К 80-летию со дня рождения
3 ноября исполняется 80 лет со дня рождения известного композитора и исполнителя, одного из основоположников крымскотатарской эстрады в годы депортации — Февзи Алиева.
Февзи Алиев — собиратель и исполнитель крымскотатарского музыкального фольклора, автор ряда современных песен и мелодий разных жанров, запомнившихся и полюбившихся зрителям, автор многих публикаций о современной крымскотатарской эстраде, записей песен и мелодий, антологии крымской музыки, организатор и руководитель группы «Дестан», оставляющей в сердцах слушателей неизгладимые впечатления, в репертуаре которой — многожанровая музыка и песни на разных языках.
Два его сына — талантливые продолжатели дела своего отца — музыканты и вокалисты.
Мы пообщались с юбиляром в канун его дня рождения. И вот что Февзи Алиев рассказал нам о своей жизни и творчестве.
Пианино военного детства
— Я родился 3 ноября 1936 года в Симферополе. Прекрасно помню большинство событий, себя и всю нашу семью, детские игры, соседей, улицу Курцовскую, 16, где мы жили (она и сейчас так называется). Помню соседских ребят, с кем играли в разные игры: «Ашички», прятки, «лянги» и другие.
Запомнил начало войны, лето 1941-го, тревоги взрослых, связанные с этим слухи, догадки, небылицы…
Наша Курцовская улица тогда находилась на окраине Симферополя, рядом — старое и новое мусульманские кладбища (эти кладбища снесли, на их месте построены многоэтажные дома).
Так вот, с началом войны появились новые игры — молодежь объединялась в группы (по улицам) и на территории нового кладбища играли в войны. Я тоже принимал в этих «войнах» активное участие и отчаянно кидал камни в «противника». В наших играх участвовали и некоторые взрослые.
Когда немцы вошли в Симферополь, обстановка сразу изменилась. Люди лихорадочно раскупали продукты в магазинах — за несколько часов разметали все, а иной раз растаскивали, разворовывали магазины, склады…
На улицах появились виселицы, жандармы, полицейские, за этим последовали аресты, расстрелы…
В детстве я был очень активным, отчаянным, хулиганистым. За мелкие «прегрешения» от немецких солдат доставалось и мне. Вот один из случаев: по улице Курцовской двигалась запряженная лошадьми-тяжеловозами большая немецкая зенитная пушка. Чтобы прокатиться, я зацепился за нее сбоку. Немецкий солдат увидел меня и хорошенько огрел большим кнутом. Я упал и пушка переехала мою ногу — это было ужасно. Я долго мучился от боли, не мог ходить.
У некоторых солдат были губные гармошки, на которых они довольно хорошо наигрывали разные мелодии. В такие минуты я старался подобраться поближе к ним и наслушаться, моя детская душа наслаждалась музыкой.
А в один солнечный день мой дядя, Юнус-эмдже, привез в наш дом большой красивый рояль и всем домочадцам строго-настрого наказал не трогать его.
«Этот прекрасный рояль я долго искал. Прошу вас всех не подходить к нему и не пытаться играть! Это очень дорогой инструмент!»
Но когда все разошлись, другой мой дядя, Ислям-эмдже, видя мой интерес к роялю и нетерпение, сказал мне: «Февзи, твой Юнус-эмдже закрыл комнату на ключ, давай я тебя через окно впущу, попробуй извлечь звуки из рояля. Интересно, какой у него тембр?»
Это был такой момент в моей жизни! Я впервые сел за рояль и, нажимая на клавиши, извлекал из него звуки! Это были волшебные, ангельские звуки! Тогда мне было около шести лет. Я с самого раннего возраста любил музыку и в этот момент испытал огромное наслаждение и счастье.
Это были военные годы, шла жестокая война. Немецкие самолеты часто бомбили Симферополь. Однажды ночью под нашим окном упала бомба. Но все члены нашей большой семьи остались живы.
Во время войны я в школу не ходил, русского языка не знал. Целыми днями мы, мальчишки, гурьбой гуляли по Симферополю, я свободно ориентировался в его закоулках и примечательных местах, знал обстановку, был в курсе новостей и событий.
Когда советские войска вошли в Симферополь, все переменилось…
Высылка в чужие края
— 18 мая 1944 года ночью в наши двери постучали вооруженные советские солдаты, вошли и сообщили о депортации крымских татар. Я во всех подробностях запомнил эту варварскую акцию. Это была великая трагедия.
Людей в скотских эшелонах отправили в разные регионы СССР, большая часть была отправлена в Узбекистан.
Огромное число людей погибли от голода и болезней. Неимоверные трудности, беззаконие, комендантский режим — запрет на свободное передвижение, невозможность поехать в города учиться в высших учебных заведениях…
В таких условиях я все же не терял надежды, что когда-нибудь смогу начать заниматься музыкой. Музыка была для меня поистине священной, почти несбыточной мечтой. В 1944-м году наша семья попала в совхоз «Дальверзин» Ташкентской области, а в 1945-м нашему отцу Мемету удалось всеми правдами и неправдами перевезти семью в поселок Кибрай Ташкентской области…»
Детская мечта стала явью
— В 1952 году я окончил школу-семилетку. Хотел поступать в музыкальное училище в Ташкенте, но комендант не дал разрешения на выезд. Не помогло и письмо, отправленное в ЦК КПСС, в Москву. Тогда я вынужден был поступить в сельскохозяйственный техникум, находящийся в сельской местности. На четвертом курсе мне удалось накопить денег и купить аккордеон, на котором я довольно быстро самостоятельно научился играть, по «Самоучителю игры на аккордеоне» я также выучил ноты.
Через восемь месяцев меня пригласили работать в Дом отдыха «Ботаник» в качестве аккордеониста. Это было началом моей музыкальной деятельности. А вскоре позвали работать в эстрадный оркестр в город Чирчик, потом в Дом отдыха «Троицкий»…
В 1960 году собрались втроем: я, композитор Кабул Сеитвелиев, скрипач Энвер Шерфединов, стали работать в ресторане г.Чирчика. А через год все трое перешли на работу в государственный ансамбль песни и танца «Хайтарма» при Узгосфилармонии. Потом после тяжелых гастролей я заболел и мне пришлось уехать на Северный Кавказ в город Ессентуки с лечебными источниками…
Там познакомился с местными музыкантами, они сразу пригласили меня работать в городской эстрадный оркестр, одновременно я лечился.
Одним из знаковых событий в моей жизни стал конкурс баянистов и аккордеонистов, где участвовали около 120 музыкантов с высшим и средним музыкальным образованием. На этом конкурсе я занял первое место, и меня пригласили работать преподавателем в городскую музыкальную школу. Одновременно я поступил и окончил Ставропольское музыкальное училище по классу аккордеона…
Ручьи музыки крымскотатарской…
— В 1960 году я сочинил свою первую мелодию — «Хайтарму». Но в Ессентуках от меня ждали музыку в европейском стиле: вальсы, польки, фокстроты, танго… Я писал, музыка исполнялась разными ансамблями и оркестрами, из Москвы приходили гонорары.
С середины 1960-х, находясь под влиянием и впечатлением от разворачивающегося в СССР национального движения за возвращение на Родину, я начал писать произведения, насыщенные крымскотатарским колоритом. Из тех, что были сочинены в Ессентуках: песня «Эминем», «Акъылынъдамы?» «Йырджы дагълар», «Алим хайтармасы» и другие…
Работа в Узбекистане, в ансамбле «Хайтарма»
— В начале 1968 года я с семьей вновь приехал в Узбекистан — в поселок Кибрай.
В Ташкенте сразу приступил к обнародованию своих музыкальных произведений — записи грампластинок, организации концертов на ТВ, привлекал студентов для популяризации крымскотатарской музыки и т. д. Я часто контактировал с работниками, руководителями музыкальных учреждений разного уровня (филармония, радио, телевидение, Министерство культуры и др.).
В те годы единственный крымскотатарский ансамбль «Хайтарма» испытывал определенные сложности: многие артисты не имели специального образования, слабая подготовка, скудость репертуара, вдобавок в ансамбле бытовала неразбериха: имели место ссоры, взаимные обвинения руководящего звена, письма-жалобы в вышестоящие органы с последующими бурными разбирательствами с участием руководства ансамбля, филармонии, Министерства культуры, ЦК КП Узбекистана… Нужно было спасать «Хайтарму» от развала… Шефство над ансамблем взял на себя первый секретарь Аккурганского райкома Ташкентской области Сеитмемет Таиров. Меня же назначили музыкальным руководителем и дирижером ансамбля «Хайтарма». Таиров выделил для ансамбля автобус, обеспечил новыми костюмами, реквизитом. Все постепенно наладилось. За два месяца мы подготовили новую программу, которая была одобрена и принята специальной комиссией.
Но газета «Ленин байрагъы» тогда почему-то не написала об этом на своих страницах. Через два года я заболел и ушел из ансамбля. Но подготовленная мной программа еще многие годы пользовалась успехом.
После этого я работал музыкальным редактором в крымскотатарской редакции Гостелерадио Узбекистана. Здесь на общественных началах мне удалось собрать из числа крымскотатарских студентов музыкальный ансамбль, с которым мы записывали на радио новые произведения и выступали на телевидении. Наш народ, конечно же, очень тепло встречал наши выступления. Но зрители не знали, с какими огромными трудностями и преградами я сталкивался при подготовке программ концертов и самих выступлений.
Известные органы не дремали, держа в поле зрения каждого музыканта и исполнителя. Четко дозировалась и ограничивалась творческая продукция на концертах и запись на радио. Мою активную деятельность и авторитет заметили органы КГБ и пытались использовать в своих интересах. Я, конечно же, отказался. После этого начались запугивания, преследования и т.д. И я вскоре был уволен из Гостелерадио УзССР.
В Узбекистане мною были собраны 800 образцов крымскотатарского музыкального фольклора, написаны около 200 оригинальных музыкальных произведений, 100 из которых исполнялись различными ансамблями, были записаны на телевидении и радио, 40 долгоиграющих пластинок разошлись среди населения.
Я автор свыше двухсот публикаций на музыкальные темы и около 120 музыкальных произведений, напечатанных в газетах, журналах, сборниках. На Гостелерадио Узбекистана мною были организованы 100 концертных выступлений как своих, так и других крымскотатарских ансамблей.
В качестве общественного деятеля и организатора в Узбекистане, в сфере развития музыкальной культуры крымских татар, я сделал абсолютно все, что было в моих силах…
Крымскотатарская музыка в Крыму
— 20 июня 1990 года мы вместе с сыном Алимом на «Жигулях» с прицепом приехали на Родину, в Крым. Остановились в доме моего брата Ахтема Алиева.
Я присоединился к соотечественникам, которые жили в палатках, на так называемых «самовозвратах», терпели тяготы, лишения, неудобства, добиваясь участков земли для строительства жилья. Я ездил по этим «полянам» с аккордеоном в руках, рассказывал об исторических переселенческих песнях нашего народа и исполнял их для соотечественников. Я побывал почти на всех «полянах» вокруг Симферополя. В поселке Каменка на улице Алиме Абденнановой построил дом, где живу и сейчас.
Даже в критических условиях тех лет я занимался музыкой.
Мои песни, написанные в те годы, отражали быт, условия, настроения нашего народа: «Къырымдаки чадырлар» («Палаточные городки Крыма»), «Ватанымсынъ, гузель Къырым» («Моя Родина прекрасный Крым»), «Къайтып кельдик» («Мы вернулись»), «Санъа кельдим, эй Ватаным» («К тебе вернулся я, Родина»), «Эй, Къырым!», «Акъмесджит» («Симферополь»), «Дестан», «Джанкой агъыр авасы» («Джанкойская Агъыр ава») и многие другие.
В начале 1990-х я устроился работать директором клуба Каменки в Симферополе. В 1994 году вместе с сыновьями создал эстрадную группу «Дестан», в репертуаре которой было множество моих авторских песен, отражающих настроения народа в ту неспокойную сложную эпоху. Очень скоро «Дестан» завоевал огромную любовь и популярность в народе и успешно выступал с многочисленными концертами в Крыму и разных регионах Украины, участвовал в мероприятиях за рубежом. Помимо крымскотатарских группа исполняла различные современные эстрадные песни…»
Мы поздравляем Февзи Алиева с 80-летним юбилеем! Желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни, энергии и сил для воплощения новых идей в сфере крымскотатарского музыкального искусства, счастья и прекрасного настроения, которое всегда дарит творчество и родная крымскотатарская Музыка!
Состав эстрадной группы «Дестан», украсившей своим ярким творчеством тысячи концертов и мероприятий:
Ведущий участник группы «Дестан», его вдохновитель и создатель — лауреат международных конкурсов, Заслуженный деятель искусств Крыма, Заслуженный работник культуры Украины, композитор Февзи Алиев. Ведущий солист — певец, кларнетист, композитор, Заслуженный артист Крыма Алим Алиев. Главный режиссер, аранжировщик, музыкант (клавиши, труба), бэк-вокалист — Эдем Алиев.
comments powered by HyperComments