«Дирижирование — это вовсе не профессия, но святое призвание, иногда священнослужение, а нередко даже болезнь… Из всех разнообразных видов музыкального искусства ничто не кажется таким легким, как искусство дирижера. Музыкальное ремесло лишь на поверхности кажется таким легким, а на самом деле такое трудное!»
Шарль Мюнш
Дирижер, священнодействуя своей волшебной палочкой перед хором, оркестром, вызывает прекрасный звучащий шквал голосов. Благодаря ему из глубин душ зрителей выплескиваются волны эмоций и чувств.
Ах, как чудесно одним взмахом рук вызвать бурю восторга в зрительном зале, а следующим взмахом рук укротить, утихомирить эту бурю. Так ли легко это?
«Даже если вы знаете, что дирижерство очень трудно, надо дожить до семидесяти лет, чтобы осознать, насколько это трудно…» — изрек Р.Штраус после сорока с лишним десятилетий дирижерской деятельности.
Дирижер и педагог с многолетним стажем, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вокального искусства и хорового дирижирования Крымского инженерно-педагогического университета Зарема Алиевна АЛИЕВА рассказала нам о профессии, ставшей делом всей ее жизни:
— В годы учебы в Ленинабадском музыкальном училище я поняла, что это мое призвание. Затем окончила дирижерско-хоровое отделение исполнительского факультета Таджикского государственного института искусств (г.Душанбе).
Хотя сегодня и кажется, что профессия несколько утратила свои позиции по сравнению с 1950-1970-ми годами ХХ века, в последние годы интерес студентов музыкальных специальностей к хоровому искусству заметно возрастает, — отметила она.
В жизни Заремы Алиевны сплелись в один букет мастерство хорового дирижирования и педагогическая деятельность.
Учить молодежь мастерски владеть волшебной палочкой дирижера — это ли не талант, требующий тончайшего, индивидуального подхода к музыкальным способностям каждого ученика!
В Средней Азии Зарема Алиевна преподавала в Ленинабадском педагогическом училище, на музыкальном отделении.
С возвращением на Родину в Крым несколько лет работала в симферопольской школе искусств №2, детский хор под ее руководством участвовал в ряде всекрымских конкурсов, неизменно занимая призовые места.
Ныне уже более десяти лет она руководит женским хором заочного отделения факультета, даря зрителям радость от общения с классикой, фольклором, авторскими песнями…
— Работа с хором, с человеческими голосами, с оркестром – завораживает, — говорит Зарема Алиевна.
Звучание хора, оркестра словно соткано из множества сложных узоров, задача дирижера сродни задаче художника — выразительностью рук, мимики, жестов, пластикой тела — управлять звучанием оркестра или хора.
Словно волшебной кистью рисовать картины.
Во власти дирижера — краски множества голосов и музыкальных инструментов.
Специфика профессии дирижера и заключается в том, чтобы пластическими приемами и жестами выразить главную художественную задачу. И свой замысел дирижер воплощает через усилия и труд оркестрантов или хористов, и это требует от него и умения руководить, и вдумчивости педагога и тонкости психолога.
Творчество дирижера немыслимо без основательного знания музыки и смежных искусств (театр, живопись, литература…). Чем больше знает дирижер, тем полнее и глубже его мастерство. А если еще он умеет вдохновить и увлечь коллектив, то это уже настоящий дирижерский дар и призвание.
А еще творчество дирижера предполагает хорошую память, тонкий вкус и физическую выносливость.
Плавные взмахи рук дирижера и его волшебной палочки несут в себе тайный смысл, каждый взмах символизирует аккорды, эмоции, кульминацию произведения…
«Улетают птицы за море» — студент Заремы Алиевны упоенно демонстрирует нам элементы дирижирования звуков осенней песни (автор — Салманов). И глядя на руки будущего дирижера действительно представляешь, как улетают птицы за море — медленно, величаво и немного грустно.
Хоровое пение — веяние современности
— Для крымскотатарской музыкальной культуры в целом хоровое пение не было характерно, но ведь это спорный вопрос, — отмечает Зарема-ханум. — Вспомните коранические распевы — испокон веков наши деды, прадеды читали молитвы нараспев, хором… Не исключено, что отсюда, вероятно, берут начало и старинные напевы — макамы.
В своей научной работе «Развитие музыкально— педагогической культуры крымскотатарского народа, конец XIX — начало XX вв.» (большая благодарность моему научному руководителю А.Глузману) я освещала, в частности, и практику ведения в новометодных школах И.Гаспринского уроков пения, в Симферопольской татарской учительской школе (СТУШ) преподавалась музыка, хореография…
Помимо развития голоса, вокального слуха, хоровое пение способствует развитию воображения, совершенствуется пластика. Могу утверждать даже, что пение в хоре оздоравливает, просветляет, это достижение своеобразного катарсиса.
Дирижер популяризирует все лучшее, созданное композиторами в прошлом и настоящем. Он — учитель и воспитатель своего коллектива. Если он обладает организаторскими способностями, исполнители хора или оркестра, соединяя воедино свои таланты и мастерство, создают красивую и впечатляющую картину музыкального произведения.
По искусству хорового пения созданы учебные пособия: Зарема Алиевна — соавтор (с А. Чергеевым) учебных пособий для хорового класса и дирижерской хоровой практики: «Учебный хор» и «Хоровой класс».
Коллектив авторов учебных пособий был награжден дипломом лауреата всероссийского конкурса на лучшую научную книгу. Сейчас авторы работают над очередным учебным пособием для хора по материалам крымскотатарской мелодики.
comments powered by HyperComments