Несколько лет назад очаровательные детишки из танцевального ансамбля «Алтын чешме» в нарядных национальных костюмах водили чудесный хоровод на площади перед Одун-базар-къапусы на одноименном летнем фестивале в Евпатории.
Я тогда стояла в беззаботной толпе отдыхающих и слушала восторженные ахи зрителей.
В этом году ансамбль «Алтын чешме» празднует свой первый маленький пятилетний юбилей.
Но на его создание, становление художественный руководитель Эльмира Бейтулла, профессионал танца, выпускница Ташкентского государственного хореографического училища (ныне это Высшая школа танца), много лет посвятившая родному крымскотатарскому танцевальному искусству и ансамблю «Хайтарма», потратила конечно больше лет, сил, знаний и своего таланта.
— Откуда такое волшебное название — «Алтын чешме»?
— В нашем ансамбле танцуют около ста детей разных возрастов — от 6 до 17-18 лет. В репертуаре народные и современные крымскотатарские танцы.
Над названием ансамбля мы долго думали, перебрали множество вариантов вместе с родителями детей. И поскольку дети, а это наше самое дорогое, самое золотое сокровище в жизни, и поскольку здесь постоянно рождаются, выявляются новые таланты, то мы решили назвать ансамбль «Алтын чешме» — «Золотой родник», — рассказала Эльмира-ханум. — Я надеюсь что этот родничок будет неиссякаемым!
Заниматься в ансамбль приезжают дети из города, из близлежащих и отдаленных сел. Хорошие, воспитанные детки у нас. Каждой крымскотатарской семье очень важно развивать детей всесторонне, и, я думаю, национальный танец занимает в шкале национального воспитания одну из главных ступеней. Искусство должно стать частью детского мира ребенка, и я рада, что родители это осознают. Когда ребенок вырастет, он будет знать, что такое «Хайтарма», как танцевать «Хоран», он будет хорошо знать, что такое крымскотатарское танцевальное искусство.
На занятиях я стараюсь разговаривать с детьми на родном языке. Например, скажешь: «Онъ къолунъны котер», и ребенку, если он не знает слов, ничего не остается, как проворно выяснить, что же это такое. А дома он бы, наверное, и внимания не обратил на эти слова. Вот так, попутно, в процессе обучения танцам, дети немножко учатся родному языку.
— В чем трудности обучения детей танцам?
— Я танцевала в ансамбле «Хайтарма» двадцать лет. Сначала волновалась: в «Хайтарме» взрослые, с детьми мне работать не приходилось. Но сыграли роль три вещи: то, что я сама мать, очень люблю детей и, конечно, немножко фантазии.
Каждый номер — это маленькая жизнь. Помимо крымскотатарских танцев «Агъыр ава ве Хайтарма» и других, у нас есть традиционные, обрядовые танцы, а также «Танец с игрушками», «Танец жука» и другие — я подбираю музыку, чтобы подчеркнуть характер танца.
Когда приходит вдохновение, сочиняю номер. Это может быть утром, на рассвете, вечером, бывает, на прогулке у моря приходит идея… Каждое движение, каждый нюанс продумываешь… Много времени, сил, умения вкладываешь в процесс обучения, даже на своих детей меньше времени трачу, чем на ансамбль (смеется).
Дети в ансамбле дружат, ходят друг к другу в гости, на дни рождения, родители детей очень тесно общаются между собой.
Мы много выступаем. Активно участвуем в городских мероприятиях, различных конкурсах городского, районного, всекрымского масштаба… Недавно мы стали победителями Всекрымского фестиваля «Тебе, моя Родина». У нас в Евпатории все наши ансамбли дружат между собой, все городские праздники проводим вместе.
Детям очень нравится танцевать народные танцы, им нравятся нарядные национальные костюмы. Ко мне приходят дети, которые хотят научиться танцевать.
Танец должен доставлять ребенку радость.
— А для вас танец что значит?
— Когда я танцевала на сцене — это было стремлением передать зрителю свои эмоции, показать красоту, грацию, раскрыть образ, чувства посредством движений, музыки…
Сейчас, занимаясь с детьми, я стараюсь научить их чувствовать музыку, суть танца, и, радуясь танцу, радовать зрителя.
Кроме танца я учу детей ценить настоящее, радоваться этому настоящему, ценить все вокруг, радоваться каждому мгновению. Важно жить сегодняшним днем и радоваться в настоящем, в тот момент, когда тебе хорошо.
— Какое место занимает в вашей жизни ансамбль «Хайтарма»?
— В ансамбль «Хайтарма» я пришла юной девчушкой после окончания хореографического училища в 1988 году.
«Хайтарма» — это целая жизнь, светлый, прекрасный мир, где началась и успешно развивалась моя танцевальная карьера.
«Хайтарма» — это многолетнее общение с выдающимися деятелями крымскотатарского искусства (Ремзие Баккал, Джемиле Османова, Мунир Аблаев, Февзи Билялов, Урие Керменчикли, Рустем Меметов, Гулизар Бекирова и другие). Позже пришли Рустем Абильтаров, Гульсум Томах, Раиф Алиев и другие.
То время незабываемо. В то время это было неразделимо: моя работа, моя семья и ансамбль «Хайтарма», мы много ездили на гастроли по различным городам, наши дети выросли в ансамбле, на концертах… Сегодня очень приятно вспоминать — рядом жили талантливые люди, много талантливых людей!
— Если бы вы не пришли в мир танца, кем бы вы стали?
— Я росла прилежной и послушной девочкой. И это мне в жизни очень помогло.
Когда училась в 1 классе (мы жили в Гулистане), в нашу школу приехали представители школы-интерната при Ташкентском хореографическом училище, в который набирали одаренных детей. Я была очень пластична, они уговаривали мою маму отдать меня учиться хореографии, но она отказалась. Класса с третьего я играла в городском театре юного зрителя разные роли, даже животных.
А потом, через какое-то время, мой старший брат (нас в семье было пятеро детей) увидел объявление о конкурсном наборе одаренных детей в интернат. И он, видя мой характер, мою пластичность, посоветовал маме отдать меня учиться. Эта идея понравилась и мне. Это была судьба!
Иногда я думала: а если бы брат не увидел того объявления? Но потом поняла, что в любом случае я бы все равно попала на сцену, в ансамбль «Хайтарма»…
Я из тех, кто много трудится… Самое главное для тех, кто пошел по тропе танцевального искусства, — если ты ленив, то ничего не достигнешь. Успех ждет тех, кто трудолюбив. Для танцора это особенно важно.
Я себе спуску не давала — ежедневный многочасовой труд, отработка движений.
И награду за это я видела в бурных аплодисментах благодарных зрителей…
Танцевальный ансамбль «Алтын чешме», выпестованный Эльмирой Бейтулла, — словно яркий цветок, распустившийся на ковре евпаторийской (кезлевской) земли, цветок, питающийся от родника детских талантов. Лепестки этого цветка — радужные детские танцы.
Эльмира-ханум — талантливая фея танца, своей самозабвенной любовью к родному искусству и к детям родного народа она создает неповторимые мгновения прекрасного будущего крымскотатарского народного искусства.
comments powered by HyperComments