Курс валют USD 0 EUR 0

Благотворительность – дела общечеловеческие!

Комментариев: 0
Просмотров: 941

 

Благотворительность, в основной своей массе, присуща личностям с благими намерениями, имеющими средства для оказания помощи нуждающимся или принимающим  участие в реализации общественно значимых проектов. По мере накопления капитала и появления излишков появляется возможность воплощать на практике свои идеи с привлечением различных слоев населения. Нередко благотворительностью занимаются общественные деятели, имеющие политические амбиции, таким способом стремящиеся завоевать доверие населения. На благотворительность направлено и законодательство отдельных стран, позволяющих заменять уплату налогов на благотворительные отчисления. Отдавать же последнее на нужды людей свойственно отдельным личностям, ставящим общественные интересы превыше своих.

В наше время, когда социальная политика государства имеет ограниченные возможности, благотворительность приобретает особо важное значение, порой играя решающую роль в разрешении проблем. Достаточно вспомнить о благотворительных сборах, направленных на лечение тяжелобольных  детей. За счет благотворительности в крымскотатарском сообществе издавались книги, устанавливались памятники, проводились свадьбы и обрядовые мероприятия. Практически ни одна сторона жизни сегодня не остается и немыслима без благотворительных пожертвований.

 

Благотворительность имеет очень давние корни. Мы не будем углубляться в глубину веков, а поведаем отдельные направления работы Общества пособия бедным мусульманам города Евпатории и Евпаторийского уезда, учрежденного в начале прошлого века Ильясом мурзой Кипчакским, Али мурзой Булгаковым, Шеих Ислямом Сеит Халилом, Мустафой Ягъя Эфенди оглу и другими лицами.

По замыслу учредителей Общество имело целью доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман города Евпатории без различия пола, возраста и звания.

Помощь общества могла выражаться в снабжении одеждой, пищей, денежными пособиями и приютом неимущих. Оно содействовало трудоустройству, приобретению материалов,  инструментов и выгодному сбыту изделий бедных тружеников. Учитывая социальную незащищенность, помогало определять престарелых и немощных в богадельни, дома призрения, а малолетних в сиротские дома, приюты, убежища, ремесленные и учебные заведения. Согласно уставным документам в деятельность закладывалась цель открытия русско-татарских мектебов и медресе, учреждать в Евпатории общежития для учащихся из татар и распространять среди народа книги нравственного содержания.

Для реализации поставленных целей Общество просило предоставить ему право открывать общественные столовые, чайные, ночлежные дома, убежища, приюты, общежития, дома трудолюбия, больницы, амбулатории и так далее.

Не останавливаясь подробно на вопросе о членстве в организации, отметим лишь такой момент: независимо от уплаты денежных взносов звание действительного члена могло быть присвоено по постановлению общего собрания организации  лицам, безвозмездно своим трудом содействующим целям общества, например: медикам, принявшим на себя обязательство бесплатного обслуживания бедных больных; учителям, безвозмездно обучающим детей, находящихся на попечении общества; лицам, изъявившим желание взять на содержание или воспитание кого-либо из бедных, покровительствуемых обществом.

Как свидетельствуют документы, одним из приоритетных направлений работы являлось образование. Этот период совпадает с кипучей деятельностью И. Гаспринского по открытию школ. Осознавая перспективы грамотного народа, Правление общества пособия бедным мусульманам г. Евпатории и уезда 6 сентября 1907  г. обратилось к  Таврическому губернатору с письмом следующего содержания: «Деятельность общества за первый истекший год, главным образом, была направлена на изыскание средств к улучшению татарских мектебе, на сбор пожертвований и пособий. На общих собраниях и заседаниях Правления обсуждалось безвыходное и весьма печальное положение бедных татарских детей г. Евпатории и уезда. Нет ни единого учебного заведения (мектебе, медресе) для татарских детей, где соблюдались бы гигиенические и педагогические требования. Что-же касается русских для татар школ, стоящих несравненно выше мектебе, то, к сожалению, они пока в самом незначительном количестве. На первое время Общество решило оказать помощь делу образования и воспитания детей беднейшей части татарского населения города. Для этого приглашен учитель с помощником. С начала учебного года принято бесплатно 50 учеников. За неимением своего помещения Правление Общества возбудило ходатайство перед учебным начальством о разрешении вести это дело в свободной классной комнате министерского в городе для татар училища, на что, разумеется, получено разрешение. Таким образом, бесплатное обучение грамоте 50 учеников временно обеспечено. Дети посещали мектебе аккуратно, никаких заболеваний не замечалось…

Общество вполне сознает, что условия воспитания и образования татарских детей слишком ненормальны, вследствие неразвитости массы татарского населения в культурном отношении, так и ввиду отсутствия таких мектебе, в которых соблюдались бы педагогические и гигиенические требования и в которых обучение было бы совершенно бесплатными. Последнее условие имеет особо важное значение, так как большинство татарского населения не обладает материальным достатком и даже небольшой расход на плату за право учения был бы для него слишком обременительным. Поэтому Общее Собрание 6 апреля 1907 г. постановило: построить в г. Евпатория два мектебе на 100 учеников каждое…»

Крымскотатарская интеллигенция стремилась развить образование и среди девочек. Этот вопрос ставился перед властями, которые реагировали на пожелание общественности. Так, один из инспекторов народных училищ  19 июля 1914 г., обращаясь по инстанциям, сообщает: «По вопросу об открытии начальных училищ для девочек-татарок я, между прочим, донес господину Попечителю Одесского учебного округа, что в одном из Крымских уездов, ввиду затруднения для земства в ближайшее время построить отдельные здания для женских татарских училищ признано возможным устроить на первых порах при двух татарских училищах вторые смены для девочек…

Препровождая в Евпаторийскую Земскую управу и Правлению Евпаторийского Общества пособия бедным мусульманам для сведения и зависящих распоряжений, с просьбой сообщить мне, будет ли признано возможным и при каких училищах устроить вторые смены занятий…».

В силу исторических обстоятельств на Крымском полуострове проживали представители различных национальностей. Политика государства в отношении них определялась по-разному в зависимости от периода. Но как среди населения складывались индивидуальные отношения, так и среди государственных мужей вырабатывался собственный подход. Своим соотечественником евпаторийским городским головой С.Э.Дуваном особо гордятся караимы. Ему принадлежат немалые заслуги в развитии города. Он оставил о себе память и широкой благотворительной деятельностью. Тому находим подтверждение в наших архивных делах.

«Господам Председателю Мусульманского Благотворительного Общества Али Мурзе Булгакову и Гласному Думы Аджи Халиль Аджи Аметь оглу. Милостивые Государи! По примеру прежних лет я обращаюсь к Вам, Милостивые государи, с покорнейшей просьбой не отказать принять на себя труд по раздаче продуктов за счет благотворительного капитала Э.И.Дувана беднейшим жителям города исключительно татарской национальности. Средства для жителей иных национальностей (караимской, греческой, армянской и русской) ассигнованы и выданы особо.

Выдачу продуктов необходимо производить посредством  прилагаемых при сем квитанций, в которые следует вписывать название и количество отпускаемых продуктов и направлять просителей с этими квитанциями к указанным ниже торговым фирмам, с которыми Комитет вошел в соглашение.

За получением угля необходимо направлять в магазин М.И. Аваха. За мукой на мельницу Абляя Мейнаджи оглу. За хлебом в пекарню Якира на Мясницкой улице.

В общем Вам предоставляется право раздать в течение текущей зимы перечисленных продуктов всего на 250 руб., придерживаясь такого расчета, что каждый пуд угля обходится в 32 коп., каждый фунт хлеба на 2 и 7/8 коп. и каждый фунт муки в 3,5 коп.

Согласно воле завещателя, пособиями могут пользоваться только жители города Евпатории.

Евпаторийский городской голова

Января 25 дня 1911 г.».

Еще одним штрихом к деятельности по реализации уставных задач благотворительным обществом может служить обращение Али Боданинского к Правлению 20 июня 1914 года: «Комиссия по борьбе с вымиранием мусульман (мусульманская комиссия) при Симферопольском Городском Санитарном Попечительстве, предполагая преступить к переводу на татарский язык и изданию популярной литературы по медицине и гигиене, решила в первую очередь издать известную брошюру доктора Якира «Туберкулез как народное бедствие и борьба с ним». Комиссия остановилась на этой брошюре, потому что, на основании статистических данных, выяснено, что туберкулез очень развит среди мусульман Крыма. Брошюра Якира будет дополнена главой об особенностях жизни крымских татар, способствующих распространению и развитию среди них туберкулеза. Полагая, что брошюра эта может иметь широкое распространение среди татар Крыма только при участии общественных учреждений в этом деле, мусульманская комиссия имеет честь покорнейше просить Правление Благотворительного общества сообщить: может ли Комиссия рассчитывать на приобретение данной брошюры Благотворительным Обществом и в каком приблизительно количестве экземпляров. Цена каждого экземпляра брошюры будет по своей стоимости приблизительно 10-12 коп….

За Председателя Комиссии А. Боданинский».

Итак, ознакомившись с несколькими архивными документами, мы получили реальное представление  о круге поднимаемых вопросов. Крымскотатарское общество, предпринимая доступные меры, пыталось решать проблемы зачастую инициативным путем. Пройдет еще немного по историческим меркам времени, и многие проблемы будут закрыты уже государственной политикой. Но то уже другая история, с другой формой собственности. После возвращения частного капитала и возможности проявления инициативы, а также появления ряда причин благотворительность стала вновь играть важную роль в общественной жизни. На днях в редакцию «ГК» зашел Сулейман-ага Булгаков и изъявил желание выделить средства на оформление годовой подписки десяти соотечественникам. Вот и вспомнилось Общество пособия бедным мусульманам города Евпатории и Евпаторийского уезда во главе с Али мурзой Булгаковым.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог