Курс валют USD 0 EUR 0

Возвращаемое искусство

Комментариев: 0
Просмотров: 728

Шефика МАМУТОВА, н.с. Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

 

10 марта в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия открывается выставка «Спустя четверть века…», посвященная 25-летию первой выставки произведений крымскотатарских художников.

Она была организована Координационным центром по возрождению крымскотатарской культуры и Крымской организацией Союза художников Украины, инициаторами которой были И. А. Заатов и М. Ю. Чурлу.

Выставка, прошедшая в Крымском доме художника в марте-апреле 1990 г. (г. Симферополь), стала важным событием в культурной жизни крымскотатарского народа. Впервые на исторической Родине, через десятилетия, целая плеяда талантливых художников разных поколений представила более 200 произведений в области живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Среди них были как известные и признанные мастера, состоящие в Союзе художников СССР, так и молодые художники, делающие первые шаги в профессиональном искусстве. Из фондов Бахчисарайского и Ялтинского музея были показаны образцы изделий народного прикладного искусства.

Выставка положила начало созданию Крымскотатарской картинной галереи и творческой общественной организации — «Ассоциация крымскотатарских художников».

Впоследствии на основе Крымскотатарской картинной галереи был создан Республиканский крымскотатарский музей искусств, и его первыми экспонатами стали произведения изобразительного искусства, приобретенные у художников после той знаменательной выставки.

В преддверии выставки «Спустя четверть века…» предлагаем вниманию читателей вступительную статью известного крымского краеведа Святослава Сосновского (1937 –1993) «Возвращаемое искусство» к проекту неизданного каталога, где дается краткий анализ произведений крымскотатарских художников, принимавших участие в первой выставке.

первая выставка крымскотатарских художников

Участники выставки. 1990 г.

 

Святослав Сосновский

Выставка современного изобразительного творчества любой школы, любого направления — кого этим сегодня удивишь! А вот презентация выставки крымскотатарских художников стала событием. Организованная в марте-апреле 1990 года в Симферополе (выставочный зал Крымского дома художников) выставка знаменательна уже тем, что она — первая. Впервые двадцать шесть национальных мастеров представили на суд публики более 200 работ в области живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. И произошло это, что особенно важно, не в Москве или Ташкенте, а в Крыму, на исторической родине крымских татар, которой народ был лишен почти полстолетия.

Собрать всех профессиональных крымскотатарских художников, увидеть срез современной изобразительной культуры — такова была цель и задача выставки. Однако организаторы не ограничились современным творчеством и дали возможность посетителям ознакомиться с произведениями народного прикладного искусства, извлеченными из фондов крымских музеев и ранее практически недоступными для осмотра. Иными словами, можно было сразу сделать два открытия: представить себе во всем многообразии талантов, направлений, мировосприятия, художественных техник развитие современного крымскотатарского искусства и столь же ясно, в десятках чудом уцелевших образцов, увидеть творчество безымянных мастеров-умельцев, раскрывающее духовную и созидательную самобытность нации.

Тяжело говорить о том, сколь трагична судьба возвращаемого на крымскую землю искусства. Многие из сегодняшних мастеров только-только вступали в жизнь, когда в мае сорок — памятного их уносил из Крыма интернацистский товарняк. Самые младшие не видели родной Зеленый Остров никогда и на землю отцов ступили уже взрослыми. Вся их жизнь состоялась в «зоне», на «спецпоселении», у большинства — в солнечном концлагере.

У всех художников, всех без исключения, независимо от возраста, их характеры, их взгляды формировались в изгнании, в условиях жесточайшей национальной дискриминации, не оставлявшей народу права на самоназвание: «крымцы», «крымские татары». И тем отраднее сознавать: выставка, хоть и несущая печать национальной трагедии, личной драмы каждого из творцов, — это все же радостный праздник возвращения, а не безысходная скорбь по утраченному.

Каждый из участников выставки заслуживает особого и, конечно, равного со всеми внимания. Думаю, что это не за горами, и коллективное выступление мастеров дополнится персональными, «сольными» показами, когда можно постоять в раздумьи, посмотреть не спеша, не перестраиваясь на ходу: ведь таланты порой не столь различны, но и противоположны по манере, темпераменту, видению цвета, объема, наконец, по художническим убеждениям, просто житейским привычкам. Ибо художественное произведение — это всегда кусок жизни, а не хитросплетение бесстрастных форм и красок.

Когда-то Максимилиан Волошин, прекрасный поэт, художник и искусствовед, очень тонко подметил, что «отношение русских художников к Крыму было отношением туристов, просматривающих прославленные своей живописностью места». И далее: «Среди этих гостей бывали, несомненно, и очень талантливые, но совершенно не связанные ни с землею, ни с прошлым Крыма, а потому слепые и глухие к той трагической земле, по которой они ступали».

Художник Мамут Чурлу, признанный мастер и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве, родился в изгнании и, казалось бы, «совершенно не связан ни с землею, ни с прошлым Крыма», разве что — генетически. Но именно у него поражает поистине бетховенская мощь в передаче трагедии: ограбленная, опустошенная земля, лишенная народа, который был ее порождением, ее неотъемлемой частью. Такое ощущение оставляет живопись М.Чурлу. Трагичность пейзажа подчеркивается сдержанностью цветовой гаммы (черно-белое с нюансами цвета), искусной деформацией изображаемого (жесткость в очертаниях домов, деревьев). О картинах художника не скажешь: оптимистическая трагедия, ибо нет таких трагедий, — словечко из большевистского лексикона. Но в пейзажах столько силы, выразительности, такая атмосфера мужества, что оскудненная, изуродованная земля внушает какое-то иррациональное чувство надежды.

В живописи Рамазана Усеинова ощутим особый, щемящий душу настрой. Но это совсем иная трагедия. Для него характерно слияние различных, неожиданно сочетаемых начал: трагедийность с чарующе нежной лирикой, напряженная форма и мифологичность изображения, драматическое и вместе с тем театрализованное видение мира. Человек и мир животных у Р.Усеинова как бы нерасторжимое целое.

Если от пейзажей М.Чурлу исходит внутренняя, покоряющая сила, то от картин Р.Усеинова такая же гипнотическая многогранность чувств.

Графические работы Рамиза Нетовкина можно было бы назвать «Возвращение времени». Это прелесть увядающей, обреченной старины, теснимого научно-техническим прогрессом мира древностей, графика Р.Нетовкина остро-ностальгическая, и ностальгия художника в тщательной и тонкой проработке рисунка, с любовью выписана каждая деталь, но детали не выпирают. Весь цикл работ — крымский, и весь — целостное произведение, создающее эффект «возвращения времени».

Зарема Трасинова — опытный книжный график. Список оформленных ею и проиллюстрированных художественных книг, в том числе детских, потребовал бы отдельного каталога. У каждого из участников выставки связь с родиной проявляется по-своему; у З.Трасиновой это выражено основательно, даже установочно: образы из крымскотатарского фольклора, национальные мотивы, орнамент, тщательная прорисовка национальной одежды, т.е. все то, что подсказано народной традицией, изучением народного декоративно-прикладного искусства.

Творчество Энвера Изетова многопрофильно (станковая и книжная графика, работа в кино, станковая живопись), его произведения заставляют поразмышлять, прежде чем высказать суждение. Впрочем, таков и его характер как художника, — склонность к раздумьям, к философскому обобщению. В работах Э.Изетова причудливо переплетаются философская и лирическая направленность, излюбленный язык мастера — символико-поэтический. У него продуктивно соседствуют рационализм и чувственность, у него как бы творческий максимализм — стремление охватить мир во всем драматизме, противоречивости и попытаться выразить через лаконичные и эффектные образы-символы.

Скульптура представлена на выставке практически работами одного художника — Айдера Алиева. Достаточно беглого взгляда, чтобы оценить две особенности его творчества: умение обобщать форму, придавая ей монументальность, причем как в больших, так и в малых вещах; и качество, которое можно определить как волшебство композиции. Именно волшебство, и нет в этом никакого преувеличения, ибо весь потенциал художественных средств (пластичность, драматическая напряженность, удивительное взаимодействие фигур) — все это дает в итоге не просто скульптурную группу, а скульптурный театр, живую сцену, подкупающую динамизмом изображения.

Бывает и так, что художественная вещь ошеломляет своей выразительностью, достигнутой предельно просто, когда в изображаемых фигурах присутствует и некая грубость, угловатость, т. е. герои выхвачены из жизни. Речь идет о творческом почерке Алима Усеинова, в живописи которого простота, скупость средств — это высокое умение о сложном сказать просто. В крымскотатарском искусстве А. Усеинов — первооткрыватель темы отверженных, гонимых судьбою людей, перекликающейся в его полотнах с трагедией общенациональной.

Творчество старейшины крымскотатарской живописи Сеитхалила Османова, его пейзажи, портреты, натюрморты впечатляют естественностью, человеческой теплотой, реалистической узнаваемостью. Картины этого мастера полны света, воздуха, жизни.

Значительную группу составляют художники, чьи произведения не охарактеризовать коротко, поскольку в них — смелый поиск собственной формы, своего мира, нового осмысления жизни. О каждом из них будут еще и статьи в периодической печати, и искусствоведческие работы. Среди неординарных вещей, которыми порадовала выставка, монотипии и офорты Лейлы Трасиновой, урбанистические пейзажи Айдера Беширова, крымские ностальгические зарисовки Исмета Шейх-Заде, графическая серия Инессы Джетере.

Если говорить о певцах природы, тонко чувствующих цвет, то это живописцы Абиб Исмаилов, Али Белялов, Рустем Эминов, Нури Якубов. Особого внимания заслуживает техника эстампа, богато представленная на выставке. Бесспорные мастера в этом разделе графики — Ремзи Алиев, Эльмира и Амет Сейтаметовы, Ягъя Темиркаяев.

Возвращаясь к скульптуре, отмечу любопытный факт. Шевкет Ахтемов выставил на суд земляков всего одну работу — портрет дочери. Видимо, это одно из лучших произведений зрелого мастера, ибо выдает в нем тонкое чувство материала и высокие отцовские чувства.

Кстати, чувство материала — талант чудодейственный. Эти слова напрашиваются сами собой при взгляде на серьги, колье ювелиров Изета и Энвера Аблаевых, декоративные блюда Февзи Ибраимова и Февзи Сеитхалилова, сосуды для шербета Рустема Якубова. Такова и керамика Сеитмемета Якубова: глина буквально оживает в его руках, и предметы быта воспринимаются как пришельцы из какой-нибудь сказки.

Художественное творчество крымских татар, которое подлежало уничтожению, выжило вместе с народом, и в новых формах отразило его дух. Выставка впервые, вероятно, за всю историю крымскотатарского народа свела воедино мастеров прошлого и современных. Теперь можно сказать с полной уверенностью: это одна большая семья, разделяет ее только время.

Сегодняшние художники не копируют пращуров, не подражают им. Но все то изумительное мастерство, богатство форм, линий, узоров, орнаментики, которыми поражают представленные на выставке народные творения (полотенца, кисеты, пояса, фески, футляры), — это мастерство и богатство зримо, а чаще незримо, заложенное в генах художников, подпитывало и будет подпитывать современное крымскотатарское искусство.

Народное творчество крымских татар рождалось от благодатной природы Крыма, от его трав, деревьев, камня — от всей крымской земли. Пронизанное чувством свободы, чувством прекрасного, оно представляет высочайшую культуру, несомую народом через века. После долгого изгнания, разрыва традиций и связей возвращаемое на родину искусство вновь обретает давние животворные истоки.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог