Курс валют USD 0 EUR 0

Баяну говорим: «Виват!»

Комментариев: 0
Просмотров: 1 810

 

Баяну говорим: «Виват!»

Истории момент.

Имеет много он наград —

Народный инструмент.

Светлана Свешни

Интерес и любовь к музыке у народа в крови. Практически каждый родитель стремится привить эту любовь своему ребенку. Загляните в классы музыкальных школ, группы  Симферопольского музыкального училища – обязательно встретите  немало крымскотатарских учеников и студентов. Среди преподавательского состава тоже достаточно известные и талантливые музыканты, вокалисты – крымские татары… Об одном таком педагоге, выпускнике знаменитой Гнесинки попросили рассказать наши читатели —  родители учеников бахчисарайской музыкальной школы. В этом году у Сервера ХАЛИЛОВА двойной юбилей: 40-летие преподавательской деятельности и вот уже 20 лет он обучает в Крыму бахчисарайскую детвору игре на баяне, аккордеоне, синтезаторе. Когда мы напросились на интервью, Сервер-ага искренне удивился и немного растерялся: «Обо мне? В газете?!» Он радушно встретил нас в своем доме на ул. Эдие Топчи, где ж еще жить музыканту, как не в Бахчисарае – старинном центре культуры, причем на улице,  связанной с народной музыкой.

 

Слезы бабушки и первый баян

Сафие-буюкана (бабушка)  была родом из Дерекоя и до войны работала заместителем директора санатория, куда развлекать и скрашивать досуг отдыхающих  часто приезжал военный духовой оркестр.  При этом оркестре был мальчишка-трубач Иззет  (тогда брали воспитанниками способных и музыкальных ребят, чтобы подменять периодически отлучающихся профессионалов). Бабушка Сафие  особенно трепетно  относилась к музыке,  вспоминает Сервер Халилов, и не удивительно, что ей  приглянулся тогда озорной мальчишка, смешно надувавший щеки, извлекая из золоченой трубы красивые мелодии,  и она приглашала его к себе и угощала конфетами. А когда уже повзрослевшая дочь Хатидже, в Чирчике, в местах спецпоселений,  познакомилась с молодым парнем из Карасубазара, Сафие-буюкана, к своему удивлению, узнала в нем того самого Иззета-трубача. Наверное, любовь к музыке сыграла свою романтическую партию.

В 1948 году у четы Иззета и Хатидже Халиловых родился  сын Сервер. Вскоре семья перебралась в отдаленный поселок. Сервер тайком бегал на завод лубяных изделей, в Красном уголке которого был баян. Мальчишка сам на слух пытался подбирать различные мелодии, и, надо сказать,  у него стало неплохо получаться. Сафие-буюкана не поверила и удивленно вскинула брови, когда Сервер, не выдержав, похвастался, что научился играть на баяне.

— Пришли на завод, я ей сыграл, а у нее на глазах слезы, — рассказывает Сервер-ага. – Она забрала меня обратно в Чирчик, где я поступил в музыкальную школу. Признаться, мама сначала была против. Жили мы небогато: телевизор и велосипед считались тогда предметами недосягаемой роскоши, а тут баян покупать придется, а я о нем с 5-ти лет мечтал. Если бы не Сафие-буюкана и не тетя Асие, которая купила мне баян, не знаю, как сложилась бы моя судьба… Их уже нет в живых, но я глубоко им благодарен, что помогли реализоваться моей мечте. Я увлеченно принялся заниматься музыкой. Помню своих первых наставников-педагогов музыкальной школы: Нину Анисимовну Дивееву, сумевшую раскрыть и воспитать во мне исполнительскую душу;  Романа Николаевича Казбулатова – фронтовика, одаренного баяниста.  Это был самородок, на фронте таких называли «окопный музыкант». Я мечтал попасть к нему, и в 3 классе благодаря Роману Николаевичу я усвоил и технику игры, и познал удивительные возможности баяна.

 

Исправлял хулиганов баяном

— В детстве я был «причесанным» мальчиком. В музыкальной школе я полностью отдавался музыке, а она, как правило, дисциплинирует, направляет энергию в нужное русло. Поэтому когда мои сверстники от безделья хулиганили и бедокурили, я  увлеченно разучивал ноты и гаммы. У нас в Чирчике перед бараками был сквер, где местная хулиганистая шпана собиралась по вечерам.  Они свистом вызывали меня, я к буюкана, мол, меня ребята зовут. Она так спокойно: «Зовут, так иди!»  И я до двух часов ночи играл им на баяне, а они пели и танцевали. Хулиганы-то хулиганы, а музыку очень любили.

Однажды к нам домой пришел участковый. Буюкана, не разобравшись,  мне сразу подзатыльник отвесила. А участковый, оказывается,  пришел объявить благодарность за воспитание внука, благодаря которому на участке ни драк, ни разбоя, ни грабежей. «Я, наконец-то, обрел покой!» — облегченно вздохнул участковый. А я подумал: «Это музыка и баян хулиганов исправили».

 

Открытие пути на Гнесинку

Сервер Халилов был одним из первых в регионе, кому посчастливилось поступить в знаменитое Московское государственное музыкально-педагогическое училище им. Гнесиных.

— Это был 1965 год. Моим педагогом по баяну был Анатолий Федорович Суханов. Он отрабатывал со мной технику, постановку рук. Многому учился у своих сверстников в общежитии: Бори Попова, Александра Склярова… Фактически в общении друг с другом мы открывали что-то новое для себя. После окончания училища в 1972 году я по распределению должен был поехать работать в Якутию. Но здесь без авантюры не обошлось. Бабушка и мама мечтали о Крыме и я, конечно, проникся их мечтой. «Сынок, с таким престижным образованием тебя везде возьмут. Езжай в Крым, бог даст, и нас следом заберешь…»

Воодушевленный родительским наставлением, отправился Сервер Халилов в Крым. В евпаторийском санатории «XXII  партсъезда» его выслушали и с радостью готовы были принять, пока не увидели паспорт. Извинившись, отказались. В сакском Дворце культуры взяли на свой страх и риск музработником в клуб села Михайловка.  Здесь было где творчески развернуться, при клубе работала художественная  самодеятельность, молодежь потянулась к новому и энергичному музработнику. Подготовили и организовали новогодний праздник. Но вдруг в марте пришла повестка в прокуратуру.

—  Вхожу в кабинет капитана Слюсаря, а он сидит, газету читает, – рассказывает Сервер-ага. – Демонстративно скомкав газету, злобно проговорил: «Если за 24 часа не уберешься отсюда, вынужден буду принять меры».  «Как так, я Красную площадь вдоль и поперек прошагал, обезвреживая нарушителей (об этом чуть позже. – Г.Ч.), а вы меня как какого-то преступника изгоняете?!» Пришлось Серверу Халилову уехать в Новороссийск, там он женился,  Гульшан родила ему дочь Ленару, и вскоре они втроем вернулись в Чирчик, где в родной музыкальной школе им. П.Чайковского и началась его теперь уже педагогическая деятельность.

 

Музыкант против нарушителя

В 1969 году учебу в Гнесинке прервала служба в рядах Советской Армии. Сервер Халилов уже был «переросток», отсрочка не полагалась, и его призвали в войска МВД СССР. Два года он прослужил в Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, в обязанности которой входило  также обеспечение правопорядка на Красной площади в период массовых демонстраций и мероприятий.

— Нам приходилось разрезать толпу на коридоры и буквально каждого прочесывать взглядом. Смотрели прямо в лицо, нарушитель обязательно хоть чем-то выдавал себя, и при малейшем подозрении мы выдергивали  человека из толпы и передавали в другой коридор, а там уже наряд разбирался.

 

Мои звезды и звездочки — ученики

О своих учениках Сервер Халилов говорит с гордостью и восхищением: «Мои звездочки». Глаза горят живым блеском, когда он перечисляет достоинства каждого из них. Нет неспособных детей, считает учитель. Любого ребенка можно обучить игре на каком-либо инструменте. Просто ключик нужно подобрать к его душе. И вот когда душа его расцветет, он услышит музыку в себе, она польется сама… Просто одному ребенку дано сразу почувствовать ритм, и он буквально схватывает все на лету, другому нужно время, музыка крепко спит в нем, но происходит какой-то толчок, и он в скором времени делает такие невероятные шаги, происходит спонтанный скачок в его музыкальном развитии, способный помочь ребенку достигнуть определенных высот.

За 18 лет работы в чирчикской музыкальной школе Сервер-ага выпустил немало способных учеников. Всех уж не вспомнить, но «звездочек» из своего  первого выпуска и учеников, поступивших в Актюбинское и Псковское музучилища,   он помнит до сих пор. Это Володя Банников, Света Ли, Гуля Умерова, Наташа и Валера Судомоевы, Рита Гакуди (она директор музыкальной школы в Греции), Володя Владимиров (живет в США, пишет музыку).  В республиканских конкурсах воспитанники  Сервера Халилова занимали ведущие места, становились победителями различных смотров талантов.

— В начале 1980-х пошли уже московские «звездочки», мои ученики, поступившие в Московское училище им. Гнесиных ( Миша Аксельрод (занимается в Израиле музыкальной деятельностью), Арсен Хайретдинов (играет в крымскотатарском фольклорном ансамбле «Къырым»), Рустам Меджитов (г.Москва). Их  целая плеяда: Саша Кривик, Игорь Швыдченко, Руслан Закирьяев…

В 1994 году С. Халилов переехал в Крым. Два года подрабатывал аккордеонистом  и клавишником в ресторанах и на свадьбах. В 1996 году директор бахчисарайской музыкальной школы Татьяна Петровна Серова пригласила его преподавателем по классу баяна.

— Я стараюсь сразу не вешать на маленького ребенка баян или аккордеон, начинаем с синтезатора, — делится своим педагогическим секретом Сервер-ага. – Музыкант должен сочетать в себе труд и талант. Нельзя замыкаться на одном инструменте.

Горжусь своими выпускниками Эльдаром Абдураимовым, он пошел дальше всех моих учеников: после Гнесинки окончил аспирантуру, получил приглашение в Лондонскую  королевскую академию музыки (консерватория, находящаяся под началом Лондонского университета, основана в 1822 году; ее окончили Элтон Джон, Саймон Рэттл…), Исмаилом Садыковым, он учится в магистратуре Крымского университета культуры и искусств.

Сейчас растет новая поросль, способные ученики Ахтем Бекиров, Ислям Эмиралиев, Артур Бекиров. Я им показываю фотографию Эльдара Абдураимова, выступающего с гастролями в Каннах, и спрашиваю: «Хотите достичь того же? Трудитесь!»

 

Научите ребенка мыслить, и он научится справляться без педагога

— Какому инструменту, я имею в виду баян или аккордеон, вы отдаете предпочтение? Что посоветуете выбрать для ребенка?

— По всем параметрам диапазон даже самого любительского баяна больше, чем у концертного профессионального аккордеона. У баяна 52 клавиши, у аккордеона – 44. На Западе, к примеру,  баян просто называют кнопочным аккордеоном. У баяна широкие исполнительские возможности, беглости пальцев. Дети, конечно, отдают предпочтение аккордеону. Это прежде всего визуальное предпочтение. У аккордеона современное, яркое, дизайнерское оформление. Даже когда на каких-либо мероприятиях достаю баян — люди как-то воспринимают не очень, берешь аккордеон – восприятие меняется. Думаю, дело в визуальной престижности, а не в звучании. Если ребенок научится играть на баяне, то он сможет и на аккордеоне сыграть, а вот наоборот — посложнее будет, придется осваивать заново. Я уже говорил, что малыша начинаю обучать с синтезатора, чтобы  и осанку ребенку не испортить, тяжеловато сначала удержать баян или аккордеон. Постепенно переходим к ним. И ребенку это нравится – он  не замыкается на одном инструменте. Этим и удерживается его постоянный интерес.

 

— В семье есть последователи вашего музыкального дарования?

— Дочь Ленара окончила по классу скрипки республиканскую специальную музыкальную школу им. В Успенского (при Ташкентской консерватории). Как и большинство выпускников этой школы, живет и работает за границей. Она выступает с грандиозным шоу в Каире. Сын Эрнест окончил музыкальную школу с отличием, был лауреатом республиканских конкурсов, победителем известного в Узбекистане конкурса «Санаат байрами» («Праздник искусств»). Внучки Эдие и десятилетняя Риана играют на фортепиано, Риана еще учится в нашей бахчисарайской музыкальной школе. Так что можно сказать, музыкальная семья.

 

—  Сервер-ага, ваш совет молодым родителям?

— Музыка и спорт должны быть в комплексе. Обязательно приобщайте ребенку к искусству и спорту, для общего и физического развития.  Это поможет оторвать их от  компьютеров. Пусть ребенок сам определит, какой инструмент, какой вид спорта, а родитель должен незаметно направлять и подталкивать, но ни в коем случае не давить и не рулить. Высшее наслаждение родитель получит не от игры 100 тысяч профессионалов, а от исполнения своего любимого чада. Мои ученики с гордостью рассказывают, что, когда приходят гости, они играют им на аккордеоне или синтезаторе, родители умиляются, а гости в благодарность дают денег. Один мой ученик обязательно к родным в Белогорск везет с собой и баян и синтезатор.  «Я 1000 рублей заработал!» — хвастался мне он. Это стимул и награда для дальнейшего творчества. Научите ребенка мыслить, и  он научится  самостоятельно справляться со всем.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог