Курс валют USD 0 EUR 0

«Оливковая ветвь» сирийской войны

Комментариев: 0
Просмотров: 675

 

В марте этого года исполнится семь лет с начала гражданской войны в Сирии. Начавшийся со вспыхнувших в период арабской весны антиправительственных демонстраций, этот конфликт постепенно перерос в крупную региональную войну, в которую оказались в той или иной степени втянуты вооруженные силы США, России, Турции, Ирана и других стран. Несмотря на попытки международного сообщества усадить враждующие стороны за стол переговоров, конфликт еще весьма далек от своего разрешения.

 

Политика США

Изначально сирийская война начиналась как борьба сторонников и противников президента Башара Асада. Официальный Дамаск поддерживали Иран и Россия, а оппозиционные силы — США, Турция, Саудовская Аравия и ряд ближневосточных и европейских государств. Но успехи террористической организации ИГИЛ (запрещена в России), сумевшей в ходе войны захватить на время  контроль над многими территориями в Сирии и Ираке, на определенный период объединили против нее усилия обоих противоборствующих лагерей.

Однако к концу прошлого года проект джихадистского государства в Сирии и Ираке потерпел поражение, большинство территорий, контролируемых игиловцами, было освобождено. Москва и Вашингтон не преминули объявить о победе, возложив каждый на себя главную заслугу в победе над терроризмом. Кремль на победной волне даже заявил о выводе части российского контингента из Сирии. Тем не менее, российские военные базы остаются в стране.

Не намерены сворачивать военное присутствие в Сирии и США, которые разместили ряд баз и аэродромов на территориях северо-восточной Сирии, контролируемых курдскими формированиями. Действующие под вывеской Сирийских демократических сил (СДС) курдские отряды стали главной силой, на которую опирались американцы в борьбе с ИГИЛ. Получившие американское оружие, обученные американскими инструкторами отряды СДС при поддержке американской авиации и спецназа очистили от ИГИЛ весь восточный берег Евфрата, выйдя далеко за зоны расселения этнических курдов.

Намереваясь сохранить свое присутствие и не оставив цели свергнуть или, по крайней мере, ослабить асадовский режим, США все отчетливее берут курс на обособление контролируемых курдами регионов.

 

Мятежный анклав

Усиление курдского фактора в Сирии не могло не раздражать Турцию, для которой проблема курдского сепаратизма в ее юго-восточных провинциях остается весьма существенной. Тем более, что в Анкаре входящие в СДС курдские структуры рассматривают как ответвление Рабочей партии Курдистана.

В 2016-2017 гг. турецкие войска провели в Северной Сирии военную операцию «Щит Евфрата». Итогом этой военной кампании стало освобождение из-под власти ИГИЛ крупного города Аль-Баба. Занятие этого города турецкими войсками и союзными им отрядами сирийской оппозиции создало препятствие для соединения основных сил СДС с контролируемым курдами на северо-западе страны регионом Африн.

Этот горный район, граничащий с турецкими провинциями Хатай и Килис, рассматривается в Анкаре как серьезный источник проникновения террористов и оружия на территорию страны. Турецкий лидер Р.Эрдоган давно обещал военным путем очистить регион от враждебных сил.

Оказавшись отрезанными от основных сил СДС, лидеры афринских курдов пытались наладить отношения с Россией. Когда-то СССР принимал активное участие в делах курдского движения. В 1946 году при поддержке Кремля в городе Мехабад на территории Ирана предпринималась неудачная попытка создания Курдской республики. Однако в 1990-е годы Россия в значительной степени утратила влияние на курдов, которые теперь больше ориентировались на страны Западной Европы и США. Тем более, что Запад много способствовал созданию автономного Иракского Курдистана.

Очевидно, что вновь столкнувшись с курдской проблематикой в Сирии, российское руководство рассматривало Афринский регион как инструмент воздействия на курдских лидеров для склонения их к поиску компромисса с сирийским правительством. В прилегающих к Африну населенных пунктах были дислоцированы части российской военной полиции. Демонстрация российского флага должна была удерживать Турцию от ввода войск в регион, а курдам показать, что есть другой центр силы, с которым нужно считаться.

 

Начало операции

Появившиеся в середине января новости о намерениях Пентагона создать на территориях, контролируемых СДС, 30-тысячный корпус пограничной стражи, заставили Анкару активизировать свою сирийскую политику. К Африну начали стягиваться турецкие войска, а в Москву с визитом прибыли начальник турецкого генштаба Хулуси Акар и руководитель Национальной разведывательной организации Турции Хакан Фидан. Конкретные результаты их переговоров с главой российского Минобороны Сергеем Шойгу и начальником Генштаба Валерием Герасимовым остались неизвестны широкой публике. Однако буквально на следующий день стало известно о том, что боевики сдали войскам Б.Асада важную авиабазу Абу-Духур на севере страны. В тот же день Турция дала «Газпрому» разрешение на прокладку второй нитки газопровода «Турецкий поток» — важного энергетического проекта, призванного обеспечить новые маршруты поставок российских энергоносителей в Европу в обход территории Украины.

20 января руководство Турции объявило о начале военной операции «Оливковая ветвь», направленной против курдских формирований в Африне. Российские военные оставили регион, тем самым развязав руки турецкой армии. Сейчас в регионе идут ожесточенные бои. Война идет и в информационной сфере. Сторонники курдских сепаратистов обвиняют Турцию в гибели мирных жителей, в то время как официальная Анкара заявляет о том, что операция направлена только против террористов, а не курдского народа в целом.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог