежнему актуальны.
Проводя параллели между двумя знаковыми личностями своего времени – И. Гаспринским и Ф.Достоевским, следует отметить, что пик их творчества приходится примерно на один период – вторую половину XIX века. Безусловно, обе личности представляли большой интерес в обществе того периода, поэтому по величине этих фигур, а также по огромному влиянию на развитие общественной мысли позволяют поставить И.Гаспринского и Ф.Достоевского в один ряд. Поэтому проводить некоторые параллели между ними представляется уместным, обоснованным и интересным.
Следует отметить, что позиции обоих писателей по вопросам межконфессиональных отношений во многом совпадали. Статьи Ф. Достоевского «По Восточному вопросу» (1880-е гг.), И. Гаспринского «Русское мусульманство» и «Русско-восточные соглашения» посвящены общей теме – взаимоотношению христиан и мусульман, их мирному сосуществованию в едином пространстве. Доктор филологических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета В.Борисова дает такую общую характеристику деятельности этих личностей: «Они оба мечтали о сердечном, нравственном сближении мусульман и православных. И Ф.Достоевского, и И.Гаспринского можно считать первыми евразийцами в России, их отличала вера в то, что как русские мусульмане, так и православные люди России рано или поздно станут во главе умственного развития и цивилизации остального человечества».
И. Гаспринский и Ф.Достоевский добивались единой цели – сближения своих соотечественников на основе духовно-нравственного родства, оба призывали народ к единству и терпимости. Масштаб личности этих людей, близость их мировоззренческих позиций дают основание для того, чтобы обозначить эту взаимосвязь как наиболее гармоничное взаимодействие ислама и христианства в общем контексте взаимоотношений представителей мусульманского и православного миров.
Одним из активных исследователей жизни и деятельности И.Гаспринского был видный общественно-политический деятель крымскотатарского народа, политик и ученый Юрий Османов. Серьезно увлекшись трудами просветителя, он еще в 1960-е годы осветил наиболее глобальные идеи и мысли просветителя. В те советские годы, когда многие архивные документы были недоступны для изучения и исследования, после долгих и упорных требований получения подшивок газеты «Терджиман» и наконец добившись их, Ю.Османов в течение целого года настойчиво и скрупулезно изучал каждую страницу бесценного материала. В результате им было написано 12 очерков о различных аспектах многогранной деятельности И. Гаспринского, изданных книгой под названием «Из плена лжи» в Симферополе в 2001 году к 150-летию со дня рождения просветителя. В них автор подробно отражает общественно-политические взгляды и представления И.Гаспринского, анализирует его политическую публицистику. Ю.Османов – один из тех, кто внес огромный вклад в дело возвращения бесценного наследия просветителя в интеллектуальный потенциал своего народа путем реабилитации его имени, преданного забвению в эпоху тоталитаризма. Оценивая масштабность фигуры И.Гаспринского, Ю.Османов отмечал: «И.Гаспринский в истории Востока явился личностью масштаба Леонардо да Винчи в истории обновления Европы».
Считая И. Гаспринского блестящим политическим комментатором и обозревателем, Ю. Османов в своих работах акцентирует внимание на том, что его политические обзоры составлялись по достоверным сведениям, сообщаемым газетами мира. Они были интересны и написаны понятным для читателя языком и в то же время свидетельствовали о серьезном, научном подходе автора. Статьи И. Гаспринского были настолько популярны и актуальны, что зачастую являлись темой для оживленных бесед и дебатов в кофейнях, домах. А в некоторых деревнях, как, например, Туак, газета «Терджиман» прочитывалась, что называется, «до дыр». Об этом красноречиво свидетельствуют выводы Губернской управы, исследовавшей положение крупных татарских деревень Туак и Ускут, которые в качестве примера приведены в книге «Из плена лжи».
«Гаспринский – это целая эпоха в развитии образованности, общественного самосознания политической и духовной жизни русского мусульманства, в особенности крымских татар. Газета «Терджиман», как зеркало, отражала жизнь национальных окраин, их страстное стремление к знаниям, свету, стремление выбиться из отсталости экономической и культурной – стремление глубоко революционное по своей сути», – так в целом характеризовал Ю.Османов историческую роль И. Гаспринского («Из плена лжи», издательство «Доля», г.Симферополь, 2001 г., с.13).
Исследователь жизни и творчества великого просветителя доктор филологических наук, профессор Крымского инженерно-педагогического института, директор Научно-исследовательского института крымскотатарского языка и литературы Исмаил Керимов – сторонник становления нового направления крымскотатарской историко-филологической науки – Гаспроведения. Он отмечает, что издательская деятельность И. Гаспринского началась еще в 1881 г. с издания двух «сборников интересных и полезных знаний» – «Тонгъуч» («Первенец») и «Шафакъ» («Заря»), напоминающих по форме скорее газетные листы. Это были пробные работы на крымскотатарском языке, предшествующие «Терджиману» и имеющие цель знакомить мусульман как с российской, так и с европейской культурой. Это был первый опыт И. Гаспринского в сфере газетного издания, ему приходилось, что называется, «с нуля» осваивать новое дело. Несмотря на то, что у него были помощники, весь процесс, включая технические его стороны (набор, корректура, редактура и т. п.), ложился преимущественно на плечи самого зачинателя этого непростого дела. Этот опыт, безусловно, пригодился ему в дальнейшем – при издании своего главного детища — газеты «Терджиман».
Отметим, что наряду с изданием газеты И. Гаспринский параллельно занимался книгопечатанием. Так, например, в 1882 г. отдельными книгами им были изданы пьесы турецкого автора М.Хильмия «Бахтсыз бала» и «Бахтияр», чуть позже – множество книг религиозного характера: «Теджвид», «Шериат-уль-Ислам», «Рамазан насихаты» и многие другие. Профессор И. Керимов подчеркивает, что при подготовке публикаций религиозного характера просветитель тщательно относился к отбору литературы, отдавая предпочтение текстам, содержащим проявления свободы, воли, инициативы человека. Однако некоторые религиозные деятели были подвержены фатализму и в своих проповедях призывали полностью полагаться на судьбу. Гаспринский же стремился доказать ошибочность таких суждений и в своих выступлениях зачастую опирался на мнения авторитетных богословов. Он, в частности, считал, что Коран и просвещение не мешают друг другу, а напротив. «Наша священная книга Коран призывает нас учиться, работать и жить благопорядочно, а просвещение служит человеку, – утверждал просветитель, – для благополучия нашего духа нужен Коран, для благополучия тела – знания».
Все вырученные от продажи книг средства направлялись им для издания «Терджимана». Таким образом, И. Гаспринский предстает перед нами и как талантливый предприниматель, умело решающий финансовые вопросы, связанные с изданием газеты. Правильно расставляя приоритеты в финансовых вопросах, он сумел на протяжении почти тридцати лет издавать «Терджиман». Здесь следует подчеркнуть, что на эти цели были использованы и драгоценности супруги просветителя, которая поддерживала своего мужа в его начинаниях и при необходимости для его благих дел готова была пожертвовать семейными реликвиями.
Возвращаясь к главным публицистическим работам И. Гаспринского – статьям «Русское мусульманство» и «Русско-восточное соглашение», необходимо отметить, что они были востребованы временем, в котором проживал просветитель, и явились авторитетными трудами для всего мусульманско-христианского мира. Следовательно, автор этих произведений Исмаил Гаспринский еще при жизни был признан уважаемой личностью на всем евразийском пространстве. Его называли по-разному – Великим учителем, Отцом тюркских народов, Дедушкой тюркской нации и т. п., что еще раз свидетельствует о всемирном признании имени просветителя и незыблемом авторитете его идей и воззрений. Крымским татарам же, великим сыном которого является И. Гаспринский, остается только гордиться своим знаменитым предком, девиз которого «Тильде, фикирде, иште бирлик» – «Единство в языке, мыслях, делах» был и остается актуальным и востребованным на всем тюркском пространстве и в наши дни.
comments powered by HyperComments