Двадцать пять лет назад процесс массового возвращения крымских татар на историческую родину был в самом разгаре. Перед вернувшимися в Крым возникала масса проблем — необходимо было искать средства к существованию, строить дома там, где еще вчера была лишь голая степь, преодолевать множество бытовых трудностей, связанных с отсутствием электричества, газа, воды — и все это в условиях противодействия местных властей и стремительно ухудшающейся экономической ситуации в стране.
Казалось бы, в этих тяжелейших условиях не может быть речи об издании книг, развитии искусства, театра и других направлений культуры. Однако человеческая природа такова, что требует не только хлеба насущного. Тогда, четверть века назад, возрождение крымскотатарской культуры в Крыму только начиналось. По сути дела, национальные культурные учреждения на полуострове после десятилетий пребывания народа в депортации необходимо было создавать с нуля.
Большую роль в этом деле сыграл Координационный центр по возрождению крымскотатарской культуры. Зарегистрированный в 1990 году центр первоначально размещался в одном из кабинетов Краеведческого музея г.Симферополя, затем переехал в городскую библиотеку на ул. Ленина, а потом добился от властей выделения здания бывшей крымскотатарской средней школы-рушдие на ул. Самокиша, 8, где ныне размещается Крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского.
Результатом активной и последовательной работы центра на протяжении нескольких лет стало создание и становление как самостоятельных организаций Крымскотатарской библиотеки им. И.Гаспринского, Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия, газеты «Голос Крыма», национального фольклорного ансамбля «Къырым», Ассоциации крымскотатарских художников и т. д.
25 января в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия состоялся круглый стол, посвященный 25-летию со времени создания Координационного центра. В ходе мероприятия участники событий тех лет обменялись мнениями относительно достигнутых Координационным центром результатов и современного состояния крымскотатарской культуры.
Работать во благо культуры и народа
По мнению художника Мамута Чурлу, являвшегося членом правления Центра с первых дней его существования, из опыта работы организации можно извлечь урок о том, что в любой ситуации и при любых условиях люди искусства «должны работать во благо своей культуры, во благо своего народа». Он рассказал о том, как с помощью Координационного центра в 1990 г. в Крыму организовывалась большая выставка работ крымскотатарских художников.
«Выставка имела очень большое значение. Она проходила в Доме художников, а рядом, напротив обкома партии (сегодня это здание Госсовета Республики. — «ГК»), стояли пикеты крымских татар, и наш народ приходил на выставку и знакомился со своей культурой… Мы познакомили со своим творчеством и местные власти. Они же не знали кто такие крымские татары. Нашу выставку посетили первый секретарь обкома партии Н. Багров со своей свитой и им понравилось. Они увидели достаточно высокий художественный уровень людей, собиравшихся сюда переехать. То есть это была определенная визитная карточка», — говорит М.Чурлу. По его мнению, работа Координационного центра была продуктивной и сегодня такая организация могла бы быть необходимой.
Председатель Крымскотатарского фонда культуры – организации, ставшей правопреемником Координационного центра, Ридван Аединов подчеркнул, что центр был первой крымскотатарской официальной структурой в Крыму после 1944 г. Координационный центр также организовывал массовые мероприятия, в частности, празднование Дервизы.
В 1994 г. Координационный центр был преобразован в Крымскотатарский фонд культуры. Первоначально фонд продолжал вести работу в прежнем формате, но постепенно созданные им организации стали самостоятельными. Работа фонда изменилась в 2000-е годы, в сотрудничестве с Рескомнацем он участвовал в организации различных культурных мероприятий. Сегодня же Крымскотатарский фонд культуры не функционирует, поскольку не перерегистрировался по законодательству РФ.
Спаянная команда
Замминистра культуры Крыма Исмет Заатов рассказал, что поначалу идея создания в Крыму Координационного центра по возрождению крымскотатарской культуры неоднозначно воспринималась в крымскотатарском сообществе, раздавались даже голоса против этого. Но последующая деятельность организации привела к тому, что некоторые из тех, кто выступал против, стали принимать активное участие в ее работе.
И.Заатов подробно остановился на деятельности центра. В том числе он рассказал о том, как в марте 1991 г. организовывалась научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения И.Гаспринского, на которую был приглашен целый ряд известных зарубежных ученых-тюркологов, как при финансовой поддержке фирмы «Свенас» создавался фольклорный ансамбль «Къырым», как член правления центра, ныне покойный, Энвер Озенбашлы привез из Москвы целый КамАЗ книг. Это была личная библиотека ученого Басыра Гафарова, и книги из нее легли в основу книжного фонда зарождавшейся библиотеки им. И. Гаспринского.
Вспомнил И. Заатов и о том, как вместе с А. Эмировым привез большую партию книг из Турции. Когда они пересекали на обратном пути в то время еще советскую границу, таможенник, осматривавший груз, обратил внимание на книгу известного крымскотатарского политического деятеля, политэмигранта Джафера Сейдамета «Базы хатыралар» («Некоторые воспоминания»). «Что это за книга?», — спросил он у И.Заатова. «Это крымскотатарские сказки», — ответил тот, пытаясь выйти из положения. Но таможенник оказался гагаузом. Открыв книгу, он стал читать, затем внимательно посмотрел им в глаза и сказал: «Ну, сказки так сказки».
Главный редактор «Голоса Крыма» Эльдар Сеитбекиров, отвечавший в правлении Координационного центра за работу с молодежью, в своем выступлении отметил, что крымскотатарская молодежь в начале 1990-х годов активно участвовала в общественной жизни. Он также выразил мнение о том, что сегодня крайне важно сохранить преемственность поколений.
Говоря о деятельности Координационного центра, Э.Сеитбекиров дал ей весьма высокую оценку. «Была очень спаянная команда, люди по своей деятельности были подвижниками, трудились на энтузиазме, многие работали в других учреждениях, но брали на себя такую колоссальную общественную нагрузку, и это делалось по зову сердца… Надо сказать, что стратегически были совершенно правильно выбраны направления деятельности. Ниша культурная не оставалась пустой. Сначала аккумулировалась инициатива, затем создавалось новое учреждение. И когда оно выходило на определенный уровень и работало не просто на общественной инициативе, а имело государственную поддержку и самостоятельное финансирование, Координационный центр по своей инициативе отпочковывал ее от себя. Все эти отпочковывания проходили не путем скандала, а, наоборот, с добрым напутствием каждой организации», — рассказал он.
Координационный центр при этом выполнял функции не только культурной организации. «Это, можно сказать, была политическая организация, которая вела культурную работу. Национальное движение в лице ОКНД тогда не было зарегистрировано и нужна была структура, которая могла бы обращаться в официальные учреждения. И эту функцию Координационный центр весьма успешно реализовывал», — подчеркнул Э.Сеитбекиров.
Председатель медиацентра им. И. Гаспринского А.Эмиров отметил, что большая часть крымскотатарских культурных учреждений, существующих сегодня, была создана в то время. Он призвал крымскотатарскую молодежь занимать более активную позицию, тем более, что, по его мнению, сегодня есть потребность в крымскотатарской общественной организации, которая могла бы привлекать средства для развития национальной культуры. Редактор журнала «Йылдыз» Дилявер Османов, руководивший в 1990-е годы карасубазарским отделением Координационного центра, в свою очередь, рассказал о том, чего удалось добиться организации в Белогорске (Карасубазаре). Тогда при активном участии центра удалось переименовать улицу Комсомольскую в честь знаменитого поэта Б. Чобан-заде, открыть одноименную национальную библиотеку, начать издание приложения к районной газете на крымскотатарском языке «Карасу». Поднимался вопрос и о возвращении исторического названия города, но добиться согласия властей не удалось.
Современные проблемы
Завершилась работа круглого стола презентацией доклада Мамута Чурлу, посвященного актуальной проблеме сохранения крымскотатарского культурного наследия. «Чтобы серьезно говорить о сохранении культурного наследия крымских татар, необходимо в первую очередь определить границы этого наследия. Какими методами мы это можем сделать? Какие вопросы мы должны задать? Какие ответы будут говорить о том, что рассматриваемый нами элемент культуры является исконным, традиционным крымскотатарским, а какой таковым не является? Важность такой работы несомненна, поскольку отсутствие критериев и четких понятий в этой области приводит в современной практике к многочисленным искажениям, созданию в сознании крымских татар и других народов ложных представлений, которые можно охарактеризовать одним словом — невежество», — полагает М.Чурлу.
Для наглядности он привел ряд конкретных примеров. Так, в одном из изданных альбомов представлено изображение женского платья, купленного у крымскотатарской семьи, но не являющегося традиционным ни по расположению орнаментов, ни по технологии изготовления. Но в результате этой ошибки крымскотатарские модельеры и изготовители кукол растиражировали в своих работах недостоверный образ. В том же альбоме размещена фотография узбекского ведра кашкуль, приобретенного у крымскотатарской семьи. Использование этого предмета в быту депортированных преподносится как свидетельство его принадлежности к артефактам крымскотатарской культуры.
М.Чурлу посетовал на отсутствие квалифицированных специалистов по этнографии. С другой стороны в последние годы наметилась тревожная тенденция приписывания предметов традиционного крымскотатарского искусства другим народам. М. Чурлу призвал крымскотатарскую общественность не оставаться равнодушными. По его мнению, такие случаи нужно отслеживать, грамотно фиксировать, давать оценку и обращаться с жалобами во все инстанции.
comments powered by HyperComments