Курс валют USD 0 EUR 0

Подготовка к Дням культуры и начало войны

Комментариев: 0
Просмотров: 715

Исмет ЗААТОВ, кандидат искусствоведения

 

В июне 1941 года Крымский государственный татарский драматический театр, Государственный ансамбль песни, музыки и пляски крымских татар, Татарский ансамбль (оркестр народных инструментов и хор) Крымского республиканского радиокомитета и другие коллективы, представляющие сценическое искусство Крыма, напряженно и с большим воодушевлением готовились к двум весьма знаменательным событиям в культурной жизни республики. В связи с двадцатилетием установления Советской власти в Крыму и создания Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, в рамках Дней культуры Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в Татарской Автономной Советской Социалистической Республике, Крымскотатарский театр вместе с другими крымскотатарскими творческими коллективами был приглашен в Казань. В конце июня намечалось торжественное открытие Дней культуры Крыма в Татарской АССР. Через год с небольшим творческая делегация Крыма должна была выехать в Москву для участия в проведении запланированной на это время первой Декады культуры и искусства Крымской АССР в столице СССР.

Самым ярким и запоминающимся событием последнего перед началом войны года в творческой жизни крымскотатарских артистов стало участие созданного путем объединения Ялтинского и Симферопольского филармонических ансамблей Государственного ансамбля песни и пляски крымских татар в Фестивале танцевальных коллективов всех союзных и автономных республик СССР. Фестиваль-конкурс проходил на концертных площадках Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве летом 1940 года. Выступления коллективов продолжались в течение 28 дней. Коллектив крымского ансамбля проживал в Монино — в Доме отдыха имени А. Микояна.

Концертные программы крымских танцоров всегда проходили при аншлагах, а номера приходилось повторять на бис. Обычно выступления Государственного ансамбля песни и пляски крымских татар начинались после номеров темпераментных танцоров из Грузии и размеренных танцев коллектива из Белоруссии. Усеин Баккал успокаивал и настраивал на рабочий лад волновавшуюся крымскую молодежь, вселяя в них уверенность в свои силы, а они, в свою очередь, на сцене выкладывались до конца. Крымскотатарские танцоры танцевали на фоне сценического задника, на котором были изображены Черное море и Крымские горы. Прекрасно звучал поддерживающий их музыкальный оркестр ансамбля. После одного из выступлений крымскотатарских артистов к ним пришли специалисты знаменитого ансамбля танца Игоря Моисеева, попросили снять им мерки с пастушьих посохов («ыргъакъ») и костюмов, для того чтобы поставить знаменитый крымскотатарский танец пастухов «Чобан оюны» у себя в коллективе.

На симферопольском вокзале Государственный ансамбль песни и пляски крымских татар, после блестящих выступлений летом 1940 года в Москве, встречали с духовым оркестром.

Возглавлял подготовку этих самых масштабных в жизни творческих коллективов Крымской республики мероприятий Амет Мельвапович Камилев, назначенный на должность начальника Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР в преддверии 1940 года. Камилев родился в 1908 году в селе Мангыт Керченского уезда Таврической губернии, в 1939 году окончил Московский институт красной профессуры, работал заведующим отделом в газете «Енъи дюнья», являлся первым секретарем Обкома комсомола Крыма. Занимал должность начальника Управления с 30 декабря 1939 года по 28 августа 1942 года и проявил себя как грамотный и ответственный руководитель отрасли культуры автономии. Камилев — автор программной статьи «Халкъ талантларыны севгинен осьтюрмек керек» («Народные таланты нужно растить с любовью») в газете «Къызыл Къырым».

Наряду со спектаклями Крымскотатарского театра и выступлениями ансамбля песни и пляски крымских татар в Казани и других татарских городах должны были состояться музейные выставки с материалами, посвященными истории крымскотатарской культуры и искусства. В средствах массовой информации Татарской АССР в июне 1941 года были опубликованы подборки материалов и ряд статей, посвященных истории Крыма, крымскотатарскому искусству и культуре, деятельности художников, музыкантов, артистов, актеров театра, различных коллективов, представлявших крымскотатарское сценическое искусство. Оргкомитетом были разработаны и напечатаны специальные афиши декады с изображением традиционной крымскотатарской символики и орнамента.

Заранее были заказаны билеты на поезда, забронированы места в гостиницах для артистов, написаны приветственные речи для, как тогда говорили, «ответственных товарищей». Однако пришедшая на крымскую землю война внесла свои коррективы. 22 июня 1941 года в четыре часа утра фашистские самолеты, появившиеся в крымском небе над Севастополем, нанесли массированные бомбовые удары по спящему городу и базе Черноморского флота СССР.

Для всей страны начался иной отсчет времени. Руководство СССР объявило всеобщую мобилизацию. Эта акция, конечно же, коснулась и судьбы актеров Крымскотатарского театра и других национальных сценических коллективов. Основная часть мужского актерского состава Крымскотатарского театра уже на 9-й день войны, 30 июня, была призвана в действующую армию и отправлена на фронт. Некоторые крымскотатарские актеры из этого призыва были определены на краткосрочные командирские курсы, в военные училища. Несколько пожилых и больных актеров получили мобилизационную бронь (на основании полученных в военном комиссариате подтверждающих их освобождение от призыва документов) и продолжали свою работу в театре. Последним 30 июля 1941 года ушел на фронт самый молодой на тот момент актер Крымского государственного татарского драматического театра Аблямит Умеров.

Из числа освобожденных от призыва и отправки на фронт актеров-мужчин и из женского состава актеров Крымскотатарского театра, артистов Ансамбля песни и пляски крымских татар, солистов хора и музыкантов оркестра Крымского радиокомитета в срочном порядке были сформированы агитационные бригады для обслуживания воинских частей Красной Армии, воевавших против немцев на юге Украины. Но на территории Украины бригадам выступить так и не удалось: фронт стремительно приближался к северным рубежам Крыма — к Перекопу и Чонгару. В связи с нависшей над Крымом угрозой часть актерского состава была отправлена администрацией театра на Перекопский перешеек рыть окопы и противотанковые рвы оборонительных укреплений — основного плацдарма обороны полуострова от наступавшего врага.

По свидетельству очевидца и участника тех полных трагизма событий первых недель военного лихолетья в Крыму, бывшего директора единственной крымскотатарской школы-десятилетки Красноперекопского района, уроженца и жителя села Бойказак Юсуфа Заатова (1901 г. р.), наши солдаты были очень плохо вооружены или не вооружены вовсе. Ему, как и всем мобилизованным тогда в Красную Армию из северных районов Крыма солдатам, были выданы только обмундирование, вещевой мешок и саперная лопатка. Стрелковое оружие, то есть пистолет, выдавался лишь командирам, а винтовка была одна на десять человек. Вновь призванных солдат заверили, что всем им оружие обязательно выдадут в ближайшее время, но сделать это до начала боевых действий успели не везде. Правда, по-военному строго была установлена четкая пофамильная списочная очередность перехода винтовки от одного бойца к другому в случае ранения или гибели ее обладателя. О нашем возможном отступлении или прорыве немцами укреплений на Перекопе не могло быть и речи. Ненамного лучше были вооружены и солдаты, призванные из Симферополя. Вот как вспоминает об этих днях бывший актер и режиссер Крымскотатарского театра Гани Мурат, прошедший до этого всю советско-финскую войну: «Я попал во второй мотострелковый полк, сформированный в Симферополе. После десятидневной оргподготовки нам был объявлен пеший маршбросок на Перекоп. Большая половина личного состава нашего полка была не вооружена».

Но для поднятия настроения и боевого духа солдат, готовящихся к обороне Перекопа, Управлением по делам искусств Крымсовнаркома совместно с военным командованием был разработан плотный график выступлений в воинских частях и подразделениях крымских артистов, задействованных в составах летучих концертных агитбригад, укомплектованных, в частности, и актерами Крымскотатарского театра. Сначала прифронтовые и фронтовые концерты ветеранов и совсем юных актеров Крымскотатарского театра принимались солдатами очень тепло и даже с воодушевлением. Когда же выступления стали проходить под аккомпанемент приближающегося гула непрерывной артиллерийской канонады и разрыва авиационных бомб, выступления членов агитбригад стали превращаться зачастую в безрадостное, довольно тягостное и грустное зрелище. Выступления агитансамблей в районе Армянска, Перекопа, Чонгара, Джанкоя продолжались по сентябрь включительно, а затем, в связи с создавшейся на фронте обстановкой, переместились в госпитали на Южном берегу Крыма.

Один из таких ансамблей-агитбригад был создан, как упоминалось выше, из солистов и оркестрантов Радиокомитета Крымской АССР, актеров Крымского государственного татарского драматического театра, танцоров и музыкантов Государственного ансамбля песни и танца крымских татар. В качестве солистки в агитбригаду также включили Заслуженную артистку Крымской АССР, певицу Сабрие Эреджепову и композитора, Заслуженного деятеля искусств Крымской АССР Ильяса Бахшиша, получивших свои звания за год до начала войны.

Основной задачей вновь созданного прифронтового ансамбля являлись выступления с концертами на фронте и в госпиталях Крыма, в которые с передовой уже поступали первые раненые. Программа выступления ансамбля, в которую вошли советские музыкальные и вокальные произведения, а также крымскотатарские народные, военные, лирические песни, должна была поднимать боевой дух солдат, была еще не до конца готова, когда ансамбль начал свои выступления на сборных пунктах военкоматов, а затем в прифронтовых воинских частях и госпиталях.

(Продолжение следует)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог