Эльмира ЧЕРКЕЗОВА, искусствовед, специально для «ГК»
В век глобализации, когда массовая культура, поп-культура опустошает душу, приводит к обезличиванию, упадку нравственности, стирает рамки запретного и дозволенного, каждая художественная выставка народного декоративно-прикладного искусства по-своему противостоит этой разрушительной стихии. Большая юбилейная выставка традиционного декоративно-прикладного искусства, приуроченная к 85-летию со дня рождения ученого Сабри Изидинова и 20-летию Фонда возрождения крымскотатарской культуры им. профессора С. Изидинова, свидетельство этому.
С. Изидинов родился 3 ноября 1933 года в дер. Отарчик Куйбышевского района. В 1944 году в возрасте 10 лет, вместе со своим народом был депортирован. Из г.Исфара Ленинабадской области Таджикистана, окончив школу, уехал в г.Ташкент, где поступил в государственный университет, который окончил в 1954 году. Затем в 1956 году поступил в аспирантуру в г. Москве. После блестящей защиты докторской диссертации в области химии и физики в 1980 году, проживая в Москве, Сабри-ага помогал советом и делом своим соотечественникам в области истории, родного языка, культуры и др.
Настоящей страстью С. Изидинова было изучение языков, он был полиглотом, владея 40 языками, на 15 из них писал, читал и свободно говорил.
В основном он работал в Москве, во Всесоюзном электротехническом институте. Более 300 научных трудов и публикаций были опубликованы за рубежом, более 50 его открытий и изобретений нашли применение в отечественной и зарубежной промышленности. Сабри Изидинов был почетным членом Академии наук Венгрии, Финляндии, Швеции, академиком Российской академии наук, академиком Кембриджского университета и др.
Будучи профессором, специалистом в области полупроводниковой техники, Сабри-эфенди увлекался историей, был прекрасным арабистом, знатоком культуры Востока и декламировал в оригинале Омара Хайяма, Руми и др. Но больше всего он любил свою родину. Его отличала глубокая беззаветная любовь к своему народу, языку, культуре, истории, религии.
Из воспоминаний его супруги Севиль-ханум Изидиновой: «…Он был невероятно добр, честен, скромен. Ему никто, никогда, ни в чем не мог отказать. Все, что он делал в жизни, делал блестяще.
…Он говорил эмоционально, просто, доходчиво, ясно и кратко, терпеть не мог фальши.
…Сабри Изидинов мечтал о том, чтобы основным законом нашей родины – Крыма были взаимопомощь, дружба, искренность, милосердие…»
В 1990 году Сабри Изидинов с семьей переехал в Крым, в г. Севастополь, принимал участие в работе II Курултая крымскотатарского народа.
21 октября 1995 года в расцвете творческих сил Сабри-эфенди скоропостижно скончался и был похоронен в родном селе Отарчик.
В последние годы жизни, может быть, как «физик и лирик», разочаровавшись в политике и политиках, Сабри Изидинов пришел к выводу, что прежде всего необходимо уделить внимание возрождению крымскотатарского языка, культуры, искусства, результатом была составленная им Программа по возрождению крымскотатарской культуры. В 1995 году Севастопольским отделением координационного центра по возрождению крымскотатарской культуры была издана книга Севиль Изидиновой «Об искусстве орнаментального тканья крымских татар». Следующая ее книга «О национальной музыке крымских татар» издана в 1998 году уже Фондом возрождения крымскотатарской культуры им. профессора С.Изидинова. Эти содержательные книжечки представляют особую ценность для тех, кто в середине 1990-х годов стояли у истоков возрождения крымскотатарского искусства и культуры.
С 1996 года увлеченные созидательными идеями С. Изидинова его сподвижники супруга Севиль-ханум Изидинова и Мерьем-ханум Ресульева организовали Фонд им. профессора С. Изидинова в г. Севастополе. Через два года он был зарегистрирован. Со временем председателем фонда была избрана художник кино, дизайнер одежды и искусствовед Венера Курмаева, которая последовательно, в течение 20 лет, проводила большую работу – это курсы по изучению крымскотатарского языка, театральная студия для детей, разработка методического пособия для курсов традиционного шитья, организация художественных выставок и многое другое.
С 2008 года Венера-ханум с мастером золотого шитья и художественной вышивки, руководителем ТО «Эвджияр» Халиде Кипчаковой, запустили проект по обучению традиционным техникам крымскотатарской вышивки. Впервые преподавание на основе методического пособия, разработанного ими, проводилось в г. Севастополе, Карасубазаре, Евпатории, Армянске, Донецке, Симферополе, Первомайском, Нижнегорском, Черноморском районах.
Результатом успешной работы в этом направлении стало то, что 300 с лишним человек из разных городов и глубинок стали участниками многочисленных выставок. В школе «Ступени» обучают основным техникам вышивки, таким как мыкълама, каснак, букме. Техника татар ишлеме имеет около 70 видов швов и приколов.
Подведением итогов в определенной степени стала художественная выставка «Юбилейная», открывшаяся 2 декабря в научной библиотеке им. И. Франко в г.Симферополе. На выставке представлены более 300 предметов, изделий крымскотатарского декоративно-прикладного искусства и ремесел около 50 мастеров, художников. В основном, это традиционная художественная вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, роспись на стекле, керамика (плакетки). Была представлена коллекция мусульманской одежды начинающего дизайнера по одежде Зейнеб Алиевой.
Выставка представляет собой мозаичное панно достижений в разных направлениях работы Фонда. Ставшая уже ожидаемой экспозиция традиционной крымскотатарской вышивки учащихся школы «Ступени» пополнилась первыми работами, выполненными в технике «тель». Больше представлены современные образцы традиционных предметов обихода – женские головные уборы-фесы, марама, чехлы для Корана. Адаптация старинных видов шитья для современных изделий – сумок, клатчей, предметов домашнего декора — порадует даже искушенного зрителя.
В марте этого года школа «Ступени» с успехом дебютировала в художественном проекте «Начистоту» (кураторы Ш.Кешфидинов, И.Пивкина), в Евпатории, с двумя инсталляциями. По многочисленным просьбам эти объекты так же включены в экспозицию выставки.
Представлена также обширная информация о жизни и деятельности С. Изидинова, ценные фотографии из архива вдовы ученого.
Впервые приняли участие в выставке мастера: по художественной обработке дерева Уфаат Джемалединов, по металлу — Рефат Куртвелиев, Эльвиса Татарова (керамика), Афизе Юсуф-кызы (роспись по стеклу) и лучшие выпускники курсов по вышивке.
На открытии выставки прозвучали музыкальные номера, программа, подготовленная доцентом кафедры музыкально-инструментального искусства КИПУ Рустемом Комурджи.
Художественная выставка «Юбилейная» — своего рода отчет за 20-летний период фонда, наглядный пример того, как человек, общественный деятель, ученый вдохновляет людей, заряжает своей идеей не одно поколение последователей.
Такие страстные патриоты, как Роллан Кадыев, Юрий Османов, известные ученые Сабри Изидинов, Рефат Аппазов, внесли большой вклад в возрождение и развитие культуры своего народа. О них можно сказать словами Александра Куприна («Речь, 1913 г.): «Человек сжег кровь своего сердца и сок своих нервов ради будущности ваших детей». Венера Курмаева все эти годы продолжает дело, начатое одним из таких патриотов.
В рамках выставки «Юбилейная» я побеседовала с ее организатором Венерой Курмаевой, для которой этот год тоже юбилейный.
Венера Курмаева родилась 13 августа 1968 года в г. Чирчике Ташкентской области Узбекской ССР.
В 1989 году окончила отделение художественного оформления Республиканского училища им. П. Бенькова (г. Ташкент) по специальности художник по костюмам театра и кино,
В 1989 – 1996 гг. работала художником по костюмам на киностудии «Узбекфильм» (г. Ташкент).
В 1998 – 2005 гг. училась на факультете искусств Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Специальность – искусствовед-маркетолог.
С 2002 г. – член Союза дизайнеров Украины.
С 2014 г. – член Союза дизайнеров России.
С 2015 г. была избрана председателем Севастопольского отделения Союза дизайнеров России; член Союза художников России.
В 2015 году принимала участие в I фестивале крымскотатарского искусства (г. Гданьск, Польша), во Всероссийском фестивале дизайна и декоративно-прикладного искусства «Исток», дипломант национально-художественной галереи (г. Йошкар-Ола). Оформила 6 спектаклей, 8 кинофильмов, была участником более 10 проектов, 50 выставок и фестивалей.
— Венера-ханум, расскажите об особенностях крымскотатарской культуры, изменениях в традиционном искусстве.
— Основная особенность крымскотатарской культуры, на мой взгляд, — ее синкретичность. В силу своего географического положения, Крым всегда будет находиться на перекрестке путей движения цивилизационных потоков. При этом крымским жителям всегда удавалось оставаться самобытными, вбирая в себя все лучшее, что приносили с собой миграционные потоки. В этом уникальность крымскотатарской культуры. При этом зарождение объектов культуры, их формирование, закладывание основ происходит под сильнейшим влиянием природно-климатического ландшафта. Поэтому национальная культура находится в теснейшей зависимости от места своего зарождения, от условий, ее сформировавших когда-то и продолжающих эту культуру формировать все последующее время. Соответственно, и изменения в традиционной культуре происходят в привязке к общецивилизационным достижениям человечества и степени влияния или взаимосвязи с достижениями прежних поколений, проживающих на конкретной территории. Давайте вспомним определение слова «культура». Это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа, его специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности в тесной привязке к месту своего зарождения. В связи с этим, я думаю, что и изменения в нашей культуре напрямую связаны с достижениями научно-технического прогресса, влияющего на политические процессы, которые в свою очередь прямо влияют на культуру народов.
— Какой путь должны выбрать мастера декоративно-прикладного искусства чтобы сохранить национальное своеобразие?
— Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего определения культуры. Чем грамотнее человек, чем энциклопедичнее его знания, связанные с национальной территорией, плюс высокие профессионализм и творческие навыки обеспечат уникальность и востребованность этому мастеру. История, музыка, литература, этнография своего народа – вот те области, в которых мастер должен искать свое вдохновение, это его питательная среда. Для высокой конкурентоспособности сегодня мастерам декоративно-прикладного искусства важно владеть еще и историей всемирного изобразительного искусства, хотя бы основами классического художественного образования, следить за новинками в этой области, вести активную творческую деятельность, не прекращать заниматься самосовершенствованием своих художественно-стилистических особенностей, доводить их до совершенства. Из нематериального – духовное совершенствование, внутренний рост, избавление от гордыни и зависти. Великие произведения, создаваемые людьми богатыми духовно, в последующем обретают самостоятельную жизнь, становясь в свою очередь объектом вдохновения для последующих поколений.
— Что вдохновляет вас, от чего вы получаете истинное творческое наслаждение, откуда берутся силы на творчество?
— Для меня творчество – процесс осмысления имеющихся знаний, выстраивание их в мою личностную систему ценностей и выражение этого процесса доступными мне в данный момент средствами. Будь то кинопроизводство, педагогика или создание объектов материальной культуры. А так как процесс осмысления для человека, живущего осознанно, длится всю его жизнь (а я себя отношу именно к таким людям) – отсюда и силы, и вдохновение.
— Знаковое событие в вашей жизни.
— Их действительно не бывает много у того, кто стоит на месте. Простой пример. Сидит человек в автомобиле, не движется. Перед ним знак «проезд запрещен», в простонародье «кирпич». И пока он не начнет двигаться, вся его сущность будет оставаться подвластна этому «кирпичу». И наоборот, тот, кто движется, встречает много разных знаков на дороге – запрещающих, предупреждающих, регулирующих, направляющих…. Я человек действия, я не сижу, уткнувшись в «кирпич», оплакивая свою, якобы доставшуюся мне от кого-то жизнь. Нет! Я каждый день проживаю ту жизнь, которую сама для себя создаю, каждый день я делаю осознанный выбор в пользу такой жизни, тщательнее всего избегая рутины и жизни по привычке.
— Каковы перспективы развития крымскотатарской культуры?
— Отчасти ответ на этот вопрос уже озвучен в определении культуры. А дальше все будет зависеть от того, насколько каждый будет создавать эту аутентичную среду, формировать особенный колорит из музыки, литературы, архитектуры, языка, кухни, предметов декоративно-прикладного искусства, насколько каждый готов стать производителем крымскотатарской культуры, а не только ее потребителем. Производитель первичен, потребитель в массе вторичен – что дали, то и потребляет. Каждому нужно ответить самому себе – я производитель или потребитель, я хозяин положения или я жертва ситуации? Я свой выбор сделала, поэтому для меня перспектив развития очень много, успеть бы все!
— Что больше всего угнетает в отношениях с людьми?
— В последнее время я активно выдавливаю из себя, по совету Антона Павловича Чехова, раба. Я не бунтарь, вовсе нет, но и не раб. Добровольное рабство – вот чего так много в моем окружении. Надеюсь, понятно, что речь идет не о цепях и надсмотрщиках в прямом смысле этого слова. Я говорю о моральном рабстве, что еще страшнее – добровольном. Страх взять на себя ответственность убивает созидательные силы, убивает творчество, убивает самобытность, убивает уникальность. А уникален каждый! Просто позвольте себе быть уникальными. Я призываю каждого позволить себе и своим детям быть уникальными! Рабы не мы – мы не рабы! Тогда жизнь станет насыщенной, сознательной, творческой и созидательной! Тогда и культура наша встанет с колен, начнет осваиваться в родных городах и деревнях, заполонит просторы гор и долин, зазвучит песнями и поэзией, устремится в небо архитектурными ансамблями и наполнит изнутри наши глаза спокойным, уверенным, мощным светом внутренней свободы, материализовавшейся снаружи.
comments powered by HyperComments