В сентябре прошлого года исполнилось 10 лет с того момента, как Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов. Этот документ декларирует право коренных народов на достойную жизнь, на сохранение и развитие собственной культуры и институтов. О том, как спустя десять лет изменилась жизнь коренных народов в мире и в Крыму, мы сегодня говорим с кандидатом философских наук Надиром Бекировым.
— Улучшилась ли жизнь коренных народов в мире после принятия Декларации?
— Достижения, если говорить о мире, то их много. К сожалению, крымские татары, в значительной степени не по своей вине, плетутся в самом конце этого процесса. Если рассматривать десятилетие действия Декларации ООН о правах коренных народов, то в мире изменения разительные. Почему об этом не знают крымские татары? А потому, что они их не коснулись. Потому что тот прогресс, который совершен в области прав коренных народов во всем мире, он никоим образом не распространился ни на Украину, ни на Россию.
Законодательства большинства стран мира сейчас учитывают присутствие коренных народов. Десятки государств приняли поправки, как минимум, к законам о культуре, о языках, которые учитывают права коренных народов в сфере сохранения культурного наследия, развития своей культуры. Существует уже практика участия коренных народов в получении части прибыли от добычи полезных ископаемых, месторождения которых расположены на территориях коренных народов. В России подобное касается коренных малочисленных народов Севера, и то далеко не всех. А у кого-то, как, например, у шорцев (немногочисленный тюркский народ в Западной Сибири), разрушаются деревни в результате добычи угля открытым способом.
В целом же, говоря о существующих в мире тенденциях, можно сказать, что через пару десятилетий многие из коренных народов выйдут в разряд не то что очень развитых и передовых, но, во всяком случае, они уверенно встанут на ноги. Те времена, когда им не на что было жить, их содержали в резервациях, истребляли, не считались ни с их культурой, ни с их верованиями и обычаями, они потихоньку уходят в прошлое, становятся в чистом виде историей, хотя не везде, конечно. А мы остались в той части мира, которая, в общем, живет в 60-70-х годах ХХ века. Достаточно взглянуть на так называемую реставрацию Ханского дворца, бесспорно одного из наиважнейших элементов культурного наследия крымских татар, которая делается без участия крымских татар и учета их мнений.
— По вашему мнению, удается ли осуществлять сегодня в Крыму хоть какие-то положения Декларации о правах коренных народов?
— Очевидно, что Декларация о правах коренных народов в Крыму никоим образом не реализуется. Россия свою позицию в отношении Декларации, когда она не участвовала в голосовании за нее в ООН в 2007 году, не меняет. Она принципиально считает, что этот документ для нее не действует. Хотя своим голосованием за итоговый документ Всемирной конференции по коренным народам 2014 года Россия фактически согласилась с этой Декларацией. Но такие тонкости правовой логики в России не принимаются во внимание. РФ не считает себя связанной международным правом во многих отношениях, и в данном случае тоже. Коренные народы Крыма могут ориентироваться на Декларацию, обосновывать свои права, но это только их позиция. Поэтому говорить о действии Декларации в Крыму абсолютно бессмысленно.
— В нынешней ситуации на работу в каких сферах крымскотатарской общественности следует делать упор, чтобы способствовать развитию народа?
— Полагаю, что крымским татарам следует осознать для самих себя, что если они собираются добиться чего-либо в этой жизни для своего народа, то это должно быть делом их рук, никого другого. Никакие расчеты на внешние факторы, на чьи-то обещания, на реабилитацию или еще что-нибудь не работают.
Закон о реабилитации репрессированных народов 1991 года ведь никто не отменял, но когда говорят о крымских татарах, вспоминают Указ президента от 21 апреля 2014 года, но никак не этот закон. Хотя с точки зрения российского права Указ президента — это подзаконный акт.
Нужно рассчитывать исключительно на свои силы, и делать то, что народ в состоянии сделать — быть самодостаточным, насколько это возможно, и заниматься саморазвитием.
Что возможно сделать крымским татарам? Во-первых, возможно создавать новые и оздоравливать существующие крымскотатарские семьи, потому что у нас, крымских татар, семейная жизнь совершенно не нормальная, детей мало, очень много внутрисемейных проблем, очень много болезней.
Как раз второе направление — это подумать о здоровье нации. Потому что это кошмар, какое среди крымских татар количество больных всякого рода хроническими болезнями, которые являются не результатом заражения или травмы, а следствием образа жизни, того, что люди не думают о своем здоровье. У нас не популярна (не имею в виду отдельные достижения) физическая культура. То есть люди у нас ею не занимаются. Ну так, в детстве в футбольную команду походит. Отдыхом у нас называется не физический, активный отдых. Понятно, после трудового дня, после того, как человек строил дом, пахал на огороде, ему хочется просто посидеть, поесть, может быть, выпить, но на самом-то деле за десятилетия это накапливается и подрывает здоровье.
У нас, у крымских татар, абсолютно нет уважения к своему собственному языку. То есть где-то на каких-то конференциях какие-то возгласы произносятся, но на самом деле, чтобы дети знали язык в семье, нужно, чтобы на нем худо-бедно говорили родители между собой и со своими детьми. Тогда может быть создана первоначальная база, на которой ребенок в школе или через книги или какие-то курсы может свое знание языка углубить. Но если изначально первым языком не является родной язык, потом это сделать очень сложно.
Это абсолютное безразличие крымских татар к своей истории и культуре. Я об этом могу сказать как преподаватель, потому что студенты, которым уже по 20 лет, практически не ориентируются в истории и культуре крымских татар и Крыма в целом. Многие вещи, которые сейчас неплохо описаны в книгах, в статьях, нашей молодежи абсолютно неизвестны. Они слушают это с не меньшим изумлением, чем люди других национальностей, приехавшие в Крым недавно. У кого-то это вызывает интерес, кому-то это совершенно безразлично.
— Раз уж речь зашла о современной крымскотатарской молодежи, то, на ваш взгляд, насколько она активна?
— Молодежь у нас достаточно активна, но вопрос как и в чем она активна. Понятно, что людям в молодости хочется проявить себя. Если ты обладаешь какими-то способностями или внешностью, хочется, чтобы тебя заметили, оценили. Но все это элементарные ступени.
В принципе, у нас, конечно, за эти 20-30 лет есть очевидные достижения, когда в каждом районе, в каждом учреждении культуры есть танцевальный, вокальный ансамбль, проводятся всякие конкурсы и праздники. Я не жил в Узбекистане, но часто там бывал, и знаю, какая там была обстановка. Праздники крымскотатарские тогда практически не проводились, костюм крымскотатарский увидеть было невозможно. Золотого шитья, конечно, не было, как сейчас. Но нельзя все время заниматься плясками и золотым шитьем. Пора уже заниматься и другими серьезными вещами, потому что культура и традиции нации — это не только золотое шитье, это не только поделки на выставку, это не только горшки и тарелки, это не только песни и пляски. Это полноценная национальная жизнь во всех проявлениях. Это и экономика, и семья, и социальная сфера, это и язык, и знание своей истории, это и традиции отношений между людьми, а у нас отношения между крымскими татарами диктуются вовсе не традициями. Достаточно вспомнить несколько произошедших в последнее время криминальных скандалов, когда люди устраивают друг другу какие-то провокации, обманывают, подставляют, абсолютно не в национальных традициях — вот это наша реальность.
Поэтому то, что молодежь сама по себе ищет приложения своим силам, это хорошо. Но она все время находится на уровне кружково-пионерских занятий, не больше. И когда она выходит во взрослую жизнь, она растворяется в общей массе, и у нее вырабатываются приоритеты, которые сейчас, к сожалению, довлеют в большинстве обществ, более-менее развитых, — это потребление. Это какой у меня айфон, какие у меня ботинки, какого цвета машина и т. д. То есть приоритеты совершенно не те, что способствуют развитию и утверждению нации на своей земле. Конечно, нужно быть озабоченными благополучием своих семей. Но благополучием в широком смысле, не только в материальном, чтобы люди были и здоровые и культурные, знали родной язык и уважали свои традиции.
Поэтому прежде всего крымским татарам следовало бы изменить взгляд на самих себя. Помощи ниоткуда не будет, все, чего им удастся добиться, будет только результатом их собственных инициатив и усилий. Это и будет их достижением.
comments powered by HyperComments