На набережной Ялты, вальяжно закинув ногу на ногу, восседает на раскладном кресле любимец публики, талантливый советский актер Михаил Пуговкин. На этом месте актер частенько любил отдыхать и любоваться морем. Поэтому именно здесь был установлен и торжественно открыт бронзовый монумент в честь почетного гражданина Ялты и знаменитого киноактера.
Яркие, запоминающиеся образы, блестяще сыгранные Михаилом Ивановичем, словно живут самостоятельной жизнью. Вот и в памятнике герой запечатлен в образе режиссера Якина из комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Перед глазами сразу встает фрагмент из кинофильма: режиссер, сидя на берегу моря, заигрывая, подмигивает актрисе, пробующейся на главную роль, и тросточкой отбивает ритм под исполняемую ею песню «Звенит январская вьюга…». Именно в Ялте и снимался фильм. Вообще, М. Пуговкин любил Крым и с удовольствием соглашался на съемки, проходившие в Крыму. Его колоритные образы можно увидеть в более 100 кинокартинах, 33 из которых сняты на полуострове. Позже он переселился в Ялту, где прожил с 1991 по 1999 годы.
На открытии памятника М.Пуговкину, состоявшемся 13 августа, присутствовала вдова актера Ирина Константиновна. Она высоко оценила работу крымских скульпторов – Айдера Алиева и Константина Цихиева. Мы попросили рассказать их об идее установки памятника и работе над ним.
А. Алиев и К. Цихиев со своим Пуговкиным
Айдер Алиев:
— В 2013 году к нам с Константином обратилась вдова Ирина Константиновна Пуговкина-Лаврова по поводу установки памятника королю комедии М. Пуговкину в Ялте, где проживал актер последние 10 лет.
Изначально стоял вопрос: каким должен быть памятник М.Пуговкину? При создании скульптуры конкретному человеку необходимо изучить не только портретные характеристики и внешние особенности, но и его основную трудовую деятельность. Профессия актера многогранна, от драмы до комедии, и вбирает в себя много нюансов в каждом направлении и жанре.
М. Пуговкин работал в жанре комедии и заслуженно признан королем комедии советского кино. Еще в раннем детстве он лихо отплясывал на деревенских свадьбах и получил прозвище Артист.
Таким образом, после изучения библиографии и множества документальных фото, просмотра фильмов вырисовывалось на бумаге, а затем в объеме внешнее сходство портрета и фигуры Пуговкина. Для создания образа, как категории памятников портретной скульптуры, необходимо было соединить портретные данные с его деятельностью. В этом направлении мы и двигались. Хотелось бы отметить, что работать с Константином Цихиевым было интересно и легко. Созидали в доброжелательной атмосфере, относясь с уважением друг к другу. А если возникали сложности — разрешались мгновенно.
Изучая жанр комедии в контексте мирового кино, пришли к выводу, что многие актеры работали и работают с внешней фактурой, мимикой, жестами рук и т.д. На ум приходят слова Ф. Достоевского: «Юмор есть остроумие глубокого чувства». Феномен Пуговкина состоит в органичном сочетании внутреннего состояния с внешней фактурой. Пожалуй, в скульптуре для создания узнаваемого образа это было самым важным, и в этом направлении мы и двигались.
В результате у нас с Константином сложился персонаж режиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», но с образом М. Пуговкина — с неизменной тросточкой, сидящим, закинув ногу на ногу на берегу моря. Памятник был отлит в мастерских Ростова-на-Дону. Пользуясь случаем, хотелось бы отметить профессиональную команду специалиста по художественному литью Андрея Дементьева, взявшую на себя сложную техническую работу и качественно и в сроки ее выполнившую.
Сегодня бронзовый памятник установлен на набережной Ялты, и взгляд Маэстро кино с искрометным юмором и человеческой грустью устремлен в морскую даль!..
Константин Цихиев:
— Работать над эскизом мы начали холодной зимой 2013 года. Работы почти до завершения лепки велись при полном отсутствии финансирования. Работать было сложно. Мне приходилось вставать в 4 часа утра, чтобы рейсовым автобусом Севастополь — Симферополь с пересадками добираться в мастерскую Айдера к 9 часам. Вечером я возвращался обратно. Это происходило ежедневно, в течение всего времени работы. В общей сложности 4-5 месяцев. И Айдер не даст мне соврать, я ни разу не опоздал к началу работы. При всех трудностях работалось нам легко, дружно. Мы, как соавторы, сразу нашли общий язык. Лепили в четыре руки. Много размышляли, изучали материалы, просматривали кадры из фильмов, находили все характерное для этого образа. Много приходилось менять, исправлять, переделывать по ходу работ. Но мы понимали друг друга с полуслова, поэтому особых проблем не возникало. Совместная работа удобна тем, что позволяет легче выходить из тупиковых творческих ситуаций, исправлять ошибки, допущенные от усталости или невнимания, ну и решать совместно разные творческие задачи. Мне очень повезло с напарником, поскольку он оказался опытным скульптором, интересной личностью и коммуникабельным человеком. Надеюсь, что этим проектом наше совместное творчество не ограничится.
По поводу замысла можно рассказать следующее. Вначале мы действительно хотели лепить не Пуговкина, а, как сейчас распространено во многих городах, установить на набережной его героя из фильма, известного всем Якина. Но потом, изучая материалы, общаясь с людьми, болеющими за проект, мы решили от этого образа уйти. Якин — человек поверхностный, ограниченный. Хотелось создать более глубокий, прочувствованный, хорошо изученный нами образ великого артиста. Но мы немного слукавили, и ушли от Якина не совсем. Получилась некая игра со зрителем. Хотелось оставить небольшую интригу. С одной стороны, персонаж сидит в позе Якина, недалеко от того места, где шли съемки этого момента фильма, что тоже очень символично. И стульчик под ним тот же, раскладной. А с другой стороны, гляньте: перед вами Великий Маэстро, Король комедии, элегантный, гениальный, улыбающийся, искрометный, любимый всеми Пуговкин. И в руке у него не трость, как в фильме, а королевский жезл. И бабочка вместо якинского галстука-лопаты. И смокинг! И жилетка! Только слепой не увидит, кто сидит перед ним. Когда работа шла к завершению, в мастерскую заглянули случайные посетители. «Он же сидит у вас как живой!» — восхитились они. Так он и был для нас живым все время нашей работы. В мастерской вся атмосфера была пронизана его незримым присутствием. Работая, мы даже, шутя, обращались к Михаилу Ивановичу, как к живому человеку. И, наверное, он нас слышал…
В процессе работы было много сложностей разного рода. И все они решались с юмором, как в комедиях нашего героя. Было много того, что действительно нас огорчало, не поддавалось пониманию и объяснению, но об этом говорить совсем не хочется. Дело сделано, памятник стоит. Впереди новые задачи, новые приоритеты. А вы, если на набережной Ялты увидите сидящего Михаила Ивановича, улыбнитесь ему в ответ.
comments powered by HyperComments