Курс валют USD 0 EUR 0

Историческая биография – слабая сторона крымскотатарской историографии

Комментариев: 0
Просмотров: 657

С древнейших времен народы, выработавшие у себя письменность, фиксировали события, свидетелями которых они становились. Человеческое общество, поэтапно проходя стадии своего развития, подошло к моменту образования государств со свойственной им иерархической системой. Правители, часто обожествляемые, повелевающие судьбами большого числа людей, были заинтересованы в описании своей жизни и подвигов, поэтому покровительствовали многим ученым мужам, работающим в их эпоху. Из этих трудов, летописей складывалась историография народа, которая в свою очередь становилась частью общемировой.

Труды, написанные в историко-биографическом жанре, вплоть до нашего времени, имеют большую популярность среди читательской аудитории, хотя они так же не лишены недостатков, в первую очередь завися от субъективного подхода самих авторов, их отношения к исследуемой личности и событиям, связанным с ней. Ведь историческая биография не просто анкета или выписка из трудовой книжки с указанием должностей, места работы, она есть жанр исторического исследования определенного периода, показанного через историческую личность. Здесь очень важно авторам как можно больше донести правды, чтобы не превалировала субъективность. Историческая правда – не литературное произведение с элементами вымыслов, не политическая конъюнктура сегодняшнего дня, это критическое осмысление прошлого, подтвержденное общественной практикой.

Рассматривая историю Крыма, поделив ее на хронологические периоды, зададимся вопросом: насколько богата историко-биографическим жанром историография крымских татар в сопоставлении с соседствующими или передовыми народами? Много ли мы имеем трудов местных авторов по средневековой истории? Насколько полно и качественно описаны житие ханов, государственных мужей, ученых, военачальников, их победы и т.д. Безусловно, отдельные материалы имеются, но все ли они дошли, дожили до наших дней или погибли в пожарах войн? Насколько мы, современники, обладая доступом к печати и информации, оказались способными выявить и распространить труды многовековой давности?

В силу исторических обстоятельств оригинальных документов по Крымскому ханству в Крыму сохранилось немного. Некоторые из них лежат в столичных городах бывших империй, в состав которых входил наш полуостров, – Османской и Российской. Здесь можно отметить немногочисленные работы современных авторов, которых, к сожалению, не так много, но огромный пласт документов еще ждет своих исследователей. За более чем двадцатилетний период отправки крымскотатарских студентов на учебу в Турцию, из них не вырос ни один ученый-историк, хотя условия для этого были самые благоприятные.

С конца XVIII века, когда Крым стал составной частью Российской империи, жизнь крымских татар стали активно описывать российские авторы. Крупные ученые публиковали свои труды, внося неоценимый вклад в историческую науку, но позиция отдельных авторов часто не совпадала с интересами местного населения, поэтому многие события и личности не получали должного внимания и объективной оценки.

С появлением крымскотатарских СМИ ситуация круто изменилась. С началом выхода газеты «Терджиман» в 1883 году, крымские татары получили возможность вновь на профессиональной основе самостоятельно описывать происходящие события и жизнь своих видных соотечественников. Благодаря информациям, статьям (жаль, тогда не был распространен жанр интервью), через десятилетия и столетие исследователи смогли работать над биографическими данными крымскотатарских деятелей, собирая факты буквально по крупицам. Свою отрицательную роль в этой работе сыграло наличие официальной цензуры, исключающей возможность публикации открытых оппозиционных материалов и сведений об авторах таких статей.

Отдельные материалы, воспоминания, оставленные очевидцами событий, через 50-100 лет приобретают особую ценность, окуная современников в историческое прошлое родного края и народа. Здесь я хочу повторить ряд мыслей, озвученных ранее в ряде своих публикаций.  Жизнь во все времена была насыщена событиями, мир и радость сменяли войны и горе, затем вновь ситуация стабилизировалась. Каждый человек – своеобразная личность, со своими сильными и слабыми сторонами. В течение жизненного пути он выстраивает взаимоотношения с окружающим миром, завоевывая авторитет или, наоборот, порицание, уровень которого определяется соответственным его положением в обществе. Общая, сухая трактовка событий не дает полной картины произошедшего, возможности потомкам осознать исторические реалии, вследствие чего события те легко предаются забвению. Только нет покоя в истории, ни при жизни, ни после смерти, государственным и общественно-политическим деятелям. Оценка их деятельности продолжается в веках и тысячелетиях, часто завися от конъюнктуры политического момента. И только просвещенное общество способно воспринимать адекватно свое прошлое и настоящее.

Мудрость возникает не на пустом месте, а там, где имеется опыт поколений, который доносится до современников через изучение прошлого. Жить, не познав историю своего народа, собственно свою, конечно, можно, но жить ты будешь историей уже других народов! Мы не можем отрицать влияния политики и идеологии на историческую науку. Достаточно нам, крымским татарам, взглянуть на исторический образ Исмаила Гаспринского и его наследие, сегодня раздираемое враждебными друг другу политическими силами, и мы увидим сплошное выдергивание удобных фактов для групповых интересов. Идеи Гаспринского приемлемы для сторонников русского, тюркского и западного миров, где каждый стремится противопоставить его другому. При этом, где сознательно, а порой по незнанию, игнорируются место, время, условия сделанных им тогда заявлений и выводов. Активно цитирующие И. Гаспринского политики вряд ли читали и 50 номеров газеты «Терджиман» для формирования собственного мнения, чаще они опираются на высказывания авторов, нередко ангажированных в своих взглядах. Наследие Гаспринского слабо изучено, когда газета «Терджиман» стала выходить на арабице только на крымскотатарском языке, этот пласт стал совершено недоступен нам, современникам, за исключением единичных исследователей. Кто сегодня сможет поведать об общественно-политической мысли крымских татар, пропагандируемой через газету «Терджиман» периода революции 1905-1907 годов? Какова была позиция газеты в момент послереволюционных расправ? Какого мнения придерживались крымские татары и их элита накануне и в период Первой мировой войны, поддерживали ли они политику царского правительства? Были среди них настроения, как у большевиков, выступивших за поражение своей страны, назвав войну империалистической? Какова позиция И.Гаспринского и следующего за ним редактора А.-С. Айвазова в этих вопросах? Кто сегодня сможет это компетентно осветить? Справедливости ради обязательно отметим продуктивную работу в заданном направлении крымского филиала Института истории им. Марджани, выпустившего уже два солидных тома переведенных на русский язык работ Исмаила Гаспринского, и научную деятельность профессора И. Керимова, издавшего ранее сборник статей из газеты «Терджиман» на языке оригинала.

Продвигаясь хронологически дальше, заметим, что тема национального движения крымских татар в 1917 году актуальна уже многие годы, каждый раз будируется соотечественниками, ввиду того, что имеет прямое отношение к национальному гимну крымских татар, системе национального самоуправления и непосредственному началу процесса возрождения национальной государственности. В то же время частое упоминание имен Челебиджихана и его соратников не означает глубину изучения вопроса, полного раскрытия темы. Имеется еще целый пласт невыявленных и необработанных документов. Знакомясь с публикациями о Н.Челебиджихане за последние годы, ничего нового обнаружить не удается. Лишь переводы на русский язык его произведений и новая повесть Тимура Пулата. Хорошо, что Таир Киримов осуществляет транслитерацию газеты «Миллет», выходившей в период гражданской войны, и издает избранные материалы отдельным сборником. В свое время профессор Дмитрий Урсу, исследуя биографию Бекира Чобан-заде, специально отправился в Стамбул и посетил учебное заведение, где учился будущий крымскотатарский ученый. Как оказалось, там сохранились интереснейшие документы, проливающие свет на его биографию. Если поискать в архивах вузов, наверняка найдутся документы студенческой поры Номана Челебиджихана и многих его соратников.

Многие деятели 1917 года были репрессированы в 1928 году, но, несмотря на последовавшую реабилитацию, их уголовные дела так и остались недоступными для широкого круга исследователей. Лично мне повезло работать с делом Амета Озенбашлы, проходившего по делу «Милли фирка». Оно напоминает целый исторический трактат. Сведения, почерпнутые оттуда, я использую во многих своих публикациях. Эти сведения необычайно ценны своим фактажем и разъяснением тех  процессов, которые происходили в общественно-политической жизни Крыма.

Рассматривая процесс государственного строительства Крымской АССР, мы склонны к идеализации персон национальных деятелей. Причина – наша неосведомленность и размывание имеющегося негатива на фоне трагического исхода каждого в результате постигших репрессий. Но это была жизнь со своими прелестями и горестями. Наши видные деятели «именем революции» выносили смертные приговоры, в 1927-1928 гг. молодая коммунистическая поросль «топила» своих старших товарищей, а через 10 лет сама оказалась  жертвой клеветы.

Политика коренизации, получившая в Крыму название татаризации, до сих пор не стала объектом достойного изучения и оценки среди крымскотатарских ученых. Десятилетиями ведущиеся общие разговоры о национальной республике не конкретизируются реальными, практическими шагами строительства национальной государственности. Огромный пласт нашей истории, тысячи документов лежат на полках архивов, которых не касалась рука крымскотатарских исследователей. Политика татаризации – это не день вчерашний, он сегодняшний и будущий. Опыт поколений необходим для осмысления.

Сегодня нельзя сказать, что крымскотатарское общество ничего не ведает о центральной политической фигуре того периода Вели Ибраимове. Безусловно, о нем писалось, и немало. Но комплексного исследования за последние десятилетия проведено не было. Несмотря на рассекречивание материалов уголовного дела, до широкого круга исследователей они не дошли. Такие просчеты впредь не должны допускаться. Когда мы говорим об успехах государственного строительства в Крымской АССР, успешной реализации национальной политики, о ренессансе крымскотатарской культуры в 1920-х годах и участии в этих процессах национальных интеллектуалов, не следует забывать, что они реализовывались благодаря поддержке руководства Крымской АССР, и в первую очередь — Вели Ибраимова.

Переходя к самому новейшему времени, хочу остановиться на роли отдельных личностей, внесших неоценимый вклад в развитие биографической истории. Речь идет об Идрисе Асанине — авторе трехтомного труда «Адалет куреши сафларында» («В рядах борьбы за справедливость»), в котором собраны данные об участниках крымскотатарского национального движения. Талантливый организатор, скрупулезный собиратель материалов, выйдя с инициативой, выполнил работу целого научного коллектива. Вокруг него образовалась большая группа помощников, оказывающих всестороннюю помощь. Эта книга не даст уже забыть имена многих участников крымскотатарского национального движения за возвращение на Родину. Отталкиваясь от нее, исследователи в дальнейшем смогут обогащать биографии упомянутых персон.

Развитие цивилизации привело к созданию СМИ. Именно им отведена огромная роль в развитии биографической истории. Скажем, газета – это современный летописец каждого соответствующего периода. Через 50-100 лет наши потомки будут изучать прошлое, в том числе, и через газеты. Каждый номер газеты – это коллективный труд единомышленников и оппонентов, единство и борьба противоположностей, движущих историю вперед. Функция получения и распространения информации, фиксация событий, действий и слов становятся той «объективкой», которую впоследствии невозможно переписать и исказить. Со временем автор исследования может что-то опустить, преломить через призму личного восприятия, действующее лицо — отказаться от сделанных когда-то заявлений и предпринять шаги, чтобы об этом забыло общество. Вот почему важно иметь и сохранять газеты. Ведь объективность – великий помощник по жизни, учитель и наставник, гарант безошибочных путей.

Как отмечают исследователи, в последние десятилетия XX в. методологические поиски мировой историографии все более сосредотачивались в направлении микроистории, именно на истории индивида. Речь идет о так называемой персональной истории, основным исследовательским объектом которой являются персональные тексты, а предметом исследования – история одной жизни во всей уникальности и полноте.

Для эффективного развития биографической истории, крымскотатарскому сообществу уже сегодня следует заниматься не только историческими персонажами прошлого, но и ныне живущими и здравствующими. Для разрешения этой задачи необходимо, во-первых, стимулирование написания воспоминаний, с другой, надо активно раздавать темы для исследований студентам-дипломникам и научным сотрудникам. Пока жива личность, она способна раскрыть многие тонкости произошедших событий.

Книги несут информацию тысячелетий. Текущая жизнь наполняет новые страницы. Историография народа – его верный слуга на протяжении всей его жизни, а биография есть у каждого человека.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог