Курс валют USD 0 EUR 0

Размышления о предстоящих путях

Комментариев: 0
Просмотров: 898

 

Что такое идеал? Справочники нам дают следующую информацию: идеал — высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления; наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном); совершенство в отношениях между людьми или (в форме общественного идеала) такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство; высший образец нравственной личности.

С момента зарождения человеческое общество постоянно стремилось к своим идеалам, сформулировав их на каждом этапе своего развития. Притом идеалы одних вступали в явное противоречие с идеалами других. Ведь положение рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, бедных и богатых не было одинаковым. Однако истории известны факты, когда, при явном антагонизме различных слоев общества, они объединялись ради достижения единственной цели. Таких примеров в мировой практике множество, например, в Отечественной войне 1812 года крепостное российское крестьянство, объединившись с дворянами, своими эксплуататорами, воевало против войск Наполеона.

Стремление к идеалам побуждало общество двигаться вперед. Сформулированная на основании идеалов идея находила воплощение, если была поддержана массами. Мудрая идея способна объединить народ в его стремлениях к идеалам. Выработка идеалов, их формулирование в основном исходило от мыслителей. В быстро меняющемся мире и нам, крымским татарам, необходимы идеалы и выработка путей их достижений. В этой связи мы обратились к ряду ученых и общественных деятелей с просьбой поделиться по этому поводу своими мыслями.

 

Владимир Поляков, доктор исторических наук

IMG_5420

Один из героев легендарного кинофильма «Белое солнце пустыни»  Абдулла,  обращаясь к бывшему начальнику таможни, сказал: «Хороший дом, хорошая жена, что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость»?

Это был универсальный общечеловеческий идеал.

Отличается ли крымскотатарский идеал от сформулированного киношным персонажем? По большому счету — нет! Конечно, время и обстоятельства вносили коррективы. Депортация изменила все! К прежнему представлению об идеале добавилась мечта о возвращении на Родину! Два поколения крымских татар выросли с этой идеей, с  этой надеждой. И вот, когда она сбылась, и те, кто хотел вернуться — вернулись, на очереди стал вопрос о новом идеале, о новой мечте. Какой? Отвечать на этот вопрос, безусловно, должны сами крымские татары.

Я же, как бы одновременно и со стороны, и изнутри, все более склоняюсь к тому, что чем дальше в прошлое отступает  страшная, мерзкая, постыдная депортация, на первый план вновь стали выходить обыкновенные человеческие чувства, желания, мечты.

Время,  внешние обстоятельства, безусловно, вносят свои коррективы, то приближая, то отправляя в заоблачную даль многое из того, что казалось почти реальностью в тот или иной судьбоносный год.

Прав был басмач Абдулла, нет лучше идеала, чем сформулированный им: «Хороший дом, хорошая жена, что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость»?

 

Сафуре КАДЖАМЕТОВА, председатель Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маариф»

Фото Каджаметовой цвет2

По моему мнению, активизация национального движения, направленная на воссоздание национально-территориальной автономии, на утверждение в Крыму социальной справедливости, языкового и правового равенства, свободы, демократии, нравственных основ и духовных ценностей, органично связанных с крымскотатарской культурной традицией, и есть сфера национальных идеалов крымскотатарского народа.

 

Надир БЕКИРОВ, кандидат философских наук

надир

Я думаю, национальные идеалы каждого народа изменяются в зависимости от исторических условий.

К тому же нужно отличать национальные идеалы самого народа от тех, которые ему навязываются извне. Например, в нашей крымскотатарской истории нередко происходило так, что одна часть народа следовала одним идеалам, навязанным ему извне силами, заинтересованными использовать наш народ как пушечное мясо в своих интересах, другая – другим. И крымские татары с упоением участвовали в конфликтах и войнах, убивая друг друга за чьи-то интересы. И такое у нас бывало не раз и не два. То, что я вижу сейчас, убеждает меня, что выводов мы так и не сделали. Крымским татарам по сей день нравится служить кому-то, а наилучшим доказательством своей лояльности и сами крымские татары, и их «хозяева» считают готовность и способность участвовать в гонениях на других крымских татар.

В таких условиях я бы назвал нашим национальным идеалом то, что может показаться избитым и затасканным – «национальное единство». О нем говорят все, однако большей частью понимают его так, что единство это когда большинство, а лучше все крымские татары идут за одним провокатором на убой ради его хозяина. И каждый из этих «деятелей» претендует на то, что он и есть воплощение национального единства. С моей точки зрения, для крымских татар ситуация, когда они в жизни вынуждены служить на разных должностях разным государствам и политическим силам, отрабатывая свой ежедневный хлеб, неизбежна. И само по себе это допустимо. Однако эта служба ради элементарного проживания и выживания не может выходить за рамки необходимого условия существования и превращаться в стремление выслужиться ценой посягательства на своих соотечественников и интересы народа в целом.

Есть, разумеется, и другие достаточно важные идеалы, например, возрождение, причем в буквальном смысле – крымские татары до сих пор не достигли своей численности в Крыму, которая у них была даже еще в середине XIX века. Не менее важным я считаю, чтобы крымские татары, наконец, превратились в самих себя: следование чужим и изначально чуждым нашему народу модам, веяниям, влияниям, изменение, а точнее даже извращение нашей национальной идентичности в угоду очередному инонациональному или иностранному поветрию, — путь к медленной национальной гибели.

Однако ничто другое не будет достижимо в принципе, если национальное единство не станет стержнем нашего мироощущения.

 

Рефик Куртсеитов, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук КИПУ

Рефик

Идеалы, как и ценности, универсальны и вечны. Только отношение к ним может меняться у отдельных людей в зависимости от времени и меняющейся в этой связи конъюнктуры. Национальные же идеалы для многих народов остаются неизменными веками, и среди них особое место занимают СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, РАВЕНСТВО.

СВОБОДА является величайшей ценностью, без наличия которой развитие народа становится сложным или просто невозможным. Народ, который не может распорядиться своей судьбой, определить вектор своего развития, постепенно превращается из субъекта исторического процесса в объект постоянных манипуляций. Ему пытаются стереть историческую память, навязывают комплекс неполноценности, внушают идею неперспективности развития его родного языка, что равносильно неперспективности его собственного развития, разрушению этнической идентичности.

Без СПРАВЕДЛИВОСТИ не может гармонично развиваться ни одно общество, и в первую очередь полиэтничное, где должны учитываться этнические интересы и потребности каждого сообщества, а удовлетворение их должно осуществляться независимо от того, какая партия находится у власти и под какими знаменами она идет. Торги, спекуляции, принуждения, подкупы здесь просто неуместны.

РАВЕНСТВО – реализация на практике этого идеала — приводит к сплоченности и живучести общества, а не реализация, наоборот — к дезинтеграции, аморфности, порождает тотальное недоверие и антагонизм. Суды обязаны быть справедливыми, неправедные их решения разъедают общество изнутри. В современном глобализированном, информационном мире утаить или скрыть что-либо просто невозможно. Трудно говорить о равенстве в современном нашем обществе, где диспропорции в отдельных сферах превышают десятки и сотни разы. Где существуют сферы деятельности, настолько закрытые, что по сравнению с закрытостью каст в определенных обществах, унаследованных из глубокой древности, кажутся детской шалостью. Отсутствие возможностей для вертикальной мобильности по восходящей для отдельных категорий граждан всегда напоминает о наличии скрытой сегрегации в обществе. Идеального равенства быть не может, исходя из биосоциальной природы человека, но без реального равенства возможностей также не может развиваться современное общество.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог