Кризис вокруг Украины стремительно развивается. Уже на следующий день, после того как президент РФ Владимир Путин 21 февраля подписал указ о признании ДНР и ЛНР, Государственная дума и Совет Федерации единогласно ратифицировали договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с республиками Донбасса.
Члены Совета Федерации затем не менее единогласно дали согласие президенту на ввод российских войск на Донбасс. Не теряя времени, российский МИД объявил об установлении с Донецком и Луганском дипломатических отношений. Признание ДНР и ЛНР поставило точку в бесконечных спорах о необходимости выполнения второго варианта Минских соглашений. И первые и вторые Минские соглашения стали итогом военного поражения Украины в активной фазе донбасского конфликта в 2014—2015 гг. Соглашения предусматривали возвращение республик Донбасса под украинскую юрисдикцию, но на выгодных для России условиях. Киев должен был отказаться от преследования лиц, участвовавших в конфликте, провести конституционную реформу, предоставив Донбассу особый статус. Россия при этом через республики Донбасса могла бы иметь определенное влияние на внутреннюю украинскую политику.
Теперь, когда после долгих лет бесплодных переговоров Минское соглашение стало уделом истории, на первый план выходит новое противоречие. Когда в 2014 году ДНР и ЛНР только создавались, они были провозглашены в границах Донецкой и Луганской областей. В ходе военного конфликта официальному Киеву удалось сохранить под своим контролем большую часть территории этих регионов.
В то же время на территории, контролируемой республиками, проживает большая часть населения Донбасса. Так, на Луганщине ЛНР контролирует южную, плотно заселенную часть региона, в то время как под украинским контролем остаются северные, преимущественно сельские районы. На Донетчине силы ДНР контролируют центральную и восточную части региона, в то время как украинские войска находятся на севере, западе и в значительной части южных районов региона, включая крупнейший порт на Азовском море — Мариуполь. Всего на территории Донбасса, находящейся под властью Киева, может проживать до 2,5 миллиона человек, на территориях, подконтрольных республикам, до 3,5 миллиона человек.
Пока неясно, каким путем будет решаться вопрос о границах республик после их признания Россией. «Но мы рассчитываем, и я хочу это подчеркнуть, что все спорные вопросы будут разрешены в ходе переговоров между киевскими сегодняшними властями и руководством этих республик. К сожалению, на данный момент времени мы понимаем, что это невозможно, поскольку боевые действия там до сих пор продолжаются, и больше того, они имеют тенденцию к обострению. Но надеюсь, что так будет в будущем», — заявил 22 февраля В.Путин.
В течение 7 лет, минувших с подписания второго Минского соглашения, власти Украины отказывались от серьезных переговоров с лидерами республик, обвиняя Кремль в оккупации территории Донбасса. В Москве, в свою очередь, неустанно подчеркивали, что не являются участниками конфликта и требовали от Киева все-таки сесть за стол переговоров с республиками.
В этой связи представляется весьма вероятным новое обострение военных действий на Донбассе, в которые окажутся втянутыми как минимум украинские военные и силы республики Донбасса. Роль посредника в урегулировании нового конфликта может достаться Турции. Недаром турецкие власти в последнее время активно выступают с предложениями о прямых переговорах лидеров России и Украины в Стамбуле.
В целом же Украина и Донбасс в нынешнем своем положении являются лишь клетками на шахматном поле большой геополитической игры, главные участники которой находятся в тысячах километров от места основных событий. Так, США, надо полагать, вполне устроит даже прямое столкновение между Россией и Украиной. При всем при том, что шансов у Киева на успех, как признают многие аналитики, в таком конфликте нет.
Конфликт Украины и России может окончательно расстроить отношения России с Европой, что, в частности, подразумевает отказ Германии от второй нитки газопровода Северный поток, на строительство которого российский Газпром истратил много миллиардов долларов. Сокращение европейцами потребления российского газа повысит спрос на другие источники энергоносителей, в частности американский сжиженный газ.
Продолжение противостояния с Россией заставит европейских членов НАТО и дальше придерживаться принципов евроатлантической солидарности и делает для них обоснованным сохранение и расширение американского военного присутствия в Европе.
На этом фоне Китай сохраняет показательный нейтралитет, выступая с одной стороны против санкций в отношении РФ, а с другой высказываясь за территориальную целостность Украины. Пекину выгоден разрыв России с западным миром, в то время как он сам не спешит ввязываться в конфликт, предпочитая наращивать собственные силы и по возможности сохранять активные экономические связи с ведущими европейскими странами.
Тем временем в Восточной Европе в воздухе все более усиливается запах пороха…
P.S. Пока верстался номер. Около шести часов утра 24 февраля президент Российской Федерации выступил с обращением к народу, в котором объявил о начале специальной военной операции на Донбассе. В.Путин объявил, что в планы российской стороны не входит оккупация Украины, но Россия будет стремиться к ее демилитаризации. Утром 24 февраля, по сообщению РИА Новости, в российском министерстве обороны заявили о том, что «высокоточными средствами поражения выводятся из строя военная инфраструктура, объекты ПВО, военные аэродромы, авиация Вооруженных сил Украины».
comments powered by HyperComments