Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарские работники образования обсудили проект закона о языках республики

Комментариев: 0
Просмотров: 1 216

 

Как известно, 24 мая крымский парламент принял в первом чтении проект закона «О государственных языках Республики Крым и иных языках в Республике Крым». Появление этого законопроекта, закладывающего правовую основу для использования и развития государственных языков республики, не могло не привлечь внимания со стороны крымскотатарского сообщества, обеспокоенного проблемой сохранения родного языка.

По инициативе ветеранов национального движения, общественные обсуждения законопроекта прошли 15 июня в Крымском инженерно-педагогическом университете в Симферополе (где свое мнение о документе высказали крымскотатарские ученые-лингвисты) и 7 октября в Алуште. Участники этих слушаний выступили за равноправное функционирование и обязательное изучение в школах государственных языков Республики Крым — русского, украинского и крымскотатарского.

12 октября обсуждению проекта закона было посвящено заседание Совета Общественной палаты Крыма — структуры, созданной для обеспечения взаимодействия власти и жителей региона. Согласно крымскому законодательству, Общественная палата имеет право по собственной инициативе проводить общественную экспертизу проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти Республики Крым. В ее нынешнем составе из 36 членов только один крымский татарин. По итогам обсуждения Совет палаты в своем решении отметил, что преподавание государственных языков республики должно осуществляться на добровольной основе и не в ущерб изучению государственного языка РФ. Крымскому Министерству образования было рекомендовано разработать дорожную карту по вопросам преподавания и изучения украинского и крымскотатарского языков на добровольной основе.

 

В поисках единой позиции

В стороне от идущей вокруг законопроекта дискуссии не остались и крымскотатарские учителя. 24 октября в Симферополе под эгидой Объединения крымскотатарских работников образования «Маариф» прошли очередные общественные слушания, посвященные проекту закона «О государственных языках Республики Крым и иных языках в Республике Крым». Помимо членов правления «Маарифа» и активистов организации, прибывших из регионов, участие в обсуждении приняли председатель Союза крымскотатарских писателей Урие Эдемова, руководитель женского клуба «Ненкеджан» Зера Бекирова и глава Фонда развития науки и образования им. Исмаила Муфти-заде Мухаммед-Али Сулайманов.

Открывая собрание, председатель Объединения «Маариф» Сафуре Каджаметова отметила, что в таком важном деле, как сохранение и развитие родного языка, крымские татары должны быть едины, отбросив в сторону все личные пристрастия и антипатии. Проинформировав участников собрания о результатах обсуждения законопроекта в крымскотатарском научном сообществе и в Общественной палате Крыма, она выразила мнение, что крымскотатарские общественные организации в сложившейся ситуации не должны молчать, а выработать единую позицию и донести ее до органов власти. С.Каджаметова призвала учителей быть в авангарде этого процесса.

Как полагает С. Каджаметова, родители вправе выбирать язык обучения для своего ребенка, отдав его в русскую или крымскотатарскую школу, но государственные языки должны изучаться в обязательном порядке. По ее словам, раньше примером для Крыма была Республика Татарстан, где в обязательном порядке в равном объеме изучались оба государственных языка — русский и татарский. Однако теперь прокуратура проводит там проверки школ по вопросу добровольности изучения татарского языка.

 

Необходима государственная программа

Ведущий специалист ГКУ РК «Информационно-методический, аналитический центр»  Кемал Мамбетов в своем докладе осветил вопрос о том, как описывается положение государственных языков республик в Конституции России и ее законах. Он выразил мнение, что сегодня в Крыму три равноправных государственных языка, обучение на них должно осуществляться с первого по одиннадцатый класс, и изучаться они должны во всех образовательных учреждениях республики. К.Мамбетов признал наличие методической проблемы с обеспечением в равных объемах изучения государственных языков, которую должны решить методисты. Также специалист предложил разграничить в законе вопросы изучения государственных языков республики и изучения других языков, не имеющих госстатуса.

К.Мамбетов назвал не выдерживающим никакой критики решение, принятое 12 октября Советом Общественной палаты Крыма, и призвал власти республики разработать не дорожную карту, а полноценную программу развития крымскотатарского языка. Он напомнил о необходимости восстановления существовавшей в Крымской АССР системы образования на крымскотатарском языке, разрушенной депортацией.

 

Мнение учителей

Руководитель «Маарифа» в Сакском регионе Зейнеп Рустемова рассказала о проблемах преподавания крымскотатарского языка и литературы и предложениях группы учителей региона по их преодолению. В частности, преподаватели выступают за то, чтобы ввести предмет «крымскотатарский язык и литература» в основную сетку часов учебных планов школ и не допускать практику организации изучения родного языка во внеурочной деятельности. Календарно-тематическое планирование и записи в журнале вести на крымскотатарском языке, в то время как сейчас учителя обязаны делать их на русском для удобства проверяющих.

Кроме того, по мнению преподавателей, заявление на изучение крымскотатарского языка должно писаться только один раз — при зачислении ученика в школу. В то время как сейчас, по словам З.Рустемовой, родители учеников пишут заявление об изучении родного языка два раза в год — в конце учебного года для предварительной тарификации учителя и в его начале, чтобы ее подтвердить, поскольку это внеурочный неосновной предмет. При этом были годы, когда заявления писались по четыре раза. В заключение учителя выступили за то, чтобы в учебные планы школ было введено обязательное изучение второго государственного языка (украинского или крымскотатарского).

«Как будет развиваться язык, если учитель крымскотатарского языка ведет делопроизводство на русском языке? Такого еще никогда не было», — возмутилась С.Каджаметова. Руководитель «Маарифа» также подвергла критике позицию Общественной палаты Крыма и замминистра образования Крыма А.Аблятифова, выступившего за добровольность изучения в школах государственных языков.

 

Резолюция

По итогам обсуждения участники общественных слушаний утвердили резолюцию, которая была единогласно поддержана, как членами Объединения «Маариф», так и представителями Союза крымскотатарских писателей, женского клуба «Ненкеджан» и Фонда развития науки и образования им. Исмаила Муфти-заде. В принятом документе дается крайне негативная оценка как самому проекту закона «О государственных языках Республики Крым и иных языках Республики Крым», так и принятому 12 октября решению Совета Общественной палаты Республики Крым. С другой стороны, выражается поддержка резолюции, принятой 15 июня по итогам общественных слушаний в КИПУ, в которой речь идет о необходимости обеспечения равноправного функционирования государственных языков Крыма.

«Законопроект «О государственных языках Республики Крым и иных языках в Республике Крым» в его нынешней редакции нарушает Законодательство Российской Федерации, не отражает региональных особенностей Республики Крым и нуждается в кардинальных изменениях, и с целью установления статуса государственных языков Республики Крым предлагают закрепить в данном законопроекте положение об обязательном изучении крымскотатарского и украинского языков как государственных языков Республики Крым… Реализация государственных статусов крымскотатарского, русского и украинского языков Республики Крым требует в первую очередь, функционирования системы образования на этих трех языках. Без функционирования непрерывной системы образования на трех языках равноправный государственный статус крымскотатарского, русского, украинского языков останется лишь декларацией в Конституции Республики Крым», — говорится в резолюции, принятой 24 октября.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог