С дочерьми Эвелиной и Эльмирой и внуками Самиром и Инает
Юбилей
Сегодня многие крымские достопримечательности – памятники известным крымскотатарским личностям — связаны с именем этого не менее известного скульптора. Гидам впору создавать экскурсионный маршрут по ознакомлению не только с историей Крыма, но и с монументальными творениями современников, в числе которых член Национального Союза художников Украины, Союза художников России, Заслуженный художник Украины и Крыма, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко и премии Совета Министров Крыма Айдер Алиев. За его плечами годы учебы в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова и на отделении монументально-декоративной скульптуры в Государственном театрально-художественном институте им. А.Островского.
Родился будущий художник и скульптор в Марийской АССР, куда были сосланы из Крыма его родители. Известность к нему пришла еще в Узбекистане, где он принимал участие во всесоюзных и республиканских выставках, им были созданы монументальные объекты — Всесоюзный санаторий «Чимиён», рельеф-панно на областной библиотеке имени Аль-Фергани.
В эти февральские дни Айдеру Алиеву исполняется 70 лет, и он по-прежнему творит и созидает в своей мастерской. И сегодня, накануне его юбилея, как раз тот повод, когда можно и нужно поговорить о творчестве, настоящем и будущем нашего искусства на родной земле.
Крымская городская среда бедна произведениями искусства
— Айдер-бей, поделитесь, пожалуйста, что вас вдохновляет в процессе созидания?
— Вдохновляет сам процесс созидания, особенно, если в ходе поиска подготовительных работ найден удачный вариант композиционного решения. Независимо от того, свободная это тема или социальный заказ. Все последующие стадии работ целиком и полностью зависят от первоначального осмысления и продумывания замысла. Если форма органично отражает содержание, то и последующие этапы проходят с большим вдохновением.
— В современных реалиях обновляются методы и материалы, расширяется круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры. Что привлекает в них вас, что хотелось бы нового использовать, применить вам?
— В каких бы реалиях мы не жили, есть основные и промежуточные материалы, которые жили и будут жить веками — это пластилин, глина, дерево, гипс, бронза, камень и другие материалы. До сих пор во всем мире успешно используются не утратившие свою актуальность такие классические материалы, как бронза, мрамор и гранит. В своих работах я использую вышеперечисленные материалы: памятник И. Гаспринскому из гранита, Амет-Хану Султану, Номану Челебиджихану, Гирею Баирову и другие выполнены в бронзе. Хотя многие мои друзья, скульпторы из ближнего и дальнего зарубежья, для достижения большей выразительности используют различные технологии покрытия бронзовой скульптуры горячей цветной эмалью, глазурью или частично инкрустированными ценными камнями.
На фоне скульптуры «Возвращение мастера»
Конечно, с ростом научно-технического потенциала, в контексте мирового искусства, используются современные материалы для скульптуры, где, например, за последние десятилетия активно применяются различные синтетические композитные материалы, в том числе на основе фенол-формальдегидных и иных смол в станковой и монументальной скульптуре, что в значительной степени сокращает трудоемкость, дороговизну и сроки исполнения. Современную скульптуру можно охарактеризовать как искусство, которому свойственна экспериментальность. Сегодня в различных уголках мира появляются скульптуры, которые приходят в движение от дуновения ветра или других внешних воздействий, например, подвижная скульптура под названием «Любовь» в грузинском городе Батуми, приводимая в движение силой ветра. Также экспериментальные скульптуры создаются из предметов повседневного использования и промышленных отходов. Следует отметить, что в настоящее время применение передовых технологий в художественном литейном деле обеспечило значительный прорыв, и сделало этот вид работы значительно доступным.
Парадокс сегодняшней скульптуры — популизм и дилетантские мнения
— Ваш взгляд на новые веяния в скульптуре? Скандально известные и недавно появившиеся памятники царской семье в Ялте, Аленка — в Нововоронеже, инсталляция «Большая глина» на набережной в Москве (12-метровая отлитая из алюминия копия комка глины, который автор разминал в руках) – это можно назвать новым веянием в искусстве?
— В Крыму есть памятники, выполненные на высоком профессиональном уровне. Это трудоемкая и осмысленная работа талантливых мастеров. Их творчество по заслугам оценено, их произведения притягивают и восхищают людей. Можно об этом много говорить и писать, но, к сожалению, следует отметить, в целом крымская городская среда чрезвычайно бедна произведениями искусства, способными удовлетворить культурно-эстетическую потребность горожан и гостей.
Отсутствие сформированной концепции и системного подхода в градостроительной политике городов и районов в области монументально-декоративного искусства порождает, в свою очередь, хаотичные унылые вариации скульптур, лишенных креативной художественной целостности.
Триптих «Сердце Крыма»
Одной из причин низкого художественного уровня памятников является отсутствие профессионального опыта работы скульптора в архитектуре и окружающем пространстве. Кроме того, часто за монументальную скульптуру берутся неквалифицированные люди, иногда вообще занимающиеся иным видом деятельности.
Речь идет не только о ялтинской скульптуре, установленной в Ливадии, но вскоре, после возмущения общественности, демонтированной. Зачастую подобные скульптуры не связаны с окружающей средой, во многих случаях они устанавливаются импульсивно, без учета специфики данной территории и местности. Парадокс сегодняшней скульптуры заключен в том, что многие работы не проходят квалифицированную экспертизу специалистов, а заказчики и организаторы ориентированы не на высокий профессиональный уровень, а на популизм и дилетантские мнения своего окружения.
Что касается инсталляции швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина» на набережной в Москве, то она сооружена как временный объект, для ознакомления и коммуникации горожан с современным искусством в направлении Паблик-арт.
Недопустима популяризация памяти Сталина посредством объектов монументальной скульптуры
— Наше общество пережило сталинскую эпоху, десталинизацию, и сегодня предпринимаются попытки исторической реабилитации его личности и деятельности — неосталинизм. В последнее время в ряде городов России все чаще стали появляться памятники в его честь, барельефы. Ваше мнение на этот счет?
— Согласно данным Республиканского комитета Республики Крым по охране культурного наследия, на полуострове преобладают памятники, связанные с событиями Великой отечественной войны. Монументально-декоративная скульптура военной тематики была одним из ключевых направлений в военно-патриотическом воспитании и идеологической работе партийных органов, учебно-образовательных учреждений, трудовых коллективов и воинских подразделений. Сооружали памятники в местах, где проходили ожесточенные сражения. Воздвигали памятники выдающимся военачальникам. Победа Советского Союза безоговорочно ассоциировалась с фигурой генералиссимуса, что послужило поводом повсеместной установки памятников И.Сталину. Всем нам известно, что на ХХ съезде КПСС произошло официальное развенчание культа личности, и этот период характеризовался развенчанием политической и идеологической системы, созданной в СССР в период его правления, всеобщим избавлением от памятников — десталинизацией.
Однако в последнее время вновь стала восхваляться деятельность Сталина, а в некоторых городах появляться памятники, бюсты и мемориальные доски. Сталинская депортация обрекла многие народы на лишения и страдания, а для крымскотатарского народа обернулась настоящей трагедией, унесшей жизни половины его численности и лишившая государственности. Считаю недопустимым увековечение и популяризацию памяти Сталина посредством объектов монументальной скульптуры.
«Возвращение» языком искусства
— В прошлом интервью к вашему 65-летию вы говорили о своих планах создать памятник «Возвращение», эскиз был уже почти готов, как сегодня обстоят дела с этим проектом?
— Одним из важных и приоритетных направлений своей работы считаю создание памятника «Возвращение». Концепция и пластическое решение позволяют языком искусства обозначить долгожданное возвращения народа на родную землю. В нижней части композиции предусмотрено круговое расположение больших камней, повествующее компактное проживание народа. Тяжелая фундаментная часть постепенно перерастает в некий выход, символизирующий надежду в светлое будущее.
Данную композицию можно будет увидеть на персональной юбилейной выставке, которая будет проходить в Симферопольском художественном музее с конца марта и до конца апреля текущего года.
Крымскотатарское искусство имеет будущее
— Айдер-ага, есть ли будущее, если можно так сказать, у скульптуры крымскотатарской направленности?
— Скульптура занимает определенное место в контексте крымскотатарского изобразительного искусства. В начале 1990-х годов вернувшись в Крым, и в первую очередь мы — крымскотатарские художники, начали активно проводить художественные выставки — живописи, скульптуры, графики и декоративного искусства. Благодаря публичным вернисажам, нас начали узнавать, позже получили признание и в профессиональной крымской среде. Председатели Союза художников Крыма в своих отчетных докладах не раз отмечали весомый вклад крымскотатарских художников в крымское культурное пространство.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, проводя выставки скульптуры, живописи, графики и декоративного искусства во многих городах Крыма, в Киеве, Москве и за рубежом, крымскотатарские художники заняли определенную нишу в изобразительном искусстве страны. Параллельно с выставочной деятельностью ведутся работы по увековечению памяти выдающихся личностей крымскотатарского народа.
В этой связи хочется сказать, что подавляющее большинство выставочных работ и социальных заказов имеют крымскотатарскую направленность, а значит, она имеет будущее.
— Кого бы вы могли отметить из молодых наших скульпторов?
— Прежде всего, хочу выразить огромную благодарность, к сожалению, ныне покойному, первому ректору Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубову за поддержку открытия в вузе кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства, где я проработал доцентом-руководителем специализации скульптуры с 2001 по 2018 гг.
Изначально было понятно, что вуз не художественно-специализированный, а педагогический. Соответственно, часов на академические занятия по циклу специальных дисциплин по скульптуре, композиции и работе в материале, а также по рисунку и живописи, катастрофически не хватало. Но, несмотря на это, многие студенты для более углубленного изучения дисциплин оставались на дополнительные занятия. С первого дня я давал понять студентам, что программа по скульптуре составлена по принципу: от простого к сложному, и в итоге они осознавали ее демократичность и широкий выбор сферы деятельности после окончания вуза. Другими словами, скульптура имеет несколько ступеней – от декоративной, садово-парковой и до монументальной. Все зависит от степени подготовки, способности, желания и таланта. После окончания вуза каждый выпускник нашел свое место. Хочется отметить высокий профессиональный уровень Э. Таймазова, освоившего дерево в совершенстве, Э.Дервишева — преподавателя кафедры изобразительного искусства КИПУ им. Ф. Якубова, А. Абибуллаева — великолепного мастера по металлу, Э. Аблаева – художника-экспозиционера выставок Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия, О.Алимова — талантливого художника-скульптора, С.Усеинова — преподавателя художественных дисциплин в средней школе и многих других.
Памятник — не как объект политики, а как объект искусства
— Давно назрел и обсуждается вопрос увековечения имен выдающихся крымскотатарских деятелей в названиях скверов, улиц, мемориалов, на фасадах зданий и домов. Вы, как один из самых активнейших скульпторов, чьи работы из бронзы и камня установлены в различных уголках Крыма и запечатлели Гаспринского в мемориальном комплексе в Бахчисарае и в памятнике в Симферопле, Амет-Хана Султана в Симферополе, Челебиджихана в с.Завет-Ленинский (Кучук-Алкалы), в мемориальных досках Челебиджихану в Севастополе (Акъяре) и оператору Кутуб-заде в Ялте, хирургу Баирову в Алуште, что можете предложить общественности в этом направлении? Как и в какой последовательности можно этого добиваться?
— Прежде всего, вопрос увековечения выдающихся крымскотатарских деятелей во многом зависит от решения муниципальных властей и от нас самих. Здесь немаловажен фактор экономического состояния государства и возможности народа. Мне бы не хотелось, чтобы создание будущих памятников прославленным личностям ложилось исключительно на плечи народа. Здесь нужна системная работа представителей многонационального Крыма, чтобы при выборе и установке памятника не возникало социального напряжения. Нужно отдать должное представителям крымскотатарской общественности: к сожалению, ныне покойным Рустему Эмирову, Изету Изединову, Решату Аблязисову, информационной и организаторской поддержке газеты «Голос Крыма» под руководством ее главного редактора Эльдара Сеитбекирова, и отдельным представителям местной власти, благодаря слаженной и настойчивой работе которых удалось добиться сохранения памяти наших национальных героев в памятниках и мемориальных знаках. Этому предшествует, как правило, длительное согласование, обсуждение, официальная переписка, подготовка документов, отстаивание позиции на слушаниях и заседаниях, поиск средств. Однако следует также обратить особое внимание на то, что вне зоны охвата в запущенном состоянии находятся внутридворовые зоны отдыха и детские площадки в местах компактного проживания крымских татар, где можно было бы создать камерные декоративно-художественные комплексы, посвященные известным крымскотатарским сказочным героям и персонажам. С целью удовлетворения духовных и эстетических запросов населения необходимо, прежде всего, создать условия для тематического разнообразия городской скульптуры, ориентированной на интеллектуальное и философское осмысление действительности, раскрывающей нравственное состояние общества.
Я бы очень хотел, чтобы памятник воспринимался и воздвигался не как объект политики, а как объект искусства.
comments powered by HyperComments