А. Мамутова ведет занятие
Мы сталкиваемся с языком жестов и мимики почти каждый день. Ученик, не выучивший урок, у доски, за спиной учителя жестами обращается к классу и «просит» руками и губами: «Подскажи-ите-е!». Или водитель авто на светофоре машет рукой пешеходу: мол, проходи! Или водитель переполненной маршрутки, пролетая мимо толпы на остановке, разводит руками: мол, нет места! Это — из общепринятых, самых распространенных жестов.
Но существует еще целая система жестов — речь, с помощью которой слабослышащие и неслышащие люди общаются друг с другом. Жесты эти экспрессивные и означающие (с их помощью и посекретничать можно в общественном месте).
Жестовая речь — одна из невербальных (несловесных) форм общения, передача информации с помощью знаков (жестов, мимики, взглядов и т.п.).
Основной звуковой язык общения в человеческом сообществе возник 30-50 тыс. лет назад. Столь же древним является общение с помощью жестов. Причем некоторые ученые уверены, что язык жестов предшествовал словесному языку.
Интерес к невербальному средству общения стал возрастать только в ХХ веке, возникла особая сфера исследования — кинесика, изучающая жестовую речь и язык тела.
Основы науки были заложены в 50-х годах ХХ века работами известного ученого Р.Бердвистелла.
Жестовая речь наиболее проста, доступна из всех средств общения (письменно или по движению губ) для неслышащих и слабослышащих людей. Она не требует затрат времени, как, например, на письменное общение.
Кроме того, жестовой речью можно передавать информацию для большой аудитории.
В разных странах люди общаются с помощью национальных жестовых языков — похожие жесты в них отличаются, что обусловлено своеобразием лексики и грамматики разных языков.
Существует и международный жестовый язык, включающий около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, природа и т.д.
Каждое понятие выражается определенным жестом.
В жестовой речи есть, например, рисующие жесты, пластические, указательные, жесты, имитирующие действия и т.д.
Ученые считают, что порядок жестов в высказывании более свободен, чем в литературном языке. Обычно в повествовательном предложении на первом месте стоит подлежащее, на последнем — сказуемое, вопрос и отрицание ставятся в конце предложения.
В языке жестов есть высказывания, в которых одновременно двумя руками выполняются два разных жеста.
Интересные факты рассказала нам о своей работе и о языке жестов сурдопедагог, преподаватель жестовой речи с 40-летним стажем, преподаватель высшей категории Симферопольской специальной школы-интерната №2
Алие Ниязиевна МАМУТОВА:
— Сурдопедагог должен быть немного артистом, поскольку неслышащие дети чутко реагируют на эмоции учителя и на соответствующее выражение лица, — говорит Алие Ниязиевна. — Мои родители глухонемые, может быть, поэтому я с детства собиралась посвятить свою жизнь работе с этой категорией людей – людей, имеющих проблемы со слухом.
Родилась и выросла в г. Самарканде. В 1979 году поступила в Ташкентский педагогический институт им. Низами на заочное отделение факультета дефектологии. Поскольку неплохо знала язык жестов и мимики, поступила на работу в Самаркандское областное правление Узбекского общества глухих, была избрана председателем областного правления и одновременно работала в вечерней школе для глухих.
Работа с огромным числом неслышащих людей из разных слоев общества вооружила меня большим опытом, доскональным знанием жестовой речи.
17 лет назад с семьей мы вернулись в Крым, и уже 16 лет работаю в нашей школе. Работа сложная, но очень интересная. И однозначно, работа сурдопедагога для меня — дело всей жизни, а наша школа — это мой дом и праздник, впрочем, как и для многих педагогов нашего коллектива.
Немаловажную роль в успешности нашей работы имеет знание предмета и любовь к детям.
Но еще важно видеть в неслышащих детях не инвалидов, которых надо жалеть, а полноценных детей, которых надо учить.
Современная система обучения неслышащих детей придерживается принципов старой школы советской педагогики, когда в основу обучения этих детей ставится устная речь. И это правильно. Но важно для неслышащего ребенка иметь возможность с раннего детства сообщать о своих желаниях и эмоциях, делиться впечатлениями, понимать своих родителей и окружающих.
Поэтому я, будучи фанатом жестовой речи, в общении с неслышащими, на всех уроках использую язык жестов.
Сейчас я работаю во вспомогательном классе для детей, имеющих кроме глухоты множественные интеллектуальные и физические нарушения. И вот здесь знание жестов просто необходимо, потому что с детьми этой категории ни на слух, ни на чтение с губ опираться просто невозможно.
В каждом ребенке есть талант. И мои дети не исключение.
Один мальчик хорошо рисует, в школе оформлены три стенда с его работами, другой эмоционально и зажигательно поет песни — жестами, конечно, он выступает на всех школьных мероприятиях.
Жестовую речь записать на бумагу невозможно, жесты в разных странах отличаются, но все-таки на всем постсоветском пространстве жесты одинаковы (кроме стран Прибалтики). В заключение хочу привести интересный исторический факт: изначально язык жестов обществом не признавался.
В начале XIX века Миланский конгресс запретил использование жестовой речи в учебно-образовательном процессе. Борьба неслышащих людей за право общаться доступным им способом длилась долго. И только в 60-х годах XX века ООН официально принесла свои извинения сообществу глухих людей и включила язык жестов и мимики в перечень Всемирного наследия.
Нельзя не отметить, в школе уже складывается династия учителей: дочь Алие Ниязиевны — Элеонора Якубовна также работает здесь.
Алие Ниязиевна не отказывает в помощи своим неслышащим и слабослышащим воспитанникам даже после окончания ими школы, помогая им в сложных жизненных ситуациях.
comments powered by HyperComments