Курс валют USD 0 EUR 0

В Севастополе говорили о наследии великого просветителя

Комментариев: 0
Просмотров: 681

«Просветительская деятельность Исмаила Гаспринского и мусульманский мир России» — под таким названием 27-28 апреля в Севастополе проходила международная научно-практическая конференция, приуроченная к 166-летию великого просветителя.

Участниками конференции стали ученые и религиозные деятели из России, Турции, Узбекистана, Эстонии, Беларуси, Казахстана, Азербайджана. Организаторами научного форума выступили: правительство Республики Крым, Духовное управление мусульман Республики Крым и г. Севастополь, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, Мемориальный музей Исмаила Гаспринского, Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия, а также Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Под эгидой муфтията

Перед началом конференции было прочитано дуа (молитва), после чего участников и гостей научного форума приветствовал муфтий мусульман Крыма аджи Эмирали Аблаев. «Сегодня мысли и идеи И.Гаспринского актуальны как никогда. Актуальны его гуманизм, человеколюбие, которые он прививал людям, которые красной нитью проходят через все его научное и литературное наследие», — подчеркнул он.

Муфтий посетовал на то, что сегодня исламская умма России вынуждена иногда оправдываться, доказывая, что ислам это не религия насилия, что мусульмане не террористы. Он призвал мусульман не оправдываться, а жить, показывая истинный ислам и истинный путь Пророка.

Депутат Госдумы Руслан Бальбек в своем выступлении рассказал об учреждении в Крыму медали имени И.Гаспринского. Эта награда будет вручаться за вклад в сохранение межнационального и межконфессионального согласия, поддержку традиционных конфессий. В свою очередь муфтий Э.Аблаев предложил первым наградить медалью И.Гаспринского президента КИПУ Февзи Якубова.

Заместитель председателя Госкомнаца Юрий Космынин зачитал приветственный адрес, направленный участникам конференции главой Республики Крым Сергеем Аксеновым. С приветственными речами также выступили ректор КИПУ Чингиз Якубов, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Эскендер Билялов.

Муфтий мусульман Белоруссии Абу-Бекир Шабанович рассказал, что татары живут на белорусской земле уже 620 лет, сохраняя память свою, национальную идентичность и мусульманскую религию. Он отметил, что в свое время И.Гаспринский посетил регионы проживания татар в Литве, Белоруссии и Польше и был поражен их высоким культурным уровнем.

Участников конференции также приветствовал муфтий Эстонии Ильдар Мухамедшин, заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов зачитал приветствие от имени председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Муфтий Волгоградской области Ильяс Бектемиров передал привет участникам конференции от председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтия Талгата Таджуддина.

Заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин отметил, что образ И.Гаспринского может быть для современных мусульман образцом для подражания.

«Каким бы вообще хотели видеть современного мусульманина? К сожалению, закрепляется образ, что этнический мусульманин — это чабан или торговец на базаре, или, что еще хуже, какая-то личность с большой бородой, которая отрезает головы иноверцам. Но, наверное, мы хотели бы видеть образ мусульманина как человека образованного, и образованного во всех отношениях… Сам Исмаил-бей Гаспринский это, наверное, и есть образ современного просвещенного мусульманина. Какими бы вы хотели видеть своих детей? Вот такими, как он, всесторонне образованными, с высокой нравственностью, с твердой жизненной позицией человека миролюбивого, призывающего жить в согласии с другими народами, любящего свое отечество. Наверное, в этом главная притягательность его личности. Потому что все мусульмане знают как важно, чтобы то, чему учит человек, совпадало с его собственной жизнью», — заявил А.В.Полосин.

Председатель Международной Исламской миссии Шафиг Пшихачев в своем выступлении рассказал о влиянии деятельности И.Гаспринского на развитие образования и культуры у кабардинцев. В 1912 году под влиянием идей великого просветителя в городе Баксане была открыта новометодная школа, выпускниками которой стал целый ряд представителей кабардинской интеллигенции. В свою очередь ведущий научный сотрудник Кабардино-Балкарского Института гуманитарных исследований Светлана Аккиева свой доклад посвятила теме влияния просветительской деятельности И.Гаспринского на развитие культуры тюркских народов Северного Кавказа — балкарцев, карачаевцев и кумыков.

Узбекский ученый Зайнабидин Абдирашидов рассказал о влиянии И.Гаспринского на формирование просветительства в Туркестане.

«Когда Гаспринского низводят до начального мектеба — это и ошибка и преступление»

Профессор КИПУ Исмаил Керимов в своем докладе рассказал о малоизвестных фактах из жизни и деятельности И.Гаспринского. Говоря о значении И.Гаспринского как великого просветителя, ученый отметил, что в то время, когда он начинал свою деятельность, в крымских мектебах было запрещено преподавать светские науки, учили только религиозным дисциплинам. И.Гаспринский пытался переубедить своих оппонентов, доказывая необходимость преподавания наряду с религиозными и светских наук. Но ему это не удавалось.

Не имея возможности победить чиновника в открытой борьбе, И.Гаспринский начал искать другие пути. Еще до начала издания газеты «Терджиман» он обратился к губернатору за разрешением на издание 50 газетных листовок, называвшихся «Луна», «Солнце», «День», «Школа», «Воспитание», «Земля», «Воздух», «Море», «Животные», «Растения», «Минералы», «Ремесла», «Машины» и т.д. С помощью этих листовок он пропагандировал знания в широких народных массах.

«Есть очень интересная информация о том, как он выбирал людей и продвигал их на какие-то должности, считая, что если он не будет этим заниматься, само собой это не получится», — говорит И.Керимов. Как-то И.Гаспринский узнал о том, что мудеррис медресе Ялты, после занятий в медресе зашел в кофейню и играл в домино. Его стали осуждать, говорить, что как мудеррис он не должен был этого делать, но И.Гаспринский увидел в этом признаки свободомыслящего человека, не фанатика. И он стал продвигать в мудеррисы Зынджырлы медресе именно этого человека — аджи Абибуллу-эфенди. И когда это случилось в 1890 году, именно в это время произошла радикальная реформа Зынджырлы медресе, когда там было введено преподавание светских наук.

И.Керимов рассказал, что И. Гаспринский и его сотрудники по «Терджиману» находились под негласным надзором царской жандармерии. Но, несмотря ни на какие трудности, он упорно шел к своей цели.

Профессор Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета Айдар Хабутдинов отметил, что детство и юность И.Гаспринского пришлись на время, когда под влиянием последствий Крымской войны крымские татары и другие мусульманские народы Российской империи массово эмигрировали из родных мест. Поэтому право жить в безопасности у себя на родине имело большое значение для него. Впоследствии он мог бы остаться в Париже или Петербурге и делать там карьеру, но предпочел вернуться в Бахчисарай.

Другим важным аспектом для И.Гаспринского было получение образования. Ему приходилось сталкиваться с двумя крайностями: с одной стороны устаревшая средневековая система образования в мусульманских мектебах,  с другой — представители знати, получившие образование в русских школах и обрусевшие. «Когда мы говорим о Гаспринском, что он образованный человек, образован по-европейски, у него есть знания. Но у него есть адат, намус, тартиб. То есть морально-религиозные основы остаются. Да, он одевает европейское платье, но он остается при этом мусульманином. Да, у него появляется русское, европейское крыло, но у него остается мусульманское крыло», — подчеркнул ученый.

А.Хабутдинов также рассказал о политической и общественной деятельности И.Гаспринского в период первой русской революции 1905-1907 годов, о его влиянии на формирование профсоюзного движения в России. «Мы можем критиковать Исмаил-бея, но мы понимаем, что выросли из него. Когда Гаспринского низводят до начального мектеба — это и ошибка и преступление. Он указывал нам дорогу от самого начала до самых звезд».

Рекомендации

В рамках конференции духовные лица и ученые посетили с экскурсией комплекс Зынджырлы медресе, где совершили молебен у могилы И.Гаспринского. Участники форума прочитали молитву и на месте захоронения сына великого просветителя — Рефата. Кроме того, в  доме-музее И.Гаспринского состоялась презентация книг, изданных Республиканским медиа-центром им.И.Гаспринского.

Конференция завершила свою работу 28 апреля. По итогам ее работы участники приняли резолюцию, в которой дали ряд рекомендаций органам власти и культурно-просветительским учреждениям Крыма.

В частности, участники конференции предлагают «организовать оцифровку и изучение материалов библиотечного фонда Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, других музеев, архивов и библиотек Крыма, Москвы и Санкт-Петербурга с целью создания электронной базы книжных памятников крымскотатарской культуры».

Предлагается «учредить конкурс среди молодежи на лучшие инновационные проекты, научные исследования, направленные на сохранение и развитие крымскотатарского языка, культуры и идентичности, изучение и осознание роли мусульман в истории Российского государства».

Кроме того, предлагается установить памятный камень (баш таш) на месте захоронения членов семьи И. Гаспринского – супруги Зухры Акчуриной и сына Рефата Гаспринского, а также благоустроить двор и провести реконструкцию исконной территории усадьбы семьи Гаспринских.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог