Говорят, настоящий артист по-настоящему счастлив только на сцене. Ну, а в отношении руководителя ансамбля «Джемиле» Джафера Абдувелиева эту фразу можно с уверенностью продолжить: счастлив тот артист, чьи ученики достойно представляют на сцене свое национальное искусство. Ансамбль «Джемиле», созданный 25 лет назад Заслуженной артисткой Крыма Джемиле Османовой, исполнение танцев «Тым-Тым» и «Эмир Джелял ве хайтарма» которой войдет в историю крымскотатарской хореографии, сегодня успешно развивается, радуя зрителей новыми яркими концертными постановками и победами в различных престижных конкурсах и фестивалях. Джафер успешно продолжает дело своего учителя, подхватив эстафетную палочку из рук Джемиле-ханум, и ансамбль, теперь уже под его руководством, собирает полные залы на ежегодные отчетные концерты. Представлять Джафера Абдувелиева не нужно: читатели «Голоса Крыма» с ним знакомы по ряду публикаций, а зрители – по запоминающимся танцевальным композициям. Но вот о том, что танцор и хореограф в этом году удостоен Сертификата и почетного титула члена Международного Совета по танцу ЮНЕСКО, основанного в 1973 году и объединяющего организации, школы, ассоциации и частных лиц в более 170 странах, рассказать стоит.
«Джемиле» с Джафером в танцах
Джафер, выросший в семье педагога (мама – учитель начальных классов) и музыканта (отец – трубач в ансамбле «Алты бойдакъ»), не мог не перенять от родителей педагогические способности и любовь к национальному искусству. С шести лет его записали на бальные танцы, которые не впечатлили мальчишку, и он перестал посещать их. Зато в двенадцать, узнав от товарищей об ансамбле «Джемиле», сам отправился в симферопольский Дом культуры железнодорожников, где дважды в неделю Джемиле Османова проводила занятия.
— Поначалу было смешно и неловко, — улыбаясь, рассказывает Джафер. – Джемиле-ханум выделила для меня девочку, которая отдельно со мной разучивала базовые движения. Перед группой, уже несколько лет занимающейся танцами, я выглядел неловким новичком. Признаться честно, морально это мне давалось нелегко. Но раз решил – нужно добиваться, и я, стоя сзади, усердно повторял и отрабатывал все движения. Пока однажды мне не довелось заменить отсутствовавшего юного танцора. Так это место и закрепилось за мной. С тех пор мы с моими друзьями Джемилем Аблаевым и Билялом Кадыровым, которые тоже занимались в ансамбле «Джемиле», выступали вместе на свадьбах, выезжали с ансамблем в города Крыма, Украины, принимали участие в конкурсах и фестивалях в Беларуси, Румынии, Турции. Увлечение танцами подарило возможность представлять свое национальное искусство за пределами Крыма и расширить свой кругозор.
На сцене — «Джемиле»
После окончания школы, Джафер немного колебался в выборе будущей профессии. Сдав успешно ВНО (внешнее независимое оценивание), прошел и в Крымский Национальный экономический университет (КНЭУ) и в Крымский университет культуры, искусств и туризма (КУКИиТ). Решил учиться в обоих вузах, только на факультете «маркетинг торговой деятельности» — заочно. Но занятия в «Джемиле» не бросал.
На втором курсе Джафер полгода вместе с командой из 10 студентов и руководителя – преподавателя КУКИиТ, в качестве профессиональной практики выступали с программой современных танцев в ряде отелей г.Анталья (Турция).
— Это тоже для меня стало хорошей школой, — делится Джафер. – Для туристов многочисленных отелей вдоль побережья Антальи и пригорода организаторами были предусмотрены различные концертные программы и шоу-развлечения, для проведения которых приглашались артисты со всего мира, и мы оказались в их числе. Нас всех разместили в одном ложмане – отеле-общежитии для обслуживающего персонала. Знакомство и общение с танцорами, акробатами и циркачами из разных стран позволили оценить и сравнить технику их исполнения, пластику. Мы увидели разнообразие возможностей организации хореографических шоу и вообще всей кухни индустрии и культуры развлечений, и что немаловажно, сами были ее участниками, исполняя современные танцы.
Ученик Джемиле стал учителем «Джемиле»
После полугодовой практики в качестве солиста танца экстра-шоу в Турции, Джафер Абдувелиев, пройдя конкурсный отбор, пару лет выступал артистом балета Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра под непосредственным руководством известного хореографа Мунира Аблаева. Приходилось совмещать работу, включающую ежедневный часовой тренаж, с учебой в двух вузах.
В 2016 году Джафер, откликнувшись на предложение своего Учителя Джемиле Османовой, продолжил руководство ансамблем вместо нее.
Ученик с Учителем — Джемиле Османовой
— Важно было сохранить ансамбль, тот потенциал и любовь к национальному искусству, которые сумела передать нам наш учитель. Я почувствовал, что смогу это сделать, и благодарен и своим ученикам и родителям за доверие. Та хореографическая школа, заложенная Джемиле-ханум, дает мне возможность в полной мере реализовать себя в этом направлении, проявляя свою индивидуальность. В свое время Джемиле-ханум сумела нам передать мужскую технику исполнения, оставаясь при этом нежной, хрупкой и изящной. Теперь и мне, помимо мужской для парней, удается обучить своих учениц женской технике исполнения. Я же годами видел, как это делала она, буквально на глазах перевоплощаясь из статного, раскинувшего в размахе крылья, орла в нежного, плывущего по водной глади, грациозного лебедя. В танце — вековые традиции народа, взаимоотношения между женщиной и мужчиной, семейные ценности. Он – олицетворение опоры, защиты, мужества и смелости, она – скромности, нежности и заботы.
Сам себе строгий критик
— Джафер-бей, наверное, сегодня мы не испытываем недостатка в различных школах, студиях и кружках крымскотатарского танца. Как вы оцениваете подобную тенденцию и как воспринимаете критику в свой адрес?
— Радует, что не только в крымских городах, но и селах, в местах компактного проживания крымских татар открываются хореографические кружки, ансамбли и студии. Я всегда отмечаю, что мы не танцами занимаемся – мы развиваем национальную культуру. Это любовь к родной земле, традициям, языку, искусству. Мы через танцы сохраняем свою идентичность. Через количество — в процессе самосовершенствования, работы над собой — приходит качество. В состязаниях, соревнованиях, конкурсах воспитывается вкус, умение оценить лучшее. Каждый коллектив будет стремиться выглядеть лучше – в этом и есть принцип развития.
Я в первую очередь очень требователен к себе, потом к своим ученикам. Я сам себе самый строгий критик. Только в день концерта, когда я и мои ученики на сцене, чувствую состояние полной удовлетворенности, но после вновь нахожу, что можно было бы сделать лучше, что круче, а что немного по-другому. Критически оцениваю себя и свою работу и из критики со стороны стараюсь извлечь максимальную пользу. Для артиста важно мнение Зрителя, каждая его эмоция, и если есть справедливая критика – значит стоит с удвоенной силой, не опуская рук, работать над ошибками.
Хотелось бы, чтобы развивались и крымскотатарская музыка и вокал. Мы ставим новые хореографические постановки на старую музыку и песни. Нам не хватает музыки, новых песен, все должно развиваться в комплексе. Школы танцев есть, а где наши будущие композиторы, песенники? Я благодарен Арсену Османову, который по моей просьбе написал музыку к моей хореографической постановке «Биз Къырымдан» (Мы из Крыма), которая была представлена на отчетном концерте в 2017 году и стала нашей своеобразной визитной карточкой. Эта совместная работа по достоинству была оценена публикой. С ней ансамбль «Джемиле» успешно выступил на Международном конкурсе в Грузии. Сами понимаете, в этом конкурсе приняли участие лучшие коллективы Грузии, а это достаточно сильные соперники, но мы заняли 1 место, Гран-при, безусловно, достался грузинам. Должен отметить грузинскую хореографическую школу, это особое почтение к своему национальному, они бережно и очень ответственно относятся к традиционному народному искусству, не допуская смешения ни в вокале, ни в музыке, ни в танце. Этому стоит поучиться. Задача крымскотатарских коллективов — сохранить свое лицо, свой стиль, свой почерк во всем, нам нельзя распылять свое искусство.
— Расскажите, пожалуйста, со сменой руководства ансамбля поменялась концепция его работы?
— Концепция все та же — развитие национальной культуры. Цель работы ансамбля, собственно, с которой он и создавался, осталась прежней. Мы отталкиваемся от школы танца Джемиле Османовой, но готовим новые программы. В ансамбле «Джемиле» восемь групп, и у каждой свое собственное название, свои собственные постановки. Безусловно, на первом отчетном концерте мы использовали некоторые прежние постановки — «Назик къызлар», «Баарь оюны», дополнив новыми. Зрителя нужно каждый раз удивлять новыми работами, на каждый отчетный концерт у нас премьера. В 2017 году мы заказали новые костюмы, выступили с программой «Мен Къырымдан», в 2018 году – «Мераба, Миллетим!». Прошлогодний отчетный концерт «Яшасын Къырым!» собрал полный зал Государственного академического музыкального театра. Пришлось повторить его на второй день. Нас ежегодно тепло и радушно встречают в Турции.
Крымскотатарскому искусству — мировое признание
— Вы вошли в состав Международного совета по танцу ЮНЕСКО, что это дает в плане вашего развития и развития вашего ансамбля?
— Начну с того, что ансамбль «Джемиле» в прошлом году получил Гран-при Международного хореографического конкурса, проводившегося в Москве. Готовимся к финальному выступлению в июне. Стоит отметить, что Международный совет по танцу – единственная официальная организация, объединяющая все формы танца во всех странах мира. Она основана в 1973 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и является официальным партнером ЮНЕСКО, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Став членом Высшего органа хореографического искусства в мире, получаешь возможность представлять свою работу на всероссийских конгрессах, международных фестивалях, конкурсах, организованных его членами, получать информацию о грантах, приглашениях на выступления. Это дает возможность представлять культуру своего народа на международных площадках и сценах. Одна из моих задач — поднять крымскотатарское искусство на мировой уровень.
comments powered by HyperComments