Курс валют USD 0 EUR 0

Джелял Меинов: у истоков театра

Комментариев: 0
Просмотров: 611

Дочь театрального деятеля Тамара Меинова передала в музей архив отца

(«ГК» №8, 22. 02. 2013 г.)

 

Садиха ЗИЯДИНОВА

Так сложилось, что страницы культуры нашего народа в один момент своего существования разорвались на самые мелкие кусочки. Но между этими кусочками остались крепкие невидимые нити взаимосвязи. Крепкие – потому что душу народа сберегали преданные его представители. И если мы связываем развитие профессиональной музыки крымских татар прошлого века с именем композитора Асана Рефатова, народную крымскотатарскую песню с именем Сабрие Эреджеповой, то невозможно не связать историю становления Татарского государственного театра (таково было его официальное название до 40-х годов прошлого столетия) с личностью Джеляла Меинова.

 

До недавнего времени о судьбе этого разностороннего по диапазону творческой деятельности человека – юриста, режиссера, актера, публициста, автора многочисленных материалов можно было узнать в исследовательских работах, посвященных истории нашего театра. Как пример назову первую монографию о национальном театре Гани Мурата, из современных ученых это материалы об истории театра Исмаила Керимова, Исмета Заатова и других авторов. Как живой пример общения с ним хотелось бы привести встречу Сабрие Эреджеповой с Джелялом Меиновым, которую она описала в своей книге: «Санада бир сырагъа тизильгенде, режиссер Джелял Меинов меним яныма келип: — Я бу чипчени де неге сайлядыныз ?…»(«Когда все мы выстроились на сцене, режиссер Джелял Меинов, подойдя ко мне, спросил: — А этого цыпленочка для чего взяли?..»)

Тамара Меинова

 

И очень притягательной силой в изучении жизни и творчества незаурядных личностей такого масштаба бывает информация из его близкого окружения – семьи, родственников, коллег, словом, всех, кто был с ним рядом на протяжении его жизненного пути, и кого, к сожалению, становится все меньше. В этой связи ценным для Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия являются сведения дочери Джеляла Меинова, в настоящее время проживающей в городе Ташкенте. Тамара Меинова, в прошлом году отметившая свое 95-летие, при содействии друзей передала в фонды нашего музея уникальные документы отца – свидетельства об окончании Татарской учительской школы и юридического факультета Санкт-Петербургского университета, фотографии, поделилась воспоминаниями о его жизни. С детства занимаясь танцами, Тамара Меинова, как и отец, посвятила себя искусству – занимаясь в балетной школе, стала балериной, танцевала на одной сцене со знаменитой Галией Измайловой. С ее слов, Лиля Биарсланова записала историю жизни талантливого человека, сподвижника национального искусства, стоявшего у истоков театрального искусства крымских татар, с которым жестоко расправился сталинский режим. Объявляя врагами народа неординарно мыслящих, передовых в своих взглядах лучших представителей народа, он нещадно их истреблял, многих приговаривал к расстрелу, других отправлял в лагеря, что было фактически равносильно смерти, так как выжить в таких нечеловеческих условиях удавалось лишь единицам.

Воспоминания дочери Тамары Меиновой являются источником информации для исследователей, ведь культурная жизнь 1920-х-1930-х годов уже стала историей, и все это можно считать документами времени. Представляем вниманию читателей эти воспоминания.

… Джелял Абдульмеин-оглу Меинов родился в Бахчисарае 17 мая 1881 года в довольно бедной семье. Но у мальчика была большая тяга к знаниям. Он рано научился читать и не расставался с книгой. Сначала обучался в местной духовной школе, а затем поступил в Симферопольскую татарскую учительскую школу, которую успешно окончил, и по рекомендации педагогов был направлен в феодосийскую гимназию, где обучался на благотворительные средства. После окончания гимназии поступил в Новороссийский университет, а затем перевелся в Петербургский. В июле 1907 года был зачислен на юридический факультет. По окончании учебы в 1913 году он едет в Крым.

Будучи студентом, посещал музеи, выставки, театры, концерты классической музыки. Жизнь и учеба в Петербурге очень многое дали ему в смысле духовного и культурного роста.

По возвращении в Крым он жил в Бахчисарае, работал в городском суде, женился на Фатьме-ханум Кайтазовой (племянница И. Гаспринского, дочь его сестры). В 1924 году его перевели в г. Акмесджид (Симферополь) на работу в областной суд. Его семье была предоставлена большая квартира на ул. Грузинской в доме № 4 (в бывшем доме Хайкина). Его дочь Тамара, родившаяся в 1917 году, училась в школе и занималась балетом.

Джелял Меинов хорошо пел, танцевал, играл на разных инструментах. Танцуя, он часто приговаривал: «Смотрите: я не танцую, я рисую». И действительно, его танец был похож на рисунок, об этом свидетельствовали его друзья и знакомые. Человек общительный, высокообразованный, он быстро влился в культурную жизнь города. Это было замечено: его вызвали в областной отдел культуры и в 1926 году предложили создать труппу Татарского драмтеатра при Русском драмтеатре. Дж. Меинов активно взялся за работу по подбору актеров. Неоценимую помощь ему оказал У. Боданинский, как художник, знающий многих талантливых людей. Так была создана труппа. В театре ставились пьесы как классического репертуара (Шекспир, Шиллер), так и пьесы молодых татарских авторов. Многие сценарии для постановок Меинов писал сам в содружестве с Умером Ипчи. В художественном оформлении спектаклей помогал У. Боданинский, в музыкальном — Асан Рефатов. Среди пришедших в театр актеров Асан Ногаев играл характерные и возрастные роли, Грабов – героев-любовников, женские роли – Сара Байкина, Хайри Эмир-заде – актер, художник – Яновский.

В доме Меиновых бывало много гостей. Это были коллеги по театру и актеры русской труппы: Полевой, Переговец, Царев и другие.

В конце 1928 года Джелял Меинов был арестован по навету и отправлен сроком на 5 лет в лагерь на Соловки, где принимал участие в лагерной самодеятельности. После окончания срока он вернулся в Акмесджид к семье, но ему было запрещено проживать в Крыму. Забрав семью, он уехал в Ташкент, где проживали родственники жены. В период ареста его заслуги по созданию театра и даже имя были преданы забвению. В Ташкенте он работал юристом.

В 1938 году Меинов был повторно репрессирован, отправлен в лагерь. Новый пятилетний срок он отбывал в среднеазиатских лагерях, где тяжело заболел и умер.

В 1958 году Дж. Меинов посмертно реабилитирован по двум необоснованным заключениям. Документы по реабилитации выданы дочери.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог