Их жизнь – Театр!
«Голос Крыма» открывает новую рубрику «Их жизнь – Театр!», чтобы ближе знакомить с артистами, драматургами, режиссерами, людьми, чья жизнь и творчество тесно связаны с Его величеством Театром.
Она грациозна и женственна, сдержана и кокетлива, бесстрашна и легкомысленна, озорна и непредсказуема. Она разная в разных образах, но игра этих образов всегда желанна для зрителя.
Арзы къыз, Аслыхан, Алиме Абденанова, Нияр из «Дубаралы той -2», Люсиль из «Мещанина во дворянстве», Дорина из «Тартюфа», Марсела из «Собаки на сене», Элеонора из «Къомшулар» (Соседи), Жозефина из «Эки асыр арасында» (На стыке веков) и ряд других запоминающихся ролей, в которых блистает талантливая актриса Элина Мустафаева, отметившая в этом году свой сорокалетний юбилей.
На очередном спектакле в зале Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра зритель наслаждается игрой актеров, ежедневно по несколько раз вживающихся в образы своих героев. Публика, затаив дыхание, погружаясь в действо, забывает о том, что у актеров есть своя жизнь, совершенно непохожая на ту, что они проживают на театральной сцене.
Сегодня Элина Мустафаева предстанет перед читателем не только как актриса, она также успешна в своем реальном образе – образе мамы, дочери, внучки, супруги. Это, как она сама говорит, ее самые главные роли в жизни.
«Топузлы шалым» Эльмиры-хартана
— Всю свою еще неосознанную и уже осознанную жизнь я ощущаю тепло и поддержку своей любимой Эльмиры-хартана. Она родом из Алушты и помогала растить моим родителям нас, троих ее внуков. Я была самой старшей, ее первой внучкой, и она, не скажу, что была очень музыкальной, но всегда, чем бы ни занималась по дому, напевала народную песню: «Анам, меним топузлы шалым…». И мы, все ее внуки, еще будучи маленькими, знали эту песни и тоже всегда пели. В юности она очень хотела выступать, исполнять песни, но время было другое, послевоенное, и Эльмира-хартана даже мечтать об этом не смела, братья бы не позволили…
С поддержкой Эльмиры-хартана внучка Элина стала актрисой
И вот, годы спустя, когда этот выбор коснулся ее любимой внучки, Эльмира-хартана была одной из первых, кто поддержал меня в этом начинании. Это она привозила меня каждую неделю на занятия по вокалу из села в Симферополь. Помню, в 1999 году она поехала со мной сдавать документы и экзамены в Харьковский институт искусств имени И.Котляревского. По ее настоянию и вместе с ней мы сняли для меня комнату в квартире с хозяйкой, чтобы были порядок, дисциплина и ответственность. И вы видели бы глаза Эльмиры-хартана, когда я пришла и сказала, что успешно сдала экзамены и прошла на бюджетное обучение. С ее поддержкой и благословением и окончила театральный вуз. Хоть и нет ее уже с нами, я по сей день ощущаю ее тепло, поддержку и часто в память о ней напеваю «Анам, меним топузлы шалым…»
Девушка из Багдада
— А родители как восприняли ваш выбор стать артисткой?
— Мама была тоже только за, а папа не очень-то обрадовался. Для него это было несерьезное занятие. У меня был прекрасный аттестат, я хорошо училась в школе и при желании могла бы поступить в любой другой вуз. И я прекрасно понимаю, что для отца отпустить юную дочь из провинции одну на четыре года в большой город – это трудное решение. И вот тут-то поддержка Эльмиры-хартана сыграла немаловажную роль. Стоит отметить, что сегодня отец больше всех гордится тем, что его дочь актриса.
— Яркие сцены из вашего детства и первые детские роли.
— Родилась я в Багдаде, и когда говорю об этом, то у многих это вызывает недоверие и улыбку. Да-да, так в моем паспорте и записано. Это поселок городского типа Багдад – тезка знаменитой ближневосточной столицы, расположен в Ферганской долине Узбекистана.
Мои родители оба историки, окончили ТашГУ. Дома они любили часто спорить, я помню их дебаты по поводу различных исторических дат и событий. Мой дедушка Аблялим — кезлевли ногай, ему я благодарна за свою кровную близость к ногаям. Вот этот языковой колорит — джыллы-джыллы джаныма келе (горячо-горячо душу греет)… В детстве я любила всех развлекать своими выступлениями. Аблялим-картбаба объявлял мои номера не иначе как: «Выступает народная артистка», а я пела, танцевала, декламировала свои белые стихи-экспромты: что вижу, о том и говорю. В детском саду, как, наверное, все девочки советской эпохи, была Снегурочкой и снежинкой.
Сцена — всерьез и надолго
— В Крым вы переехали с родителями в семилетнем возрасте, можно сказать, вполне осознанное детство и ваше становление прошло уже на родине предков. Как вас принял Крым и как вы восприняли его?
— Да, это был 1989 год – начало массового возвращения нашего народа на историческую родину. И мы приехали в Евпаторию – Кезлев, откуда родом Аблялим-картбаба, где стоит его дом, но в него хотя бы заглянуть одним глазком ни тогда, ни сегодня не позволяют новые хозяева. С пропиской и жильем было сложно, нас приютили на пару месяцев знакомые в селе в Сакском районе. Моих родителей, как молодых специалистов, сразу пригласили работать в школу. Потом они купили дом, достраивали и пристраивали сами, я училась в сельской школе и все годы учебы принимала участие во всевозможных фестивалях, конкурсах: чтецов, танцоров, певцов, юных талантов, и привозила дипломы и грамоты за 1, 2 места. Школа гордилась моими успехами, и родители, конечно, тоже, но они тогда и предположить не могли, что это настолько всерьез и надолго…
— Почему вы выбрали сцену? Это был ваш выбор?
— В 11 классе я начала задумываться о своей будущей профессии, своем вокальном обучении. Родители сомневались в моих способностях, решили отвезти в Симферополь, чтобы меня прослушал специалист и компетентно отговорил от этой затеи. Известный педагог, руководитель вокального ансамбля «Бульбуллер», заслуженный работник культуры Крыма Ремзие Аблямитова прослушав меня, обернулась к родителям и сказала: «Если бы вы раньше на пару лет приехали, то мы бы с ней все фестивали объездили. Где ж вы раньше были?». Так, в 16 лет я стала петь в составе «Бульбуллер» и занималась по выходным вокалом у Ремзие Абибуллаевны… И именно она показала меня актеру, театральному деятелю и режиссеру Ренату Бекташеву, который увидел во мне актерские задатки: и вокал и танцы – это все твое, поступай в театральный, — предложил он мне.
— Кому или чему вы обязаны в своем становлении как актрисы?
— Самый мощный фундамент в моем становлении как актрисы заложил руководитель курса факультета актеров театра и кино Харьковского института искусств (позже он стал Национальным университетом) народный артист Украины Евгений Васильевич Лысенко, к сожалению, ныне уже покойный. Я с огромной благодарностью вспоминаю его и многих других сильнейших педагогов, столько вложивших в нас. Вы знаете, я не так вспоминаю школьные годы, как студенческие, они настолько были насыщены творчеством, поиском идей, открытием и постижением себя, искусства.
Гран-при за роль Аслыхан
— Вы отмечали в одном из интервью, что вам более близки постановки, где ярко представлен крымскотатарский национальный колорит, такие спектакли, как «Мисхор къызы» и «Аслыхан», за игру в последнем вы, кстати, удостоены Гран-при международного фестиваля «Боспорские агоны». Расскажите о своих ролях на сцене Крымскотатарского театра, своих наградах.
— Окончив университет с красным дипломом, я не задумываясь вернулась в Крым. Потому что знала, что есть единственный в мире Крымскотатарский театр, где я смогу реализовать себя, хотя были предложения остаться работать в Харькове. С 2003 года я актриса Крымскотатарского театра, и буквально на следующий год исполнила главую роль Арзы в спектакле «Мисхор къызы». Мы ездили с этим спектаклем в Стамбул и выступали на известном мосту, который в этот день специально перекрыли для театральных представлений. Спектакль был восторженно принят турецкой публикой, и многие театральные критики высоко отозвались об этой постановке и игре актеров. Затем была роль Аслыхан, и я счастлива, что это случилось в моей судьбе. В 2009 году «За лучшую женскую роль» в спектакле «Аслыхан» Э.Шемьи-заде я была удостоена диплома лауреата премии Крымского республиканского отделения Национального союза театральных деятелей Украины. Есть и другие дипломы и грамоты, благодарности крымского министерства культуры и министра культуры Чеченской республики.
— На своей страничке в соцсетях вы подписали свою фотографию строчками известного французского поэта:
Весь мир — театр, мы все – актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Довольны ли вы распределением ролей в жизни вообще и на сцене в частности?
— Мы с удовольствием играем и зарубежную драматургию, люблю Шекспира, Лопе де Вега, но нашему, крымскотатарскому зрителю особенно близки национальные спектакли. Они роднее и горячо воспринимаются. Особенно наша классика, Эшреф Шемьи-заде, я горда тем, что сыграла в его «Аслыхан». Конечно, каждый актер, наверное, видит себя в главной роли, но режиссеру при распределении ролей со стороны виднее. И это хорошо, что можно пробовать себя в разных амплуа.
— Артист проживает несколько жизней, вы в театре уже 19 лет, это ж сколько жизней-ролей? Бывает ли, что роль не нравится, а режиссер определил ее для вас?
— Тут важен опыт, роль на преодоление. К примеру, роль служанки Марселы в «Собаке на сене» мне сначала показалась какой-то несерьезной, но прочувствовав, вжившись в нее, я ее полюбила. Интересно пробовать себя в разных амплуа, это помогает и расширяет диапазон возможностей актера. В творческом коллективе, где все очень ранимы и болезненно воспринимают распределение ролей, – это важная мотивация, когда ощущаешь дыхание в спину. Каждый старается и выкладывается по максимуму. Артисты – это маленькие дети, их похвалят – они счастливы, это их окрыляет; поругают, покритикуют – обидятся, замкнутся, закроются в себе. Бывает, спектакль играют два-три состава, одну и ту же роль играют разные актеры. Это как соревнование: кто лучше. Вот эту сцену я так сыграла, ты так. Это нормально. Я больше скажу: одну и ту же роль, одну и ту же мизансцену, в одних и тех же костюмах, на одной и той же сцене, с теми же репликами каждый актер сыграет по-своему. Но ведь это-то и отлично.
— В этом году у вас юбилей. Чем знаменательна для вас эта круглая дата, какими интересными ролями?
— Для меня очень значимы роли легендарной бесстрашной разведчицы Алиме Абденановой и Сабрие Эреджеповой (если зритель помнит, в этом спектакле ее роль в разные периоды жизни играли разные актрисы, и мне довелось сыграть ее в уже зрелые годы), Жозефины в «Эки асыр арасында» об Исмаиле Гаспринском, Марселы в «Собаке на сене», Элеоноры в «Къомшулар» — это легкая комедия. Очень часто приглашали и приглашают быть ведущей концертов, принимала участие в совместном проекте с телеканалом «Миллет», где артисты театра представляли в детской телепрограмме крымскотатарские сказки.
— Каково в крымскотатарской семье маме, жене, дочери быть профессиональной актрисой? Совместимы ли эти роли в жизни, в быту? И у кого в вашей семье всегда главные роли?
— Я очень люблю свою профессию, но семья всегда на первом месте. Бывают в жизни и взлеты и падения, я благодарна за понимание, поддержку моему мужу Расиму Эмурсалиеву, моим родным, которые всегда рядом и готовы протянуть руку помощи. Конечно, как любой мужчина, мой муж хотел бы, чтобы я занималась только детьми и домом.
Семья на первом месте
Около пяти лет я была в декретном отпуске: между Эмилией и Азизом разница два с половиной года. Но мы с семьей все обсудили и решили, что мне будет не хватать любимой работы, которой я училась, к которой стремилась все свои годы, насколько она важна для меня. Главная роль в нашей семье всегда за моим супругом, все решается и делается с его согласия. Я понимаю, как трудно быть мужем актрисы. Мы часто выезжаем на гастроли в другие города, отсутствуем по несколько дней, но я знаю, что дети вместе с отцом. Бывает, приезжаем с выездных спектаклей из Керчи, Ленино поздно, знаю, что муж разогреет то, что я приготовила заранее, накормит детей и спать уложит. Хочется больше времени проводить вместе с семьей, ловлю моменты школьных каникул и праздников, беру отпуск за свой счет, чтобы как можно больше посвятить времени и внимания своим самым дорогим и близким.
Главный критик – режиссер
— Кто самый авторитетный критик для вас? Как оценивают вашу игру дети, родные?
— Нужно сказать, что близкие – это, как правило, не самые объективные критики. Им всегда все нравится, все замечательно. Возможно, когда дети немного подрастут, будут более критичны. А пока я их вожу на все наши сказки и детские представления. Я очень мнительна и часто сомневаюсь, после каждой премьеры не могу уснуть до утра, снова и снова проигрываю роль, вспоминаю детали. Занимаюсь безутешным рефлексированием: может надо было так сказать, так повернуться, а на репетициях я сыграла так, а на премьере эдак.
Поэтому главный критик для меня – режиссер, после каждой премьеры у нас обсуждение, готова все выслушать, все принять. Очень уважаю мнение артистов старшего поколения, корифеев нашего театра с богатым профессиональным и жизненным опытом.
— Что для вас неприемлемо в жизни и на сцене? В актере и в человеке?
— Не люблю на сцене, если говорить об артистах, когда работают спустя рукава, да, это сложно — пропускать роль через себя, но я требовательна к себе и хотелось бы полной отдачи от других тоже. Не приемлю непрофессионализма. В жизни не люблю лжи и лицемерия, не люблю фальшивых людей. Нужно всегда оставаться самим собой, пусть быть кому-то неудобным, противоречивым, но самим собой… Когда я вижу разрыв между реальным человеком и тем, кем он пытается представить себя, у меня происходит внутренний диссонанс. Не приемлю еще подлости, когда исподтишка, из-за угла…
Скоро Новый год — значит, новые роли
— Расскажите о ролях в кино.
— Их много, эпизодических ролей в разных фильмах. В «Неравном браке» мне пришлось сняться со своим трехмесячным сыном, нужен был по сценарию младенец. Снялась в фильмах «Улыбка пересмешника», «Анна Герман», «Казанова», «Золотая орда». В прошлом году в фильме «Золото» мы снялись вместе с дочерью Эмилией, причем она с первого дубля сыграла все как надо.
— Если ваши дети выберут вашу профессию в будущем, вы их поддержите?
— Надеюсь, они выберут другой путь. Это сложный, неблагодарный и неоплачиваемый должным образом труд. Но я твердо уверена, какое бы они ни приняли решение, какую бы ни выбрали профессию, мы с мужем примем и поддержим их выбор.
— Несыгранная вами звездная роль, о которой мечтаете.
— Очень долгое время мечтала о роли Кармен. Теперь мне кажется, что я уже выросла. Мне она уже не интересна. И я заболела новой ролью – ролью Заремы из «Бахчисарайского фонтана». И мне посчастливилось ее играть. Это пушкинский «Бахчисарайский фонтан» в трактовке молодого драматурга Эдипа Эмира. Его прочтение значительно отличается от оригинала, он внес в эту поэму много нового и, на мой взгляд, интересного. Уже в этом году зритель сможет ее оценить. Мне нравится эта роль, и сегодня я понимаю, что именно ее ждала и о ней мечтала все эти годы.