Курс валют USD 0 EUR 0

В Алтайском крае «Крымские впечатления»

Комментариев: 0
Просмотров: 923

К 80-летию художника Заура ИБРАГИМОВА

 

Сегодня читателю «Голоса Крыма new» представилась возможность ближе познакомиться с  известным на Алтае художником, нашим соотечественником Зауром Ибрагимовым. Этот год особенно знаменателен его двойным юбилеем – 80-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности. Совсем недавно он побывал в родном Симферополе, общался с родными и давними друзьями. Но об этом несколько позже, а пока несколько слов о жизни и творчестве талантливого мастера.

З. Ибрагимов у своей картины «В гостях у шаманки»

 

Не отделяя свою судьбу от истории народа

«Судьба крымских татар, насильно выселенных с родных мест, коснулась и его семьи. Отец тогда был на фронте, а мама с тремя детьми  оказалась в Средней Азии. Воспоминания детства нашли отражение в серии графических работ, каждая из которых  — сюжет для отдельного рассказа. Но и в самых тяжелых ситуациях вера в доброту людскую, бережная любовь к маме помогали, спасали хрупкую детскую душу от ненависти. Не отделяя свою судьбу от истории страны, художник изобразил свое видение не наблюдателя, но участника событий тех лет», — писала о З. Ибрагимове корреспондент Бийского краеведческого музея О.Павлова в своей статье «В одном мгновении видеть вечность».

Родился будущий художник  80 лет назад,  13 февраля 1937 года, в Симферополе. Оказавшись в результате чудовищной депортации в Узбекистане, Заур Ибрагимов семилетним ребенком разделил участь спецпереселенцев, безвинно обвиненных в предательстве, лишенных родины, честного имени. С раннего детства проявилась его любовь к рисованию. Он окончил Ташкентское республиканское художественное училище, отслужил в армии. Затем годы учебы в Ташкентском Театрально-художественном институте, знакомство, переросшее в серьезные отношения, с однокурсницей Людой Ивановой. Создав семью, через два года после окончания института они уехали в сибирский город Бийск, куда звали товарищи-художники, где и остались, покоренные красотой Алтайского края.

Серия работ «Воспоминания детства»

Грани творчества

Годы творческого поиска, неутомимого труда и стремление полной самореализации не могли не увенчаться успехами. Вскоре супруги вошли в  Союз художников СССР, позже — России, их работы представлялись на различных всероссийских и зарубежных персональных выставках, хранятся в музеях Бийска, Барнаула, Новосибирска, в частных коллекциях Германии, США, Австралии.

С 1993 года Заур Ибрагимов преподавал живопись, рисунок и скульптуру на художественно-графическом факультете Бийского государственного пединститута. Любовь к своей профессии, педагогическое мастерство и свободное владение аудиторией снискали уважение и авторитет среди студентов и преподавателей. Его художественный талант развивался и поражал зрителя разными гранями.  Ему одинаково хорошо удавались и живопись, и станковая и книжная графика, и декоративно-прикладное и оформительское искусство. Заура Ибрагимова увлекает и чеканка и оформление витражей и интерьеров зданий, он освоил практически все техники графики. Среди его работ наброски, рисунки и картины, выполненные углем, карандашом, пером, сангиной (палочки для рисования, изготовленные из каолина и оксида железа коричневого или красноватого оттенков) и даже соусом.

Искусствовед и коллега по пединституту Л.Новикова так отзывается о нем и его работах:

«Рисунки, гравюры, картины З.Ибрагимова, проникнутые жизнелюбием, сердечностью, нежным лирическим настроением, располагают к себе так же, как и личность их автора, светлая, обаятельная, покоряющая душевной чистотой и цельностью».

Генуэзская крепость. Судак

 

Рождение «Легенды»

В 2014 году к 75-летию Алтайской государственной академии образования им. В.Шукшина был выпущен альбом рисунков Заура Ибрагимова «Алтай: рождение «Легенды», в котором автор делится впечатлениями, полученными во время фестиваля парковой скульптуры по легендам и сказкам Алтая. З.Ибрагимов был в составе жюри этого фестиваля и из 17 команд, 27 мастеров, выполнивших 18 скульптур и скульптурных композиций, определились четыре победителя.

— Когда  я получил приглашение поучаствовать в проекте под названием «Легенды и сказки Алтая», то не мог предположить, во что это выльется, — пишет в предисловии изданного альбома рисунков Заур Ибрагимов. – Когда я увидел, как из простых заготовок рождаются произведения, мне подумалось, что не плохо было бы запечатлеть этот творческий порыв в  виде художественного репортажа. Так родилась серия этих зарисовок.

 

Как Бийск с Симферополем связан художником

На днях мы позвонили в г.Бийск, и известный в Алтайском крае художник Заур Ибрагимов бодрым, с юношеским задором  голосом, на том конце провода за несколько тысяч километров, любезно согласился на интернет-общение с нашими читателями.

 

— Заур-бей, расскажите немного о своих корнях. Откуда родом ваши родители?

— Отец,  Мамет Сулейманович Ибрагимов, родился в 1902 году в Симферополе, работал шофером на предприятии «Плодоовощ». В 1921 году жена старшего брата отца Османа – Фатьма работала бухгалтером на Симферопольской кондитерской фабрике и была активисткой движения по сбору беспризорников, среди которых  оказалась семилетняя Эсьма. Фатьма с Османом удочерили сироту. После окончания семилетки Эсьма поехала в Ленинград, выучилась в техникуме легкой промышленности и работала мастером швейных машин в Симферополе. На ней и женился мой отец, позже у них появились на свет пятеро детей. Ребенком у меня захватывало дух, когда отец позволял садиться в кабину своего грузовика и крутить баранку. Это одно из ярких воспоминаний детства.

 

— Для семилетнего ребенка было огромным потрясением оказаться жестоко выдворенным с семьей и всем народом из родного дома. Эти тяжелые воспоминания  как-то отразились в будущем в ваших работах? 

— Запомнилась сама депортация. По этим воспоминаниям впоследствии была создана серия работ, которая хранится в частной коллекции моего брата Таира Ибрагимова в Симферополе.

 

— Что определило вашу профессию?

— С детства увлекался рисованием. Помню, в первом классе в Сырдарье учительнице Анне Гордеевне очень понравилась нарисованная мной морковка. Первая похвала мотивировала к дальнейшему обучению. С 15 лет пошел на работу в Ташкентский текстильный комбинат, ходил в изостудию во Дворце культуры текстильщиков. Руководитель студии Яков Львович Фрумгарц посоветовал поступать в художественное училище им. Бенькова. Годы учебы с 1954-го по 1959-й совмещал с работой во вторую смену на Ташкентском текстильном комбинате художником-оформителем.

 

— Творчество каких известных художников вам особенно близко?

— В графике вдохновляют офорты Станислава Никиреева. В живописи — творчество Исаака Левитана, Коровина. Из крымскотатарских художников впечатляют работы Амета Сеит-Аметова.

 

— Немного о творческих планах. Есть ли место в них Крыму?

— Есть задумка написать «Крымские впечатления» по этюдам и зарисовкам, привезенным из поездки на Родину.

Читателям «Голоса Крыма new» хочется пожелать такой жизни, которая может прославить нашу Родину. Мы гордимся таким чудным местом на нашей Земле.

Адалар

 

Впечатлениями о недавней встрече в Симферополе с давним товарищем поделился наш постоянный читатель и автор ряда публикаций Февзи Асанов:

— Дружную многодетную семью Ибрагимовых я знал по Ташкенту, где учился в институте. Таир, средний брат в семье, был женат на моей родственнице, он выпускник Ташкентского текстильного института, механик. Я был знаком с Зауром и Энвером. Еще в семье были Эмине и, старшая, Зейнеб.

Когда депортировали крымских татар, глава семьи Ибрагимовых был на фронте, только через 2 года после Победы он смог их разыскать в Узбекистане.  На крупнейшем в Ташкенте текстильном комбинате была острая нехватка рабочей силы. Стали вербовать в Ташкент депортированные крымскотатарские семьи из сельской местности Узбекистана. Вместе с другими семьями поехала по вербовке  и семья Ибрагимовых. Это был выход из отчаяния, так как работы не хватало, жить негде. Вербованным текстильный комбинат предоставил несколько бараков, в восьмой барак поселили Ибрагимовых.  Мама и дети, кто мог работать, пошли в цеха. Здесь началась трудовая биография старшего Заура, можно сказать, и первые, робкие шаги будущего известного на весь Алтайский край художника.

Днем учился в школе, затем поступил в Ташкентское художественное училище. Преподаватель рисования в школе, заметив в мальчишке талант к рисованию, консультировал Заура в своей изостудии, а затем подготовил его к училищу. После училища Заур служил в армии, а затем поступил в театрально-художественный институт в Ташкенте. Как видно, даже при отличных способностях нужен многолетний упорный труд, чтобы разыскать до конца то благодатное, которое заложено в человеке природой. Это сродни тому, что горнодобытчики извлекли из породы алмаз, его надо долго обрабатывать, чтобы превратить в драгоценное украшение. Только тогда алмаз становится продуктом творчества, приобретает ценность.

Все мальчики Ибрагимовых очень талантливы. Например, Таир выполнял работы отделочные, облицовочные, по жести, которые никогда не приходилось ранее делать, но когда увидишь результат, он сравним с качеством работ мастера высокой квалификации. Энвер — известный искусный отделочник, где, кроме твердой руки, глазомера, надо иметь отличный художественный вкус.

Старший из братьев, Заур, использовал свой талант полностью, с неистовой самоотдачей, без оглядки, отдавая людям все, чем он одарен. Будучи неравнодушным к художникам, я разыскал Заура (через Таира) на Беш-Агаче, где новоиспеченная семья с дочуркой Алиной забрались на балахану (узбекская мансарда). Кое-как отыскав, поднялся к ним в маленькое подобие комнатки, всюду вещи и посредине важно лежит в пеленках младенец, трудно соображая, в какой же он мир попал, что ему ждать от этого бытия. 1968 год, девочке несколько месяцев, два года назад Ташкент трясло, много сотен тысяч горожан уехало, остальных надо обеспечить жильем.

Заур списался с друзьями на Алтае, с которыми учился в Театрально-художественном, и они предложили ему переехать на Алтай, обещали трудоустроить, решить вопрос с жильем и мастерской.  Так и получилось.

Через много лет Заура я встретил этим летом у Таира, перед возвращением на Алтай они устроили встречу обитателей восьмого барака текстильного комбината. И я был приглашен, получилось, как спецкорреспондент от газеты «Голос Крыма new». С Зауром приехала и Алина, они отдыхали в евпаторийском санатории. Это та малютка, которую я видел на балахане в 1968 году. Молодая, приятная девушка с искорками в смеющихся глазах сказала мне, когда я рассказал, что приехал на ее смотрины в 1968 г., что она уже бабушка. Я никак не мог поверить, думал, разыгрывает старика.

 

Заур крепкий, кряжистый, подвижный, энергичный, жизнерадостный парень в свои 80 лет.  Думаю, что он на свой возраст не обращает внимания, не считает свои годы, не кручинится о своем исходе жизни. Годы незаметно шагают сами по себе, Заур со своей влюбленностью в искусство — сам по себе. Тут нет раздвоенности, тут едино.

Энергия Заура поражает, он подвижен, увлечен, показывает нам свои работы, а мы, приблизительно его возраста, усталые, придавленные жизнью, вымученные, задерганные нашей действительностью, выглядим, наверное, со стороны, как хорошо выдоенное вымя коровы. Заур, как вчерашний выпускник художественного института, рвется к холсту, картону, краскам, карандашам, как когда-то на юношеском старте.

Такое впечатление, что господь имплантировал в него «перпетуум  мобиле» — вечный двигатель искусства. Конечно, нет бесконечного в живом мире, но наш перпетуум Заур еще долгие годы будет светить людям светом души, озаренной счастьем творчества.

И это пример для других, источник для подзарядки уставших душой людей, образец для мысли, что еще не закат, что есть возможность увидеть последний луч солнца. И для нас, простых людей вне искусства, Заур психотерапевт, природный целитель, нам только надо понимать его и его творения, не хандрить, не падать духом, не надо трусливо прятать голову под крышу, готовить себя к путешествию в Вечность.

Родителей Заура я знал поверхностно. Мама Заура, Эсма-апте, произвела на меня впечатление добрейшей души человека, кроткой, с которой невозможно опуститься до конфликта. И в Зауре, если анализировать то немногое, что я знаю,  эти черты мамы явно проявляются в некоторой мере. Только при этих добрых особенностях можно выглядеть на 55 – 60 лет при «багаже» в 80 лет. Отец был человек подвижный, разговорчив в меру, наблюдателен, в какой-то мере прямолинеен.

Напоследок мы в доме Таира осмотрели работы Заура, на стенах висели прекрасные акварели, офорты замечательной природы Алтайского края. Были работы и маслом. Заур показал и пояснил нам четыре графические работы о депортации крымских татар. Вся биография Заура, начиная со школьных лет, очень удачные обстоятельства, которые способствовали его становлению как большого художника.

Но это не значит, что все само по себе шло в руки и оставалось загребать спелые плоды. Чтобы увлечь людей своим искусством, художник должен быть сильным человеком, с бурлящими чувствами и мыслями, неспокойным, ищущим, пытливым разумом, высокой культуры, морали, принципов, преданным правде жизни.

Желаю доброй, долгой, творческой жизни нашему земляку и всем его близким, дорогим людям.

Встреча друзей детства

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог